Финалистом регионального этапа конкурса лучших лекторов страны стала руководитель Казанского института культуры Роза Ахмадиева. Рассказывая о трансформации творческих вузов, она представит республику на окружном этапе, и возможно, в финале состязания, организованного Российским обществом «Знание».
Знание.Лектор – один из нескольких масштабных проектов, которые помогают найти в регионах России лучших из лучших в сфере просвещения и науки. Общество «Знание» запустило конкурс лекторов в апреле 2024 года, организаторам поступило более 19 тыс. заявок со всех уголков страны.
Одна из них принадлежала ректору КазГИК Розе Ахмадиевой, для которой участие в федеральном конкурсе лекторов – далеко не первый опыт в сфере просвещения.
– С обществом «Знание» мы сотрудничаем с 2020 года, как лектор общества я выступала на самых разных республиканских и всероссийских мероприятиях. Одним из ярких примеров стало участие в Международной выставке «Россия», где в рамках дня Татарстана я презентовала наши общие достижения в науке, культуре, образовании, области устойчивого развития и предпринимательства, – отметила ректор КазГИК.
ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ В ПОДМАСТЕРЬЯХ У СТУДЕНТОВ
Но все же главная сфера ее интересов, по словам Розы Ахмадиевой, связана с подготовкой современных кадров. Сейчас в нашей стране прикладывают немалые усилия, чтобы сохранить и улучшить систему выпуска специалистов в области искусств. Творческие вузы, в том числе Казанский институт культуры, должны найти свою нишу в новой креативной экономике – именно эту мысль доносит своей аудитории лектор из Казани.
– Решение такой важной задачи связано с укреплением технологического, кадрового суверенитета. Важно перенастроить систему профессионального образования на запросы рынка труда, на подготовку современных, востребованных специалистов, создать возможности для работников повышать свой профессиональный уровень в течение всей трудовой карьеры, – считает Роза Ахмадиева.
В рамках одного из этапов конкурса она прочитала авторские лекции студентам и жителям города о позиционировании творческого вуза в сфере креативной экономики, реальным примером такой трансформации послужил КазГИК, где реально создаются условия для подготовки профессионалов в сфере искусств, действительно нужных в реальном секторе экономики.
– На базе института создан проектный офис, который курирует деятельность центров прототипирования в регионах России. Такие центры активно занимаются разработкой и дизайном продуктов, включая промышленный дизайн. Основной задачей является создание прототипа готового продукта, – объясняет в своей лекции ректор КазГИК.
Кроме того, по программе «Придумано в России» в регионах страны созданы школы креативных индустрий. Основной целью стало обучение талантливой молодежи основам коммерциализации идей и их продвижения на рынок.
Фактически, образовательные организации становятся посредниками между свободным творчеством и реальным продуктом, который будут покупать потребители. Помощником здесь выступают высокие технологии.
– На новых площадках активно экспериментируют с передовыми технологиями. Один из примеров таких инноваций – это разработка нейрокерамики с использованием дизайна, сгенерированного при помощи искусственного интеллекта, – говорит слушателям Роза Ахмадиева.
Другой пример симбиоза технологий и творчества – разработка студентами КазГИК виртуальных сцен для демонстрации модных коллекций в метавселенной. Эта технология позволяет заметно расширить возможности для генерации костюмов, уверена ректор института.
НОВАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Тенденция, когда вуз становится своеобразным «мостом» между дизайном и производством, по словам Р.Ахмадиевой, требует полной трансформации работы образовательных учреждений. Поэтому сейчас в Казанском государственном институте культуры создают новые образовательные программы, меняя содержание и технологии обучения. Возможности для этого есть, поскольку КазГИК стал единственным из творческих вузов участником программы академического лидерства «Приоритет 2030».
– У нас амбициозные цели. Например, мы работаем над стратегическим проектом по созданию новых брендов в сфере моды и дизайна, их вывода на отечественный и мировой рынки. Запускаем образовательные программы с цифровыми компетенциями в области моды и дизайна. В итоге мы хотим создать новую модель выпускника, способного быстро реагировать на запросы общества и эффективно реализовывать свой творческий и научно-исследовательский потенциал, – подчеркнула ректор КазГИК.
Кроме того, именно в стенах Казанского института культуры разработали утвержденную Правительством РТ Концепцию формирования культурной компетенции личности до 2030 года.
– Семь ступеней концепции охватывают все возрастные группы, и на каждой из них мы можем развивать креативные и предпринимательские навыки на протяжении всей жизни на благо каждого человека, общества и нашей страны, – объясняет суть документа Роза Ахмадиева.
СОВМЕСТИТЬ НАУКУ И БИЗНЕС
В своих лекциях руководитель КазГИК отдельно подчеркивает важность сотрудничества института с другими вузами, предприятиями российской экономики, иностранными учебными заведениями и компаниями.
– Очень важно расширять взаимодействие. Подготовка кадров становится одним из приоритетных направлений не только в нашей стране, эти проблемы обсуждались и в рамках международного форума министров образования, который состоялся в Казани в июне 2024 года. Более 100 представителей зарубежных стран приняли в нем участие, – напомнила лектор.
В завершение лекции она подчеркнула, что для успешного развития отечественной экономики предстоит объединить представителей образования, бизнеса и науки.
– Новый формат образования позволит студентам заниматься собственными проектами под кураторством опытных предпринимателей и профессорского состава. Такое сотрудничество поможет преодолеть любые сложности и ускорит появление новых разработок в креативной экономике, – заключила Роза Ахмадиева.
Напомним, что финал конкурса Знание.Лектор пройдет в феврале 2025 года в Москве. Победителям вручат по 250 тыс. рублей на продвижение своего просветительского контента.