Симфоническое попурри на тему БРИКС, приношение классикам и зеленый свет экспериментам молодых – в Казани завершился X юбилейный Фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас» («Наследие»).
Напомним, что этот проект был инициирован Александром Сладковским, художественным руководителем Симфонического оркестра Татарстана (ГАСО РТ). По его словам, яркий национальный колорит присутствует в музыке татарских композиторов всех поколений, и «Мирас» объединяет тех, кто глубоко ценит эти традиции. Редкий случай – музыкальный фестиваль имеет также собственного научного руководителя. В этом качестве выступает ректор Казанской консерватории им. Н.Жиганова, доктор искусствоведения, профессор Вадим Дулат-Алеев.
По традиции в ГБКЗ им. С.Сайдашева состоялось три концерта. Первый из них стал приношением 100-летию со дня рождения Алмаза Монасыпова и еще одному выдающемуся татарскому композитору – Фасилю Ахметову, которому в этом году исполнилось бы 90… Госоркестр Татарстана под управлением китайского маэстро Тао Линя исполнил сочинения, отражающие богатейшее наследие этих мастеров. Особенно тепло публика принимала певцов Алину Шарипжанову и Динара Шарафетдинова, в исполнении которых прозвучали популярные песни композиторов-классиков XX века.
Второй фестивальный вечер ознаменовался премьерой Симфонии-поэмы «БРИКС-2024» Рашида Калимуллина. Сочинение написано по заказу Министерства культуры РТ и состоит из шести частей (вместо традиционных для симфонии четырех). Пять из них посвящены странам-основательницам БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР, а открывает симфонию тема Казани, которая принимала международный форум в октябре прошлого года. Эта часть отмечена широкими распевами скрипок и хора, а также татарской пентатоникой. В заключительной части, посвященной России, автор процитировал хор «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя», дабы придать финалу сочинения эпический и торжественный характер.
По словам композитора, в Китае он бывал много раз, поэтому для него не составило труда восстановить в памяти музыкальные образы этой страны. Индия – это тоже Восток и тоже древний, но со своими «пряностями». А в ЮАР расположен мыс Доброй Надежды. «В этой части симфонии я хотел музыкально передать именно чувство надежды. Ведь и БРИКС возник как выражение надежды – на лучшую жизнь, на лучшие взаимоотношения между разными государствами», – приоткрыл свой замысел Рашид Калимуллин. Напомним, что до недавнего времени он возглавлял Союз композиторов Татарстана, а сейчас является председателем правления СК России. Кстати, в мае симфония «БРИКС-2024» прозвучит в Большом концертном зале Московской консерватории, где состоится авторский вечер Калимуллина.
Концерт-закрытие фестиваля состоялся 12 февраля, и опять же по многолетней традиции в нем были представлены сочинения современных татарских композиторов. В частности, прозвучала Сюита из музыки к спектаклю «Материнское поле» Миляуши Хайруллиной. «Эта музыка изначально создавалась по заказу театра кукол «Экият» и получилась настолько вдохновляюще искренней, что я без раздумий предложила ее для исполнения ГАСО РТ на этом прекрасном фестивале. Сочетать этническое звучание думбры, кыл-кубыза и курая с большим симфоническим оркестром очень волнительно для меня», – поделилась перед концертом восходящая звезда татарской композиторской школы.
А открыла программу третьего дня Увертюра «Чапкын» Радика Салимова, для музыки которого характерно сочетание фольклорных образов и мотивов с электронными композиторскими техниками. «Обращение к этническим корням – это способ поиска нашей идентичности, что вызывает в искусстве особый трепет и желание следовать этому», – отметил дебютант фестиваля «Мирас» и поблагодарил его организаторов за возможность представить свое творчество широкой публике.