Мигранты и пенсионеры становятся опорой реального сектора экономики в условиях острейшего кадрового дефицита. Работодатели переманивают друг у друга «рожденных в СССР» рабочих и инженеров, а молодежь до 30 лет не спешит на смену ветеранам. Реально ли привлечь на производство «зумеров», которые родились с телефонами в руках и видят себя только на высокооплачиваемой дистанционной работе, а не за станком на режимном объекте?
НА РОБОТОВ НЕТ ДЕНЕГ, НАДЕЖДА – НА МОЛОДЕЖЬ
Ответ на этот вопрос дал доктор философских наук, профессор Волгоградского университета Андрей Макаров, которого Агентство инвестиционного развития РТ пригласило выступить с публичной лекцией в Казани. Макаров давно изучает различия между поколениями и завоевал своими лекциями и подкастами популярность в интернете. «Бесчувственные романтики, коммуникабельные, но очень ранимые, не принимающие иерархий, ориентированные на приватность, френдливость, индивидуализм», – так он характеризует рожденное в 1997-2012 годах поколение Z, представителей которого называют «зумерами» или «зетами».
Предваряя выступление профессора в Нацбиблиотеке РТ на тему особенностей взаимодействия с зумерами, руководитель АИР Талия Минуллина отметила, что низкая безработица – больше не показатель успешности региона, скорее наоборот:
– В некоторых муниципалитетах безработица упала до 0,15–0,16%. Это критический уровень для инвестиционного развития и в целом для экономики. Сегодня любой крупный инвестор, который приходит в республику, задает вопрос: «А где мне взять персонал для работы?». Действительно, где, если ему нужны, к примеру, 700 или 2000 человек? Когда мы рассуждаем про роботизацию и технологическое развитие, связанное с цифрой, мы говорим, что у нас будет роботизированное производство. На самом деле это не совсем так, и тому есть множество причин, самая главная – стоимость этих роботов, потому что не каждое предприятие может себе позволить их покупку и последующую эксплуатацию. На уровне Российской Федерации ведется много разговоров про миграционную политику. Мы стараемся привлекать персонал из других стран, стараемся удерживать его здесь. Но в принципе грамотное перераспределение трудовых ресурсов внутри одного региона тоже может привести к определенному успеху. Может быть, мы просто не можем увлечь и вовлечь молодое поколение в нашу промышленность?
ВСЕГДА НА ПЛЮС ВАЙБЕ
Вышедший на сцену лектор Андрей Макаров никак не походил на классического профессора, а смахивал скорее на представителя того самого поколения Z. Улыбчивый, модно одетый, он часто вставлял в свою речь подростковый сленг, экзаменуя взрослую часть аудитории:
– Знаете ли вы, что означает слово «токси»? А «кринж»? А как это – быть на «плюс вайбе»? А почему зумеры не ставят знаки препинания в переписке?
И тут же сам отвечал на свои вопросы:
– Точку и тем более восклицательный знак в конце предложения в зумерской среде ставить не принято, так как это «кринжово» или «крипово», то есть неприлично или агрессивно. Если вы пользуетесь знаками препинания, значит, вы уже ушли в «минус вайб», или в негатив.
По мнению Макарова, основная проблема в привлечении молодежи на производство кроется в сфере коммуникации, поэтому он посоветовал разговаривать с ней… через переводчиков:
– Я бы нанял зета для зетов, как некого куратора-переводчика, который может объяснить, что на самом деле говорят. И еще совет: если хотите удержать молодого человека, ни в коем случае не вторгайтесь в его личное пространство, ведь зеты не любят даже разговоров и голосовых сообщений по телефону, так как это, по их мнению, агрессивно. Предпочитают переписываться.
НЕБИТЫЕ РОДИТЕЛЯМИ И ЖИЗНЬЮ
Лектор сравнил зумеров с котиками, которые считают, что их должны любить только за то, что они есть. Они не биты родителями и жизнью, не терпят давления и авторитетов.
– Они не готовы перерабатывать ради перспективы карьерного роста и дополнительного заработка, не озабочены добыванием пропитания, поскольку жили в условиях потребительского благополучия, они также не стремятся к покупке жилья, так как знают, что при существующих зарплатах им на него не накопить, а «вписываться» в ипотеку они не хотят, поскольку будучи, как правило, единственными детьми в семье, уверены: когда-никогда родительское гнездо станет их собственностью, – описал Макаров жизненные устремления зумеров, вернее, полное отсутствие таковых.
Поскольку терять зетам особенно нечего, ответственность им тоже не свойственны: уйдя на обед, могут не вернуться из-за панической атаки, настигшей их после критики начальника. Без похвалы они чахнут и впадают в депрессию, поскольку опять же хотят всегда быть на «плюс вайбе», то есть на позитиве.
Не питают зумеры интереса и к учебе, устав от натаскивания на ЕГЭ в школе и родительских внушений, что без высшего образования – никуда.
– Крупные работодатели теперь не смотрят на дипломы, потому что они им не верят. Корпорации формируют свои университеты не от хорошей жизни, это результат «всеобщего высшего образования», – заявил Макаров и заметил, что студенты в последние два года перестали ходить на занятия: – Они не понимают, для чего в программе напихано столько курсов, которые не имеют к ним никакого отношения, зачем получать знания, которые им никогда не пригодятся…
В том, что зумеры именно такие, какие они есть – вина не их и даже не их родителей. Как и любое другое поколение, они сформировались как личности в свои 12–16 лет под воздействием окружающих исторических и культурных событий. И теперь с этим уже ничего не поделать. Ну или почти ничего.
И ЧТОБЫ НИКАКОГО ТОКСА
Однако не всё так безнадежно. Макаров зачитал выдержки из опроса зумеров, которые каким-то чудом все-таки оказались на промышленных предприятиях и им там понравилось: «Работа тяжелая, но это честный труд. Нет лишнего нажима на совесть, меньше придираются, чем в продажах»; «Обеды за счет компании, доставка вахтой, платят неплохо»; «Я вижу итоги своего труда, могу их пощупать. Есть некоторая свобода того, как выполнить ту или иную задачу. Я понимаю свою значимость»; «С начальством практически на равных, никакого токсичного патернализма «сверху».
Профессор также озвучил пожелания зумеров к работодателям. «Быть честнее: все понимают, что мы пришли работать ради зарплаты, а не ради идеи и высокой корпоративной культуры»; «Частная неприкосновенность, свобода вне рабочих процессов»; «Поощрение за проявление инициативы и добровольной работы».
Так как поколение Z любит комфорт, бережет себя от негативных эмоций и всегда хочет быть на плюс вайбе, Макаров посоветовал работодателям почаще хвалить молодых работников, устраивать в цехах концерты и коллективные просмотры фильмов, ну и о комфорте тоже позаботиться.
– Зумеры – эстеты, и если на предприятии воняет, то шансов, что они задержатся, мало, – предупредил лектор.
Во время лекции трудно было отделаться от мысли, что профессор, знающий все о зумерах, весьма отдаленно знаком с реалиями промышленного производства. Однако игнорировать его советы нельзя, ведь молодежь, как выразился Андрей Макаров, это «щупальца, которые общество выбрасывает в будущее, чтобы приспособиться к происходящим и грядущим изменениям».