Кого за встречку, а кого за пьянку: Татарстан поделится с Москвой доходами от роста штрафов ГАИ

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

В среднем в полтора раза вырастут с 1 января штрафы за нарушение ПДД – соответствующие поправки в КоАП РФ приняла вчера Госдума. Например, штраф за пьяную езду вырастет до 45 тыс. рублей, а за выезд на встречку – до 7,5 тыс. При этом скидки за быструю оплату штрафов, наоборот, уменьшатся вдвое. Кроме того, федеральный Минфин настаивает, что регионы должны перечислять четверть доходов от штрафов ГАИ в федеральный бюджет. «РТ» поинтересовалась у экспертов, действительно ли выросшие штрафы помогут снизить аварийность и не обеднеют ли региональные бюджеты от потери взысканий с нерадивых водителей.  

Кого за встречку, а кого за пьянку: Татарстан поделится с Москвой доходами от роста штрафов ГАИ

А ТЫ НЕ НАРУШАЙ

Поправки в КоАП, предусматривающие повышение штрафов за нарушение Правил дорожного движения, Госдума приняла во втором и третьем чтениях 12 декабря. При этом депутаты ужесточили только денежное наказание, а срок лишения прав (оно как альтернатива или дополнение к штрафам предусмотрено за серьезные нарушения) останется прежним.

Например, с 1 января 2025 года за пьяное вождение или отказ от медосвидетельствования придется заплатить 45 тыс. рублей вместо нынешних 30 тыс., а также попрощаться с водительскими правами на 1,5-2 года. За проезд на красный оштрафуют на 1,5 тыс. рублей (сейчас размер штрафа составляет 1 тыс.), за выезд на встречную полосу или поворот налево (разворот) в неположенном месте накажут штрафом 1,5-2,5 тыс. рублей вместо 1-1,5 тыс., а штраф для «обочечников» вырастет с 1,5 тыс. до 2,5 тыс. рублей.

Помимо этого, Госдума уменьшила с 50% до 25% скидки для тех, кто быстро оплачивает штрафы. Правда, воспользоваться скидкой можно будет в течение 30 дней, а не 20, как было раньше.

Предполагается, что ужесточение наказания повысит дисциплину водителей и поспособствует снижению аварийности на дорогах.  По статистике Управления ГАИ по РТ, в этом году на дорогах республики произошло 3052 ДТП, в которых 302 человека погибли и 3723 пострадали. Самой частой причиной аварий стал выезд на встречную полосу (248), на втором месте – езда в нетрезвом виде (192), замыкает тройку непристегнутый ремень безопасности (58).

Кого за встречку, а кого за пьянку: Татарстан поделится с Москвой доходами от роста штрафов ГАИ

«ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО НЕ ПОМОГАЕТ»

– Пока штраф – это единственный инструмент государства для профилактики нарушений ПДД, но опыт показывает, что прежние повышения штрафов не повлияли на число нарушений на дорогах и не помогли снизить аварийность, – прокомментировал «РТ» нововведение депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов.

На вопрос, не оскудеет ли республиканский бюджет из-за того, что придется делиться доходами от штрафов с федеральным центром (сейчас туда поступают только штрафы за превышение веса грузовиков), депутат ответил, что потеря не будет заметной.

– Предложение Минфина в качестве законопроекта Госдума пока еще не обсуждала, но если доходы предлагается перераспределить, важно понять, куда направят эти 25%, которые поступят в федеральный бюджет из регионов. В региональном бюджете эти деньги преимущественно отправлялись в дорожные фонды и шли на обеспечение безопасности людей. Вполне возможно, что и в федеральном бюджете они будут направляться на эти же цели, – предполагает Фаррахов. – А за счет того, что штрафы существенно увеличатся, доход регионов не уменьшится. Понятно, что с учетом инфляции реальный размер доходов будет несколько меньше, но цифры, я думаю, останутся прежними.

«НАДО ПОПОЛНИТЬ БЮДЖЕТ»

Юрист Федерации автовладельцев России в РТ Владлен Копвиллем также уверен, что от повышения штрафов водители лучше ездить не станут.

– Это просто фискальные меры, в нынешней непростой экономической ситуации надо пополнить бюджет, отсюда и желание забрать у региона 25% дохода. В принципе регионы останутся при своих, а федералы дополнительно получат 50-60 млрд рублей, – привел цифры Копвиллем. – Основная задача нашей Федерации – уменьшить расходы людей на содержание автомобиля, поэтому, естественно, я против всякого повышения, тем более что вторая часть наказания – лишение прав – осталась прежней. Снижение аварийности – это комплексная задача. Начинать надо с азов, учить детей ПДД, подавать им своим поведением пример. Также необходимо ужесточить обучение в автошколах и сам экзамен на водительские права. Я недавно видел, как в Германии принимают экзамен: там на эстакаду надо задним ходом заехать, «восьмерку» задним ходом выписать, там намного сложнее сдать. А у нас, не знаю, как сейчас, но раньше в автошколе просто объявляли сбор денег и заносили в ГИБДД – кто платил, тот сдавал.

200 ТЫСЯЧ С КОНФИСКАЦИЕЙ

В свою очередь один из авторов популярного телеграм-канала «Казан Урбанчы» Дмитрий Сагдеев считает, что даже увеличенные штрафы слишком малы для того, чтобы по-настоящему напугать и дисциплинировать водителей. По его мнению, самый минимальный размер штрафа должен быть не меньше 50% МРОТ.

«За пьяную езду – от 200 тысяч рублей с конфискацией ТС, за невыполнение требования о медосвидетельствовании на опьянение – штраф 200 тысяч и пожизненное лишение прав с конфискацией ТС, за превышение скорости от 5 до 20 км/ч – от 10 тысяч рублей, за превышение от 20 до 40 км/ч – от 20 тысяч рублей, за выезд на встречку – от 20 тысяч рублей, за проезд на красный или на запрещающий жест регулировщика – от 50 тысяч рублей, за движение по выделенке — от 10 тысяч рублей. А за пропаганду нарушения ПДД и агрессивного вождения в интернете и СМИ – до 1 миллиона рублей для физлиц и до 5 миллионов для юрлиц. Как за пропаганду всего плохого. Жестоко? В условиях, когда далеко не каждый водитель попадается, большие штрафы – самое оно. Как в Сингапуре», написал Сагдеев в своем телеграм-канале.

Еще одно изменение, которое ждет нас в 2025 году, касается полисов ОСАГО. С 1 марта 2025 года «письма счастья» будут прилетать с дорожных камер владельцам машин, не оформившим полисы обязательного страхования. Сначала это будут только предупреждения, а потом и штрафы, размер которых тоже вырастет до 5 тыс. рублей. Поэтому водители, которые в условиях постоянно дорожающих полисов решили, что дешевле пару раз заплатить штраф (500-800 рублей по нынешним ставкам), чем покупать страховку, будут вынуждены на нее раскошелиться.

– Почему-то люди считают, что ДТП с ними не случится, меня это удивляет. Страховка как раз и нужна на всякий пожарный случай, и, слава Богу, если она не пригодится, но ведь может и пригодиться, – отмечает Владлен Копвиллем. – По данным Российского союза страховщиков, у нас около 10% водителей не оплачивают страховку, но, если посмотреть статистику аварий, в каждом втором ДТП один из участников оказывается не застрахован. А ведь в таком случае возмещать ущерб придется из своего кармана.

Инфографика Олега Пеплова

 

+1
0
+1
1
+1
1
+1
0
Еще