Казанская духовная семинария: три века традиции

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: tatmitropolia.ru

 

Свое 300-летие отмечает в этом году Казанская духовная семинария. К юбилею при­урочен предстоящий V Форум православной общественности Татарстана, который пройдет 20–21 ноября.

 

В истории этого учебного заведения были невероятные взлеты и падения. В лучшие свои годы религиозный образовательный центр функционировал в статусе академии, то есть был высшим учебным заведением, одним из лучших в дореволюционной России. В советские годы академия была закрыта, но возродилась буквально из пепла.

В 1997 году решением Священного синода было открыто Казанское духовное училище с двухлетним сроком обучения. Оно разместилось в новом здании на улице Челюскина в Авиастроительном районе, рядом с храмом Иоанна Кронштадтского. Через год училище было преобразовано в семинарию. Это было уже ее третье по счету рождение. А вот как все начиналось?

Наш корреспондент отправился в прошлое Казанской православной духовной семинарии вместе с ее проректором иереем Никитой Кузнецовым.

 

ПЕРВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

25 января (5 февраля по новому стилю) 1723 года указом Синода в Казани была открыта архиерейская славяно-латинская элементарная школа для детей духовенства. Первая духовная школа в городе была создана трудами митрополита Казанского Тихона (Воинова) в рамках духовного регламента 1721 года.

«Перед владыкой Тихоном стояла задача по просвещению местного населения, для этого в семинарию набирали в том числе детей из семей коренных местных жителей», – рассказал отец Никита.

В 1733 году, спустя десять лет, благодаря деятельности архиепископа Казанского Иллариона славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В семинарии преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века – также история, география, математика и новые языки.

В 1797 году, при императоре Павле I, семинария пре­образована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени. Поскольку она была высшим образовательным учреждением, ее можно считать первым казанским университетом. Вскоре в академии была введена новая методика преподавания, одобренная для народных училищ. В силу местных нужд там преподавался и татарский язык.

Именно выпускником Казанской академии в 1799 году был знаменитый впоследствии ученый-востоковед, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук отец Иакинф (Никита Бичурин) – основатель российской синологии (китаеведения).

Сама академия первоначально располагалась неподалеку от Петропавловского собора и просуществовала до 1818 года, так и не сумев оправиться от крупного общегородского пожара, который случился тремя годами ранее. В Казани осталась лишь семинария, подотчетная Санкт-Петербургской духовной академии.

 

ДВОРЕЦ НА АРСКОМ ПОЛЕ

В 1842 году Казанская духовная академия была возрождена, продолжает отец Никита.

До 1844 года она размещалась в Спасо-Преображенском монастыре на территории Казанского Кремля, позже – в Казанском подворье на улице Большой Проломной (ныне здесь располагается историческое здание гостиницы «Казань»). И только затем академия переехала в собственное здание на окраине города, на Арском поле. Ныне в этом доме №2 на улице Ершова клиническая больница КФУ. Здесь академия находилась до августа 1917 года, когда была выселена Временным правительством.

Наряду с академией продолжала функционировать и Казанская духовная семинария, располагавшаяся в центре города на улице Воскресенской (ныне Институт геологии и нефтегазовых технологий на ул. Кремлевская, 4/5).

 

Здание дореволюционной духовной семинарии на улице Воскресенской (ныне Кремлевской).

 

Здание академии на Арском поле возведено в 1846 году по проекту архитектора Александра Песке и представляет собой постройку позднего классицизма. Просторный комплекс состоит из главного здания, двух флигелей и парка. По словам иерея Никиты Кузнецова, до революции учебное заведение занимало целый квартал, ограниченный в настоящее время улицами Ершова, Вишневского, Чехова и Шмидта.

Комплекс строений был одним из лучших в Казани.

 

ПРЕСТИЖНОЕ МЕСТО

По словам отца Никиты, академия была столь заметным явлением в Казани, что впоследствии место, где находилось это учебное заведение, дало название прилегающей слободе – Академической. Она неслучайно была размещена на окраине – для воспитанников было важно отрешение от городской суеты.

В конце XIX века с восточной стороны слободы располагались два кирпичных завода, с южной – еще одно кирпичное производство. Улица, пролегающая здесь, до недавнего времени называлась Кирпично-Заводской (накануне тысячелетия Казани получила имя Хади Атласи – историка, общественного деятеля, члена Общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете). С запада граница слободы проходила по улице Госпитальной (ныне Чехова), с севера находился сад Русская Швейцария (Центральный парк им. Горького).

В советские годы этот район сделался престижным. Здесь селились творческая интеллигенция, руководящая элита (в так называемых «обкомовских», позднее – «совминовских» домах), а потом – предприниматели и новые русские. А сегодня это тихий уголок старой Казани.

 

ДОСТОПРИМЕЧА­ТЕЛЬНОСТЬ С СОЛОВКОВ

Казанская духовная академия – четвертая и последняя в России после Киевской, Московской и Петербургской. Количество студентов в разные годы здесь составляло от 60 до 300. В их число принимались выпускники первого разряда (то есть отличники) из духовных семинарий Поволжья и Сибири, но часто и из других регионов.

В академии училось немало иностранных студентов – представителей православных церквей из Австро-Венгрии, Болгарии, Греции, Сербии, Османской империи, Черногории и Японии. Абитуриенты сдавали сложные вступительные экзамены, срок обучения составлял четыре года. Большинство студентов не имели духовного звания, но были среди них и представители белого духовенства, и монахи. Многие принимали постриг в ходе обучения.

Академия была закрытым учебным заведением, студенты жили здесь же, в главном корпусе. Кроме аудиторий, в здании были предусмотрены столовая, комнаты для отдыха, занятий, а также церковь в честь Архангела Михаила.

«И все же самой большой достопримечательностью академии была библиотека, значительную часть которой составляли рукописи Соловецкого монастыря, которые собирались на протяжении многих столетий», – говорит иерей Никита Кузнецов.

 

Никита КУЗНЕЦОВ,
иерей, проректор Казанской
духовной семинарии:

Сегодня в России три духовные академии – Петербургская, Московская в Троице-Сергиевой лавре и Сретенская. Есть также в Киеве и Минске. В Казанской духовной семинарии за статусом академии не гонятся только ради названия, а работают над ее содержательным наполнением.

Известно, что в эту коллекцию вносили ценные дары первые лица государства. Например, Иван IV преподнес библиотеке монастыря рукописную «Историю иудейской войны» Иосифа Флавия (ХVI в.). К середине ХIХ века библиотека состояла из нескольких сотен бесценных древнерусских рукописей и старопечатных книг.

В 1853 году началась Крымская война, события которой охватили пространство от южных границ империи до северных берегов. Была опасность обстрела монастыря английскими военными кораб­лями (и такой обстрел позднее действительно имел место). Поэтому было принято решение вывезти столь значимое духовное достояние с Соловков на материк. Библиотека по решению Синода была переправлена в Архангельск и передана в Антониево-Сийский монастырь.

Вскоре архиепископ Казанский и Свияжский Григорий (Постников), прекрасно осведомленный о значении библио­теки Соловецкого монастыря, попросил синод передать ее часть (406 книг) в хранилище молодой духовной академии в Казани. Синоду эта идея понравилась, и в 1855 году в Казань доставили 1515 рукописей и 83 старопечатных издания. Так город обрел бесценную коллекцию.

Позднее по спискам бывшей Соловецкой библиотеки было опубликовано множество памятников древнерусской письменности (например, «Просветитель» Иосифа Волоцкого, сочинения Максима Грека, Вассиана Патрикеева, старца Филофея, князя Анд­рея Курбского). В Казань для изучения древнерусской литературы приезжали исследователи со всех концов мира.

После революции библио­тека была чудом спасена самоотверженными трудами последнего заведующего профессора Ивана Михайловича Покровского (1865–1941). У фондов была сложная судьба, которая заслуживает отдельной публикации. Скажем лишь, что сегодня самая ценная ее часть находится в Российской национальной библио­теке.

Также значительная часть ее фонда хранится в Научной библиотеке КФУ им. Н.И.Лобаческого, с возрождением Казанской духовной семинарии в 1990-е годы ей была передана часть дореволюционных книг и журналов.

 

ЗНАМЕНИТЫЕ ВЫПУСКНИКИ

Обучение в академии давало обширные знания, которые позволяли выпускникам заниматься преподавательской деятельностью в любой из научных областей – от истории и богословия до древних языков. Многие преподавали в вузах, гимназиях, служили в ведомствах народного просвещения и православного вероисповедания. Лучшие выпускники стали видными иерархами Православной церкви (в XIX – начале XX веков академическое образование давало преимущественное право на хиротонию в сан епископа).

Священники с академическим образованием, как правило, в сане протоиерея становились настоятелями соборов и крупных храмов. В Казанской губернии во второй половине XIX – начале ХХ веков подавляющее большинство священников было выпускниками именно этой академии. Студенты и выпускники, принявшие в академии монашеский постриг, часто удостаивались сана епископа.

Ректорами академии были почтенные люди, окончившие другие российские духовные академии и тоже ставшие епископами. Так, первый ректор архимандрит Иоанн (Оболенский) (1842–1844), выпускник Киевской духовной академии, был впоследствии настоятелем крупного монастыря в Смоленске. Кстати, именно Иоанн добился от властей Казани решения строить собственное здание академии на Арском поле.

Академия была также крупнейшим научным центром в разных областях знания, среди ее преподавателей много видных ученых. Назовем некоторых из них. Это богословы, церковные правоведы и историки Александр Бухарев, Василий Миротворцев, Николай Ивановский, арабист и исламовед Гордий Саблуков, монголовед Александр Попов, тюрколог Николай Катанов, востоковед и этнограф Николай Ильминский, тюрколог, этнограф, историк народов Поволжья и миссионер протоиерей Ефимий Малов… В академии преподавал видный публицист демократического направления Григорий Елисеев.

Некоторые выпускники продолжали педагогическую деятельность и в советское время. Самые известные из них – арабист и исламовед Михаил Машанов и выдающийся ученый-историк Афанасий Щапов.

 

ТОТ САМЫЙ ЩАПОВ

Афанасий Щапов родился в селе Анга Иркутской губернии в семье бедного дьячка. Мальчик рос в нищете. Учился в бурсе (закрытом учебном заведении), проявил удивительные способности и за казенный счет был переведен в духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1852 году. Затем его направили в Казанскую духовную академию, где готовили миссионеров для распространения православия среди восточных инородцев. Здесь он защитил диссертацию «Русский раскол старо­обрядства» и как лучший из выпускников был оставлен при кафедре русской истории.

Наряду с чтением лекций Афанасий Щапов принимал активное участие в организации воскресных школ, хлопотал об учреждении общества распространения грамотности. Под влиянием передовых идей окончательно сформировались его демократические взгляды.

Как свидетельствовали со­временники, лекции Щапова имели ошеломляющий успех. В одной из них он говорил о будущей России как о федерации отдельных областей, пользующихся широким самоуправлением, о развитии политического, народного самосознания и образования, об идее политического и народного самоуправления.

События, произошедшие в селе Бездна Спасского уезда, перевернули всю его жизнь. Напомним, что весной 1861 года там собралось около пяти тысяч крестьян, так как разнесся слух, что «царский посол» будет объявлять «настоящую волю». На подавление стихийного крестьянского выступления были направлены войска. Их командующий дал приказ стрелять в безоружных. При этом пострадали более 350 человек, 57 из них были убиты.

Когда весть о кровавой расправе над крестьянами достиг­ла Казани, студенты университета и духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Афанасий Щапов со слезами на глазах произнес пламенную речь в память об убиенных. Казанские власти, опасаясь выступлений демократического студенчества, поначалу не решились арестовать ученого.

Но вскоре повод представился, и после проведенного следствия Афанасий Прокопьевич был сослан в Сибирь. Правительство строжайше запретило Афанасию Щапову жить поблизости от крупных культурных центров, что морально сломило его…

Горожане увековечили имя ученого в названии одной из улиц в центре Казани.

 

ВПЕРЕДИ БОЛЬШАЯ РАБОТА

По словам отца Никиты, из собственного здания на Арском поле академию выселили в разгар Первой мировой войны, в 1917 году. Здесь разместились эвакуированный из Пскова кадетский корпус и военный госпиталь.

В 1917–1918 годах занятия с воспитанниками академии продолжались в других помещениях, в основном в здании духовной семинарии возле Кремля. После обучение проходило на личных квартирах преподавателей. В таком виде академия просуществовала дольше остальных высших духовных учебных заведений – вплоть до 1921 года.

После Гражданской войны комплекс бывшей академии поочередно занимали Восточный коммунистический университет, Институт повышения квалификации партийных работников, ряд организаций здравоохранения…

 

Выступает смешанный хор Казанской духовной семинарии.

 

В настоящее время в семинарии реализуются программы бакалавриата (направление – теология), магистратуры (профили – история церкви, исламоведение), дополнительного образования и регентского отделения. По словам проректора учебного заведения, для академического статуса необходима также программа аспирантуры с возможностью подготовки и защиты кандидатских диссертаций по богословию и теологии.

При поддержке руководства Татарстана улучшается материальная база и уровень ее обеспечения. Ведется большая работа по совершенствованию образовательного и воспитательного процесса.

А главное – сохраняется и приумножается духовная составляющая, без которой подготовка будущих пастырей невозможна.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще