Какой быть казне республики

Законопроект о бюджете Татарстана на будущий, 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов прошёл обязательную процеду­ру первого чтения

За него на заседании Госсовета проголосовало большинство депутатов. Можно сказать, что ежегодный бюджетный процесс вышел на финишную прямую.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Фото: пресс-служба Госсовета РТ

 

 

Сегодня законопроект о бюджете Татарстана на будущий, 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов прошёл обязательную процеду­ру первого чтения в республиканском парламенте. За него на заседании Госсовета проголосовало большинство депутатов. Можно сказать, что ежегодный бюджетный процесс вышел на финишную прямую.

 

В связи с этим вспомнилась любопытная, на мой взгляд, деталь. Лет десять – двенадцать назад мне тоже доводилось отслеживать бюджетные законодательные перипетии. Случалось так, что обсуждение главного финансового документа занимало почти весь рабочий день, а на другие вопросы повестки дня у депутатов просто не оставалось времени. Но ситуация изменилась. Как говорит Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, который много лет «рулит» парламентскими дебатами, жизнь не стоит на месте. И, наверное, именно бюджетный процесс в этом отношении наиболее показателен.

 

О ДЕНЬГАХ И НЕ ТОЛЬКО

Профессионализм депутатов в подходах к формированию республиканской казны на трёхлетний период (что само по себе нелегко даже для специалистов профильных министерств) заметно вырос. Усовершенствовался и сам процесс обсуждения бюджетного законопроекта после его внесения в Госсовет Президентом Татарстана. Упростилась техническая составляющая обсуждения – тут выручают современные информационные технологии. Но и чисто человеческий подход поменялся – сегодня будущий бюджет проходит беспрецедентно тщательную предварительную «обкатку» в муниципалитетах и в комитетах Госсовета при наличии прямого и непосредственного диалога депутатов и чиновников. Поэтому на само заседание татарстанского парламента уже в первом чтении выносится хорошо подготовленный финансовый документ. И существенно экономится время его обсуждения – за исключением форс-­мажорных обстоятельств.

Основными докладчиками традиционно выступают министр экономики с прогнозом социально-экономического развития республики на заданный период и министр финансов, который предлагает собственно параметры бюджета. И народные избранники пользуются возможностью задать свои вопросы не в рамках комитетов, а в более широком информационном пространстве.

Сегодня от традиции не отступили. Очередное заседание Госсовета с участием Президента Татарстана Рустама Минниханова и Премьер-министра Алексея Песошина провёл Фарид Мухаметшин.

До начала обсуждения ключевого вопроса депутатский корпус принял решение по одному из федеральных законопроектов, требующих рассмот­рения в региональных парламентах, – «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Документом предлагается, в частности, унифицировать наименование высшего должностного лица органов государственной власти субъектов РФ.

Председатель Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин сообщил: обсуж­дая законопроект на заседании комитета, депутаты отметили, что отдельные его положения противоречат основам конституционного строя РФ, нарушают принципы федеративного государства. В связи с этим комитет предлагает не поддерживать данный проект закона. Депутаты одобрили это предложение. Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин уточнил: не исключено, что татарстанский парламент вернётся к обсуждению вопроса при рассмотрении законопроекта в Госдуме в первом чтении. Депутатам Госдумы от Татарстана также рекомендовано не поддерживать данный документ.

 

СТОП, КОРОНАВИРУС!

Основные доклады по бюджету представили заместитель Премьер-министра – министр экономики Мидхат Шагиахметов и министр финансов Радик Гайзатуллин. Сразу следует отметить важнейший момент – по общему признанию, нынешний бюджетный законопроект принимается в особых условиях пандемии и ограничений, связанных с коронавирусом. Конечно, эта тема сквозила красной нитью в вопросах повестки в принципе. К ней депутаты были особенно пристрастны, затронув в том числе проблему поддельных сертификатов о вакцинации. Нужно ужесточить порядок выдачи QR-кодов, считают они.

Со своей стороны докладчики заверили, что руководство республики, безусловно, контролирует ситуацию во всём, что касается мер противодействия коронавирусу. В этом контексте напомню, что всегда параллельно с основным финансовым документом процедуры всех чтений проходит и законопроект о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Его на заседании представила директор ТФОМС Алсу Мифтахова. В ответ на озабоченность депутатов она, в частности, сообщила, что до конца текущего года в медицинских организациях республики планируется охватить углублённой диспансеризацией 134 432 человека, перенёсших заболевание новой коронавирусной инфекцией. На данные цели из федерального бюджета выделено более 72 млн рублей. В 2022 году из республиканских средств на эту диспансеризацию планируется направить 231 млн рублей. Всего целевые субвенции из федерального ФОМС составят 4,6 млрд рублей.

 

КАК В ОБЫЧНОЙ СЕМЬЕ…

В обсуждении законопроекта о бюджете приняли участие представители парламентских фракций партий «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. А всего, как сообщил председатель Комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, в бюджетный процесс начиная с 6 октября было вовлечено примерно 800 человек – это включая активную общественность и рядовых граждан, внёсших по документу свои предложения и замечания.

Стоит отметить, что вместе с основным проектом закона депутаты рассмотрели уже и свежие изменения как в текущем бюджете, так и на перспективу. Это связано с поступ­лением в казну Татарстана дополнительных доходов за счёт различных источников и позволяет надеяться, что экономика республики удержит в своём развитии оптимистичные позиции.

Бюджет республики – не абстрактная величина, она напрямую влияет на наши рядовые житейские заботы. Это такой же семейный бюджет, где рачительная хозяйка не устаёт подсчитывать доходы и расходы. В любой семье в первую очередь средства откладываются на образование, коммунальные платежи, покупку лекарств и лечение, на школьное питание, ремонт, содержание транспорта, дорожные и другие расходы. Так и в бюджете республики. Только масштаб, понятно, здесь крупнее. Традиционно удерживается высокая планка социальных трат – на этот раз до 80 процентов. И с данной необходимостью считаются все парламентарии, независимо от их политической принадлежности.

Нам, журналистам, конечно, хотелось бы услышать с парламентской трибуны яркие и острые «финансовые» дебаты. Но есть и понимание того, что если бюджет сбалансирован в пользу благополучия человека (а именно этот приоритет выдвигает сегодня на первое место Президент России Владимир Путин), то есть ли смысл искусственно поднимать градус дискуссий?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще