Секрет и магия юбилеев разломно-исторических событий, даже столетних юбилеев не разгаданы. Но можно предположить: существуют их превращения в уроки прозрения, анализ идей, праздник смыслов. 100-летие ВЛКСМ в этом контексте – уникальный шанс расшифровки кода посланий эпох и поколений, катарсиса духа и одновременно переосмысления нравственных общественных ориентиров.
Перелистайте календарь советской эпохи: на каждой его героико-драматической странице – комсомольская «отметина», окрашенная кровью войн, солью пассионарности, ведическим знаком.
И не спрашивайте, по ком звонит колокол истории комсомола: он звонит по каждому из нас.
НЕРАСШИФРОВАННЫЙ КОД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В повестке дня истории есть проблемы, значимость и горячая актуальность которых не остывают во времени. Молодежь – одна из них. От египетского фараона Рамзеса II, древнегреческого философа Эпикура до Канта, Гегеля, Маркса и Ленина тянется нить размышлений о предназначении молодости. Человеческая мысль выработала более восьми десятков определений молодежи, включающих в себя множество оценочных оттенков: от «бунтующего класса», «ниспровергателя общественных устоев» до «перводвигателя цивилизации» и «демиурга истории». Сохранение высокого накала интереса к молодежи – вечное занятие человечества, ибо оно служит условием воспроизводства его витальной энергии. Молодежная тематика – своеобразная карма человечества. Оттачиванием искусства воздействия на умы молодого поколения занят и истеблишмент современности – ученые и политики, духовные иерархи и президентский корпус мира.
В чем же секрет энергетичности, исторически вмонтированной в каждое новое молодое поколение? Ключом к поиску ответа на этот философский вопрос служит понятие «свобода». Свобода, по выражению классика, не только «невеста молодости», но и ее имманентное свойство, проистекающее из желания молодых проявить свою индивидуальность, самостоятельность. Они рождаются свободными и в процессе жизненной эволюции не хотят терять это свое естественное состояние. Молодые люди не приемлют покушения на свою автономию и готовы ее защищать. Именно поэтому молодежь свободна от груза стереотипов, предрассудков, косных воззрений. Она противится повторению отработанных и стремится к созданию новых форм и стандартов жизни. Отсюда ее критицизм, максимализм, революционно-бунтарский дух, «спонтаннейский характер мышления и действия» (В.Ленин).
29 октября 1918 года – знаковый пункт в календаре истории новой, молодой страны. День рождения коммунистического союза молодежи, который на своем III съезде получит экзистенциально-сущностную прибавку – «ленинский»
Против чего восстает молодой человек, какое значение имеют сама возможность, риск и неизбежность «молодежной смуты» в судьбе человечества? Вспомним миф о молодых богах-олимпийцах с их желанием самоутвердиться, проявить своеволие, характер, инициативу. Увы, это желание пресекал, боясь конкуренции, их отец Кронос, попросту проглатывая их. Кроносу казалось, что ему удалось остановить машину времени, которое если и текло, то очень медленно, спокойно, без изменений. На небесах и на земле была, согласно мифу, установлена стабильность, искоренены оппозиция и мятежи. Казалось, так могло продолжаться до бесконечности. Пока сын Кроноса Зевс не восстал против отца и не отвоевал украденную юношескую свободу для молодых, пока он не взорвал тромбы, мешавшие нормальной циркуляции поколений. Тем самым ходу исторического времени вновь был придан революционно-динамичный характер.
Из этого мифологического сюжета вытекают серьезные методологические выводы. Во-первых, стремление к свободе мышления и действия – это антропологическое свойство, инстинкт молодежи, ее статусная потребность. Во-вторых, включение новой порции молодежной энергии в общественный организм, ее соединение с разумом старших, мудрых когорт народа придают процессу социальной эволюции человечества синергетический эффект. Критическое падение уровня и мощи пассионарной энергетики молодых популяций вызывает в обществе застой, кризис.
И, наконец, в-третьих, поиск ответов на каждый очередной исторический вызов обречен на провал без включения в трансформационные процессы молодежного фактора. Ибо что такое исторический вызов? Это возникновение задач качественно новой категории сложности и масштабности. Они не могут быть решены на основе традиционных мыслительных схем, той философии и логики мышления и действия, приверженцами которых являлись предшествующие поколения. Поэтому каждый крупный поворот в истории отдельно взятого народа и всего человечества связан с феноменом вызовов эпох, ответы на которые рождаются в умах новых поколений. Поиск ответов на вызовы времени становится историческим уделом, социальной миссией молодежной страты общества. Он требует обращения к ресурсам инициативы, креативности, инноватики, источниками которых являются поколения молодых ниспровергателей старого и творцов нового. Всходы новизны возникают в точках развилки, на траектории отклонения от строгого повторения старого. Молодость тем и ценна, что ее жизненно-смысловой вектор направлен к переменам, обращенным в светлую даль.
ВЫСОКАЯ ПЛАНКА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
Pater комсомола – Ленин, «мать Тереза» – революция. Это его условные родители. Такое определение субъектности не ставит под сомнение его «законнорожденность». В комсомол вдохнула жизнь заря, пробудившая утро нового исторического Дня человечества. До рубежа «Октябрь-1917» мир не знал молодежных организаций подобного типа. Открытие и введение самого слова «молодежь» в ряд базовых понятий есть результат эвристических упражнений, ставших приметой всей революционной эпохи.
29 октября 1918 года – знаковый пункт в календаре истории новой, молодой страны. День рождения коммунистического союза молодежи, который на своем III съезде получит экзистенциально-сущностную прибавку – «ленинский». В таком названии заложена концептуально важная идея слитности стратегических целей государства и молодежи. Уже на заре становления принципиально новой, советской цивилизации миру был преподнесен исторический урок: юные поколения составляют органическую часть основания возводимого коммунистического общежития. Достижение глобальной цели – победы нового строя в ситуации полной международной изоляции – было немыслимо без оперативной переориентации молодежи, оказавшейся на стыке веков и двух мировоззренческо-ценностных систем. Хорошо вписывался в эту стратегию императив воспитания новых молодых поколений в духе сопричастности к новым ценностям и ответственности за исход коммунистического проекта.
Комсомол – сын своего времени, времени создания СССР. | |
Соответственно, на нем – все «родимые пятна» Страны Советов, ее плюсы и минусы. Он, как и все феноменальные цивилизационные всполохи, подчинен действию формулы А.Тойнби: «рождение – расцвет – закат». |
С высоты пройденного пути можно утверждать: комсомол, объединив в своих рядах основную, авангардную часть молодежи, выполнил свою историческую миссию. За десятилетия социалистического созидания он подготовил целую плеяду поколений-подвижников, ставших становым хребтом нового строя, выступил соавтором озарительных идей, прорывов народа к этапным вершинам прогресса. Комсомол был создан «всерьез и надолго». Глубинно-смысловую суть исторической драмы, длившейся 83 года, акторами и героями которой были 200 миллионов комсомольцев, можно понять, только поместив ее в контекст исторической судьбы единой советской цивилизации.
Опыт строительства нового типа цивилизации с опорой на молодежь оценивается по-разному. Вряд ли правильно отрицать, вычеркивать советские страницы из исторической летописи и ее календаря. Общество, оставляющее лишь лицеприятные для сердца «патриота» и вырывающее из него неудобные, непривлекательные и конъюнктурно «невыгодные» листы своей истории, совершает этическое преступление. Следуя по этому пути, нация лишается одной из своих исторических опор. Было бы ошибочным видеть в советском прошлом сплошной романтизм, патриотизм, героизм и интернационализм. Хотя именно эти черты стали психологической основой ощущения советскими поколениями своей принадлежности к образованному, просвещенному, культурному, нравственному, гуманному народу, причастности к великой стране. Именно это предопределило появление молодых поколений, «закаленных сталью», – поколений героико-эпического типа.
К разгорающемуся костру интереса по поводу крупно-юбилейных, историко-глобальных событий в целом, в данном случае – столетия комсомола, как водится, слетается армия экспертов-аналитиков. Кто – с целью подбросить в костер дровишек, успеть выхватить из него жареные каштаны, кто – с намерением просто погреть душу у очага, сохранившего свет и тепло комсомольско-дантовых сердец. Свидетельство этому явлению – информационный бум в СМИ, Интернете, соцсетях по поводу юбилея. Для политиков, ученых – это момент социологического прозрения, для институтов гражданского общества – возможность смахнуть пыль с тишины (Казанское представительство «Комсомольской правды», например, вышло с инициативой проведения акции «ВЛКСМ-100: молодежный мотокросс» по городам – всесоюзным комсомольским стройкам), повод омолодиться, вновь возвысить свой голос призывом «создать молодежную партию», объявить молодежь «объединительно-общенациональной идеей России».
В предъюбилейные дни в общественное сознание был вброшен фейк: «Разжиревший комсомол предал СССР, не вышел на его защиту, не лег грудью на амбразуру советского цивилизационного Дома». Речь идет не только и не столько о последнем советском поколении молодежи – восьмидесятниках. Здесь налицо замах на историческую оценку всего свода комсомольских когорт. На оценку и поколения индустриальщиков, породившего беспримерный в мировой практике феномен ударничества, и поколения добытчиков Победы над фашизмом (почти из сорока миллионов жизней, брошенных на жерт-венный алтарь войны, одна треть – молодые: взяли Берлин и водрузили Знамя Победы над Рейхстагом девятнадцатилетние безусые парни), и шестидесятников – покорителей целины – хлебной, нефтяной, информационно-интеллектуальной, – превративших страну в глобальную лидерную величину, и покорителей космоса, впервые осуществивших мечту человечества – оторваться от притяжения Земли и войти в пространство Вселенной.
Человечеству – 300 тысяч лет. Но оно никогда не знало примера подвига, равного по своему эпическому масштабу тому, что совершил комсомол. Подвига, достойного включения в Книгу рекордов Гиннесса
Страна, беспрерывно черпавшая из огнедышащего кратера молодости ее пубертатную энергию, в неоплатном долгу перед комсомолом. Юбилей – момент общена-ционального признания величия исторического подвига молодых поколений, воздвижения монумента Славы комсомолу, заклавшему себя ради сохранения чести, достоинства и независимости своей страны. Ветеранов комсомола, как и их отцов – ветеранов войны, осталось наперечет. Как бы не опоздать воздать им честь…
ВЕЧНЫЙ ЗОВ ИСТОРИИ
Комсомол – сын своего времени, времени создания СССР. Соответственно, на нем – все «родимые пятна» Страны Советов, ее плюсы и минусы. Он, как и все феноменальные цивилизационные всполохи, подчинен действию формулы А.Тойнби: «рождение – расцвет – закат». Во-вторых, комсомол как историческое явление – часть не только советского, но и продолжение глобального проекта – мечты человечества о справедливом, гуманном мире, проекта, берущего начало с библейских времен.
Все империи и цивилизации смертны. Комсомол как идея фикс бессмертен. И в XXI веке продолжается поиск ответов на вопросы прагматично-комсомольского характера.
Человечеству – 300 тысяч лет. Но оно никогда не знало примера подвига, равного по своему эпическому масштабу тому, что совершил комсомол. Подвига, достойного включения в Книгу рекордов Гиннесса.
Так что же это за племя – комсомольцы? Оно особое: это племя лириков, романтиков, мечтателей, утопистов, идеалистов… У них другая группа крови. Это те, кто, летя навстречу Солнцу истины, вершил судьбы революций, подминал под себя формации, удлинял срок счастливой судьбы человечества.
Вершинность, беспримерность действа комсомола – исторический факт. В его природе сокрыта тайна не только великих побед, но и сокрушительных поражений. В нем – вечные для всех нас уроки, послание всем будущим человеческим поколениям.