«Когда погода совсем испортится, пойдем ловить волну»: Роман Лизалин проверяет на прочность «Флот РТ»

Бывший капитан теплохода «Арабелла» Роман Лизалин, который в 2011-м первым пришел на помощь пассажирам тонущей «Булгарии», возглавил созданную в мае этого года государственную судоходную компанию «Флот РТ».

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: Ирина Демина

 

 

Бывший капитан теплохода «Арабелла» Роман Лизалин, который в 2011-м первым пришел на помощь пассажирам тонущей «Булгарии», возглавил созданную в мае этого года государственную судоходную компанию «Флот РТ». И это в какой-то мере символично – теперь героическому капитану предстоит спасать практически ушедший на дно татарстанский флот и возрождать в республике речное судоходство. В интервью «РТ» генеральный директор АО «Флот РТ» рассказал о сегодняшнем дне и перспективах  компании.

 

– Роман Евгеньевич, почему вместо реорганизации  существующей компании «Татфлот», которая находится не в лучшем состоянии, было решено создать новую?

– Мы хотим начать с чистого листа и с нуля заработать себе имя и положительный имидж. При личной поддержке Раиса Татарстана Рустама Минниханова мы пошли по этому пути.

Изначально была принципиальная позиция руководства республики – не включать в состав учредителей какие-либо коммерческие структуры. Было принято решение, что учредителем АО «Флот РТ» будет Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений. Мы сосредоточены на социальном направлении перевозок, ради чего и были созданы.

Сейчас готовимся принимать на баланс пассажирские суда от «Татфлота». Чем быстрее состоится передача, тем лучше, поскольку межнавигационный период короткий, а ремонт и модернизация старой техники требуют времени. Необходимо и обновление инфраструктуры – дебаркадеров, причальных стен и так далее. Предстоит большая работа, которую, понятно, за один год не сделаешь. Но будем стараться большую часть выполнить до 2025 года.

На самом деле за флотом нужно следить постоянно – приобретать новую технику, требования к которой периодически меняются, идти в ногу со временем.

 

 – В этом году ваша компания за счет бюджета республики приобрела два метеора, построенные на  Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького – «Муса Джалиль» и «Михаил Девятаев». Кроме них какие еще суда есть в вашем парке и какие должны появиться в перспективе?

– Есть новый пассажирский теплоход «Капитан Гусев» пассажировместимостью 176 человек, который регулярно совершает прогулочные рейсы по маршруту Казань – Свияжск. В следующем году планируем использовать его и на других направлениях взамен старых судов «Татфлота». Сейчас составляем расписание движения теплоходов на 2024 год.

Наша задача – развивать не только речные пассажирские перевозки внутри республики, но и межрегиональный туризм. Недавно совершили тестовые рейсы из Казани в Ульяновск и Чебоксары. Из Елабуги ходили в Сарапул. По времени выгоднее было бы из Набережных Челнов, но там нет пристани. Хотя, казалось бы, такой город!..

До 2025 года Зеленодольский завод им. Горького должен построить для «Флота РТ» еще четыре метеора. Это позволит открыть новые межрегиональные маршруты.

Правда, с туризмом возникают некоторые вопросы. Допустим, в Ульяновске судну негде заправиться, есть проблемы со стоянками у причалов для ожидания отдыхающих. Сейчас обсуждаем с компанией «Содружество», которая осуществляет пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, возможность интермодальных перевозок, когда, к примеру, в один конец туристы прибывают теплоходом, а обратно возвращаются поездом.

 

– Чем современные метеоры отличаются от советских?

– Они абсолютно разные! В нынешних даже сама крыльевая схема новая, совершенно другая гидродинамика. У них нет ничего общего со старыми метеорами. Да и метеорами их называть уже нельзя. Слово «метеор» запатентовало нижегородское ЦКБ Алексеева, где, собственно, и были разработаны эти скоростные пассажирские теплоходы. Поэтому мы можем говорить только о скоростных судах на подводных крыльях проекта 2020.

 

– В августе 2020 года на том же зеленодольском заводе впервые в истории российского пассажирского флота спустили на воду прогулочно-экскурсионное судно «Чайка» с двигателями на сжиженном газе. Предполагалось, что «Чайка» будет катать туристов по Казанке, однако с тех пор о ней ничего не слышно. Куда пропала «Чайка»?

– Да, в свое время, когда возникла идея восстановить судоходство на Казанке, при поддержке нашего руководителя – главы холдинговой компании «Ак Барс» Ивана Егорова (до назначения генеральным директором «Флота РТ» Роман Лизалин возглавлял предприятие «Волгататсудоремонт» – «дочку» Зеленодольского завода им. Горького, входящего в состав судостроительной корпорации «Ак Барс».Авт.) было решено построить судно, которое по своим габаритам могло бы ходить по этой реке.

Сначала приступили к строительству дизельной «Чайки». Собрали судно процентов на 70-80, но потом закончилось финансирование.

С 2015 года стала развиваться тема использования сжиженного природного газа в качестве моторного топлива. Начали  разрабатываться регламенты постройки и эксплуатации судов на СПГ. Взяв за основу габариты дизельного теплохода, на зеленодольском заводе внедрили туда газовую установку и построили «Чайку» на СПГ. Но проблема в том, что для таких судов у нас в республике нет соответствующей заправочной инфраструктуры. А вот в Санкт-Петербурге она есть. Так что наша «Чайка» «улетела» в Питер.

 

– Вспоминая трагедию с «Булгарией», которая попала в шторм на Волге в 2011 году, ответьте, насколько речные суда могут противостоять неблагоприятным погодным условиям. Ведь безопасность волнует всех.

– Знаете, ребята, которые работали на старых метеорах, а сейчас перешли на новые, утверждают, что мореходность по отношению к волне у современных кратно лучше. Проектом 2020 заложена такая характеристика, как преодоление высоты волны в 1,4 метра в момент, когда судно идет на крыле, а это большая высота. Если теплоход находится в водоизмещающем положении, то легко преодолевает волну высотой до двух метров.

В Татарстане самые тяжелые погодные условия наблюдаются осенью в Камском Устье, там высота волны на Волге может превышать и три метра. Открою секрет: в конце октября мы хотим проверить наш метеор на экстремально больших волнах. При этом датчики, которыми оснастим теплоход, будут фиксировать состояние корпуса. Хотим  прочувствовать предел возможностей нашей техники, чтобы понять, в какую сторону ее развивать дальше.

Планируем 15 октября завершить навигацию. Потом на зеленодольском заводе в течение пяти дней судно обвешают датчиками. И когда погода еще больше испортится, пойдем в Камское Устье ловить волну.

Кстати, наш «Капитан Гусев» – вообще уникальное судно ледового класса. Больше в России нет пассажирских теплоходов с ледовым усилением. Нынче и его планируем испытать в экстремальных условиях.

 

– Технические характеристики – это, конечно, хорошо, но многое на судне зависит и от экипажа. Сегодня во многих отраслях экономики существует проблема с кадрами. Ваше предприятие она затронула?

– Поначалу кадровый голод мы ощутили сполна. Но на выручку пришел Институт морского и речного флота им. Героя Советского Союза Михаила Девятаева – Казанский филиал Волжского госуниверситета водного транспорта. Вуз сильно помогает нам кадрами – поставляет матросов, мотористов, других специалистов. Более 70 процентов наших сотрудников –  выпускники или учащиеся этого вуза. Пока на трех наших теплоходах работают около двадцати человек. Но «Флот РТ» в развитии и нас ждет расширение штата. Так что сотрудничество с вузом однозначно будет укрепляться.

 

– Роман Евгеньевич, а можно узнать, что сейчас с теплоходом «Арабелла», на котором вы были капитаном?

– «Арабеллы», к сожалению, уже нет. Это печальная история. Она была спущена на воду в 1955 году, мы старались поддерживать ее в хорошем техническом состоянии, и она могла бы еще послужить… Сначала была хорошая идея – модернизировать судно, но из-за отсутствия финансирования пришлось его утилизировать.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще