Износ предельный: Казани нужно вложить 5 млрд рублей в сети для трамваев и троллейбусов

До предела изношенные трамвайные пути, ветхие электрокабели 60-х годов и нехватка водителей – такие проблемы городского общественного электротранспорта обсудили сегодня на деловом понедельнике в мэрии Казани.

Автор статьи: Евгения ЧЕРНОУСОВА

Фото: transphoto.org

трамваев и троллейбусов Износ предельный: Казани нужно вложить 5 млрд рублей в сети для трамваев и троллейбусов

РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ, ШПАЛЫ, ШПАЛЫ

По словам генерального директора МУП «Метроэлектротранс» Айдара Абдулхакова, в 2023 году, несмотря на износ инфраструктуры трамваев и троллейбусов, подвижного состава и растущий дефицит водительских кадров, показатели в важной для города сфере удалось улучшить.

Прошлым летом в Казани на трамвайных путях заменили 1699 шпал и девять стрелочных переводов, установили 718 путевых тяг. В результате число сходов трамваев с рельсов сократилось на 34% – до 16 случаев (в 2022 году было 24 схода). Количество простоев трамваев уменьшилось на 68%. Также в прошлом году заменили 36 км контактного провода, 7 пересечений контактной сети, 8 воздушных стрелок, 20 воздушных изоляторов, восстановили две аварийные кабельные линии на тяговых подстанциях…

– Мы выполняем большие работы по ремонту, но, тем не менее, необходима программа капремонта наземного электрического транспорта, трамваев и троллейбусов, стоимостью 5,1 млрд рублей, о которой мы говорим с 2021 года. По-прежнему из 132 км трамвайных путей более 70 км с предельным износом, а 20 км уложены в 70-х годах прошлого столетия и имеют двукратное превышение нормативного срока службы до проведения капремонта. До сих пор эксплуатируются участки кабельных линий, построенные в 60-х годах. Остро необходима модернизация четырех тяговых подстанций из 30 имеющихся на балансе. Ремонт на них не проводился с 80-х годов. Изношенная инфраструктура приводит к обрывам, простоям, не позволяет увеличить скорость передвижения, что вызывает недовольство горожан, – посетовал Абдулхаков.

ТРОЛЛЕЙБУСЫ С КЛИМАТ-КОНТРОЛЕМ

В прошлом году для Казани закупили в лизинг 25 современных низкопольных троллейбусов «МАЗ» третьего поколения с широкими дверными проемами и просторными площадками, климат-контролем салона и кабины водителя. Половину стоимости покупки оплатил бюджет РТ.

– В этом году мы планируем закупить еще 39 современных низкопольных троллейбусов, 15 из которых с автономным ходом 20 километров смогут обеспечить движение на новом маршруте по Вознесенскому тракту. По сути, такой троллейбус  – это электробус с динамической зарядкой, – пояснил глава  «Метроэлектротранса».

СПАСАЮТ ИНОСТРАНЦЫ

Однако купить троллейбусы мало, надо еще найти водителей и кондукторов, которые будут на них работать. Проблему с кондукторами трамваев и троллейбусов решить проще: бескондукторную систему оплаты проезда внедрили в прошлом году на 118 единицах общественного электротранспорта из 244 – 48 трамваях и 70 троллейбусах. В начале мая ожидается поступление оборудования, которое сделает бескондукторным оставшийся  наземный электротранспорт.

В результате технического прогресса без работы в Метроэлектротрансе остались 96 кондукторов. 27 из них пошли учиться на водителей, без которых трамваи и троллейбусы в Казани пока еще не ездят (в Москве запуск беспилотных трамваев ожидается этим летом).  Но водителей все равно  катастрофически не хватает. Сейчас их на предприятии 605, требуется еще 201.

– Для решения этой проблемы мы ведем работу по трем направлениям. Первое: привлекаем водителей из близлежащих регионов и ближнего зарубежья – это основной источник. На сегодняшний день у нас работает 371 иностранный гражданин, 157 из них – водители, – рассказал Абдулхаков. – Второе: проводим обучение на базе нашего учебного центра водителей трамваев и троллейбусов. В прошлом году обучили 79 человек, из них 38 устроились к нам на предприятие. И третье направление – это улучшение условий труда и быта наших сотрудников. Мы провели косметический ремонт в общежитиях – в комнатах, кухнях, санузлах, душевых. В общежитии на улице Короленко поставили пластиковые окна.

Что касается зарплаты, то, как сообщил гендиректор «Метроэлектротранса», у водителей трамваев и троллейбусов она составляет сегодня в среднем 74,3 тыс. рублей, у кондукторов – 39,1 тыс., у рабочих – 51,3 тыс. рублей. В прошлом году, по словам Абдулхакова, зарплату удалось повысить на 20%, в этом году планируется увеличить ее не менее чем на 10%.

МОЛОДОЕ МЕТРО ТОЖЕ СТАРЕЕТ

Тем временем и казанское метро, которое открылось в 2005 году, начало потихоньку стареть.

–  За 19 лет эксплуатации на пяти первых станциях морально и физически устарела комплексная система, которая отвечает за безопасность движения поездов. Мы провели ее модернизацию, количество сбоев в 2023 году снизилось на 52%. Закупили восемь источников бесперебойного питания и смонтировали их на станциях метро «Проспект Победы», «Аметьево», «Кремлевская», «Козья слобода». В 2023 году на всех станциях было заменено досмотровое оборудование. На станции «Кремлевская» запустили эскалаторы, которые не функционировали с момента открытия метрополитена, – отчитался Айдар Абдулхаков.

Кроме того, заменили более 1600 светильников на станциях метро и 3000 ламп в тоннелях, закупили 80 колесных пар для пяти подвижных составов из 15. Однако одними колесами не обойдешься, электропоезда, которые курсируют с 2005 года, уже нуждаются в капремонте.

С 1 сентября 2023 года в утренние и вечерние часы пик в казанском метро выпускают на линию в дополнение к девяти поездам десятый состав. А минувшей зимой, когда популярность метро возросла из-за снегопадов, количество поездов на линии увеличили до 11, а интервал движения сократился до пяти минут. Такой режим обещают сохранить  до 1 апреля, после чего, в зависимости от пассажиропотока, решат, продлевать его или нет. Статистика на начало этого года показала увеличение пассажиропотока казанского метрополитена на 21%.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще