Как повстречались Фешин и Эрьзя

В Национальной художественной галерее «Хазине» презентовали выставочный проект «Встреча», объединивший двух выдающихся мастеров – живописца Николая Фешина и скульптора Степана Эрьзя.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Диалог двух художников, которые не были знакомы друг с другом при жизни, выстроен в виде экспозиции, где представлены работы из двух коллекций – Музея изобразительных искусств РТ и Мордовского республиканского музея имени С. Д. Эрьзи (Саранск), обладающих крупнейшими в России собраниями произведений Николая Фешина и Степана Эрьзи. Наследие выдающихся  мастеров (более 60 работ) дополняют документальные материалы, которые заставляют поразиться похожести личных и творческих судеб художников.

Степан Эрьзя

Оба приобщились к изобразительному искусству с младых ногтей – Фешин в мастерской отца, Эрьзя в церковно-приходской школе в качестве иконописца. Оба получили блестящее художественное образование в России, а затем стажировались в Европе. И, наконец, оба художника, будучи уже известными мастерами, под давлением обстоятельств вынуждены были эмигрировать (Фешин в 1923 году уехал в США, Эрьзя в 1926-м – в Аргентину). Но если Степан Эрьзя спустя четверть века вернулся на родину, то в случае с Николаем Ивановичем можно говорить  лишь о «духовном возвращении» художника в родные места.

 

Выставка в «Хазине» призвана оттенить не только сходство судеб, но и творческую неуемность, стилевое разнообразие работ двух мастеров. Фешин на протяжении жизни увлекался многими направлениями, но это не разрушило целостности его живописной системы. Эрьзя тоже был активно ищущим художником, однако и его образы всегда узнаваемы, будь то мраморные портреты или скульптуры из кебрачо – прочных, причудливых по форме и текстуре пород субтропического дерева. Основным мотивом творчества двух ярких и самобытных представителей русской академической школы становится человек в его эмоционально-глубинном отражении. Пастозный и экспрессивный мазок Фешина можно сравнить с массивным объемом темного кебрачо у Эрьзя.

Отметим, что своеобразным прологом казанской выставки стал аналогичный эстетический эксперимент в Санкт-Петербурге. Месяц назад в залах научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств прошла выставка «Возвращение», на которой впервые была предпринята попытка сопоставить творческое наследие двух знаковых для отечественного изобразительного искусства фигур. В той экспозиции тоже участвовали произведения Фешина и Эрьзи, составляющие гордость казанской и саранской коллекций.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще