Камский батыр

Первые «КамАЗы»: от конвейера в Набережных Челнах до Красной площади в Москве

В наступающем году газета «Республика Татарстан» отметит своё 105-летие. Мы приступаем к серии публикаций, основанных на материалах подшивок разных лет.

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

Фото: из архива газеты «Республика Татарстан»

Первые «КамАЗы»: от конвейера в Набережных Челнах до Красной площади в Москве

 

 

В наступающем году газета «Республика Татарстан» отметит своё 105-летие. Мы приступаем к серии пуб­ликаций, основанных на материалах подшивок разных лет. Поверьте, в бережно хранимом редакционном архиве есть немало уникального.

 

Сегодня термин «всесоюзная комсомольская стройка» мало что скажет «цифровому» поколению, а когда-то со всей страны энергичные люди – их иногда ещё называют пассио­нариями – ехали на строи­тельство новых производств и магистралей. Аббревиатура «БАМ», например, когда-то гремела на всю страну. Но Татарстану ближе другой пример подобного масштабного проекта – возведение в чистом поле Камского автогиганта.

 

ДОМИНО И БРЕЖНЕВ

В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строи­тельстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Вариантов для площадки рассматривали много, в «финал» вышло два – Красноярский край и Татария. По ставшей канонической легенде, всё решилось в братской Белоруссии. В Минске на праздновании 50-летия Белорусской ССР за партией в домино первый секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев убедил генерального секретаря ЦК КПСС Лео­нида Брежнева строить завод именно на Каме. Аргументы были железными: возводить завод рядом с недружественным тогда Китаем рискованно, а в Татарии уже есть мощная строительная, энергетическая и транспортная инфраструктура. Брежнев пообещал подумать…

Жаль, не сохранилось фотографии или кинохроники той исторической доминошной партии. А ещё, говорят, Табеев и Брежнев читали по памяти любимые стихи Есенина, но это может увести нас далеко в страну «берёзового ситца». Просто зафиксируем: новый автогигант было решено строить на берегу Камы.

Перенесёмся на машине времени в декабрь 1970 года, когда был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода. Первые полосы «Советской Татарии» (ныне «Республика Татар­стан») тогда пестрели фотографиями строителей и монтажников на объектах всесоюзной стройки.

Ещё один скачок вперёд во времени – 1 января 1976 года в нашей газете выходит статья «Испытание ­КамАЗом». Автор – Р.Салахов, бригадир комплексного потока СМУ-61 домостроительного комбината, депутат Верховного Совета СССР. Он вспоминает, что совсем недавно на Каме, на обширных полях совхоза «Гигант», укладывали первый камень с надписью «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр». И вот уже возведено более двух миллионов квадратных метров жилья в новом городе Набережные Челны. Сюда приехали тысячи людей, не все прошли испытание КамАЗом. Но те, для кого стройка стала частью жизни, кто не побоялся трудностей, смогли сделать всё для того, чтобы сегодня комплекс готовился к выпуску своего первенца.

 


Кто ударно трудится, тот должен и достойно отдыхать. «Камазовцев ждут в «Васильевском» – это ещё одна наша заметка тех лет. Она рассказывает, что в старейшей здравнице республики возведён новый спальный корпус, в котором будут отдыхать и лечиться челнинские автомобилестроители. Сплошные плюсы: и недалеко от Набережных Челнов, и природа богатая, и лечение отменное


 

А вот одна из фотографий тех дней – люди в касках собрались на очередной «консилиум» у первой рамы будущего грузовика. Начальник участка шасси В.Подлесный и мастера обсуждают насущные вопросы. Наступила ответственная пора – близок тот заветный день, когда 750-метровый главный сборочный конвейер придёт в движение, и с него сойдёт первый «КамАЗ». За несколько дней до Нового года коллектив прессово-рамного завода выдал первую раму. Она была доставлена на автозавод и уложена на главный конвейер.

И это только один из эпизодов огромной работы. В других цехах автосборочного завода и на остальных пяти производствах комплекса в напряжённом ритме идёт освоение выпуска запланированных деталей и узлов для первой наладочной партии «КамАЗов».

Кто ударно трудится, тот должен и достойно отдыхать. «Камазовцев ждут в «Васильевском» – это ещё одна наша заметка тех лет. Она рассказывает, что в старейшей здравнице республики возведён новый спальный корпус, в котором будут отдыхать и лечиться челнинские автомобилестроители. Сплошные плюсы: и недалеко от Набережных Челнов, и природа богатая, и лечение отменное. В последних чис­лах 1975 года государственная комиссия приняла корпус, над возведением которого отлично потрудились строители СМУ КамАЗа.

 

ПЕРВЕНЕЦ

Ещё один нюанс, который может не понять нынешняя молодёжь: многотысячный коллектив всесоюзной ударной стройки встал на 50-дневную трудовую вахту под девизом: «XXV съезду партии – камский автомобиль». Партия тогда была одна – КПСС, а что такое по своему значению «съезд партии», уже трудно объяснить. Но первый автомобиль надо было обязательно сдать к открытию XXV съезда.

Полосы газеты в то время выходили чёрно-белыми, но иногда – по праздникам и знаменательным датам – часть рисунков и заголовки передовиц могли набрать цветом. Например, 13 февраля красным выделен заголовок «Жизнь, ставшая подвигом» передовицы к 70-летию со дня рождения Мусы Джалиля.

17 февраля – победный шаг КамАЗа. В процессе пусконаладочных работ с главного конвейера начат выпуск первых грузовиков с маркой ­«КамАЗ». Автомобильный завод – в праздничном убранстве. Транспаранты, лозунги, плакаты славят героические дела советских людей на берегах Камы.

В статье «Первенец автогиганта» много раз упомянуто слово «первый». В 1970 году был первый ковш земли, поднятый экскаватором на месте будущего ремонтно-инструментального завода. Потом была вбита первая свая, смонтирован первый блок металлоконструкций, возведён первый заводской корпус… И вот сам первый камский автомобиль «КамАЗ» гордо поблёскивает свежей краской, окружённый кольцом людей. На капоте рядом с номером 0000001 надпись: «XXV съезду КПСС».

 

 

24 февраля номер «Советской Татарии» выходит с красной шапкой и профилем Ленина на красном знамени – съезд КПСС открылся. На второй полосе тот самый первый «КамАЗ», который и должен был сойти с главного конвейера к этой дате. В кузове рабочие размахивают знаменем.

А вот уже первые камские грузовики стоят на Красной площади – в сердце Советского Союза. В Москву прибыла колонна «КамАЗов», которые несколько дней назад сошли с главного конвейера. Это подарок автозаводцев партийному съезду. Жители Казани, Горького (ныне Нижний Новгород), других городов с восторгом встречали посланцев Набережных Челнов. Участником этого необычного автопробега стал наш фотокорреспондент Камиль Ситдиков – позже он станет почётным гражданином Набережных Челнов и заслуженным работником культуры республики.

На съезде поставили новую задачу для Татарии – к концу пятилетки полностью завершить строительство автозавода. И действительно, возведение первой очереди КамАЗа­ вышло на финишную прямую. Участники всесоюзной ударной стройки стали последовательно наращивать и без того высокие темпы работ. Во вторник 20 апреля наша газета сообщила о победе литейщиков камского завода – первая плавка прошла досрочно в «красную субботу».

 

АВТОЭКЗОТИКА

Давайте отвлечёмся от «тонно-километров» и прочих социалистических достижений всесоюзной стройки на Каме. В нашей газете на последней полосе выходила юмористическая рубрика «Чай-хана», в ней публиковались карикатуры, анекдоты, юморески и фельетоны (почти забытый сейчас жанр). Некоторые рисунки вызывают улыбку и сейчас.

Например, рядом с большой бочкой сидит мужчина в греческой одежде, на бочке перечёркнутая надпись: «Диоген». И висит новая табличка: «Пиво». А вот карикатура на автомобильную тематику. На обочине голосует красивая девушка с чемоданом, а мимо едет автомобиль с мужчиной, который недовольно показывает пальцем на жену. Подпись: «Непреодолимое препятствие».

А вот уже серьёзная заметка про инженера-конструктора Вадима Иванова из Казани. Он собрал кабриолет по размерам меньше «Запорожца», но не уступающий ему в скорости и в два раза экономичнее, чем «Жигули». Это уже вторая его модель, которая в середине семидесятых годов, несомненно, привлекала к себе внимание автомобилистов в столице Татарии.

Дозированно в газете давали и вести из стран социалистического блока. Вот, например, на фотографии молодая женщина стоит, облокотившись на бампер необычного «Икаруса-270». Это Анна Ласло – руководитель группы конструкторов известного будапештского автобусного завода. Она и её товарищи спроектировали уже целый ряд машин, предназначенных для работы в разных условиях. Анна принимала участие в пробных испытаниях создаваемых моделей. «Икарус-270» отличали безопасность и комфорт, но автобус в серию не пошёл, и был сделан лишь один демонстрационный прототип.

 

УДАРНЫЕ ТЕМПЫ

Сегодня мы вряд ли назовём должность Андрея Павловича Кириленко, который прибыл в Набережные Челны 23 июня. А тогда визиту секретаря ЦК КПСС наша газета уделила пристальное внимание. Встречал московского гостя в аэропорту «Бегишево» первый секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев. Естественно, московский гость ознакомился с ходом строительства автогиганта. Главный посыл к собранию партийно-хозяйственного актива Набережных Челнов: «КамАЗу – ударные темпы!»

16 июля с главного конвейера сошёл тысячный грузовик. Его выпустили через пять месяцев с момента, когда начал действовать в пусконаладочном режиме главный конвейер. И сотни новых грузовиков уже влились в транспортный поток Казани. Конечно, тогда на них обращали внимание прохожие и особенно детвора. А достоинства большегруза уже изнутри оценили первые водители.

 


29 декабря наша газета рапортует: «Есть пять тысяч ­«КамАЗов»!» Принятые заводчанами социалистические обязательства были успешно выполнены. Автомобиль, украшенный алым транспарантом со словами «Принимай, Родина, пятитысячный «КамАЗ»!», знаменует новый этап в биографии гиганта отечественного автомобилестроения


 

Ещё один наш репортаж рассказывает про урожайные рейсы «КамАЗов» – в статье говорится об уборочных работах на полях Дрожжановского района. В хлебный транспортный конвейер включились прибывшие мощные камские автомобили. Они доставляют зерно на Бурундуковский элеватор.

Были и заметки не по автомобильной тематике, но с заводом связанные. Например, репортаж «По велению сердца» – про дружинников КамАЗа, которые оказывали серьёзную помощь милиции в борьбе за общественный порядок.

Освещалась и 100-дневная ударная вахта на КамАЗе. Вот фотопортрет Валерия Новикова – одного из тех, кто своим добросовестным трудом тогда писал страницы рабочей биографии автогиганта на Каме. Передовику бригада доверила высокую честь – быть участником сборки первого дизеля и первенца с маркой «КамАЗ».

29 декабря наша газета рапортует: «Есть пять тысяч ­«КамАЗов»!» Принятые заводчанами социалистические обязательства были успешно выполнены. Автомобиль, украшенный алым транспарантом со словами «Принимай, Родина, пятитысячный «КамАЗ»!», знаменует новый этап в биографии гиганта отечественного автомобилестроения. На снимках запечатлены за работой слесари-сборщики Габдрашит Хакимов и Фануза Батыршина.

В октябре 1977 года была принята новая Конституция СССР, которую назовут «брежневской» и которая станет последней для союза советских республик. А КамАЗ­ в октябре досрочно завершил свой первый годовой план и выпустил 15-тысячный автомобиль. но это уже другая история…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще