Исток реки – не под лежачим камнем

За сотни лет марийская земля стала родиной для многих тысяч татар. Как и чем живут наши соплеменники сегодня?

Истоки местного татарского этноса можно проследить со времён Волжской Булгарии. Подтверждением может служить надпись на камне, найденном на территории Марий Эл.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Фото: Вячеслав ЗАГИТОВ

 

Гарай-Максумьянов-с-гуслями1
Мастер-гусляр Гарай Максумьянов.

Взметнулись прямо из жёлтого песка сосны – высоченные, ровные. А вот и ельник. Дальше вглубь леса – частые буреломы, перечёркнутые белыми стволами берёз. Там параллельно современной автотрассе тянется древний Царёвококшайский тракт, что несколько веков связывал территории нынешних Татарстана и Марий Эл. Не этой ли дорогой много веков назад пробирались сквозь знаменитое марийское густолесье татары в поисках лучшей доли или же просто спасая свои жизни? За сотни лет эта земля стала родиной для многих тысяч наших соплеменников, основательно пустивших корни в эту благодатную землю. Пройдём по их следам…

 

СТРАННЫЙ ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА

Мы начали наше знакомство с главного города, где живёт почти половина татар республики.

Марийская столица удивила: представьте, что вы идёте по самому обычному провинциальному российскому городу, вдруг перед вами… площадь а-ля Венеция! Пройдёте ещё немного, и вот она – набережная Амстердама с голландскими домиками, а напротив – другая набережная, один в один из бельгийского городка Брюгге. Дальше начинаются уже знакомые нам строения: почти Московский кремль, как бы Спасская башня, вроде бы Благовещенский собор. Следом – здание, смахивающее на мощный средневековый замок, а потом ещё один – теперь уже баварского короля Людвига II. А ещё в городе какое-то невероятное число храмов…

Ко всему тут множество памятников. В Йошкар-Оле их более двухсот.

Название города с марийского переводится как «красный город». Основан он на берегу реки Малая Кокшага, левом притоке Волги, в XVI столетии и до 1919 года назывался Царёвококшайском, затем Краснококшайском. Богатая история поселения начиная со времён Ивана Грозного породила много легенд – и о подземных ходах дома Пчелина, что считается одной из городских достопримечательностей, и о призраках в доме №87 по той же Вознесенской улице, где нынче находится театр юного зрителя, а также в так называемом «Доме-бабочке» на перекрёстке улицы Петрова и проспекта Ленина.

…Старший научный сотрудник отдела истории Национального музея РМЭ им. Т.Евсеева Сергей Свечников, рассказывая об исторических марийско-татарских отношениях, отмечает, что в XV–XVI веках марийцы жили в составе Казанского ханства. Если советская историография следовала постулату, что нетатарские народы ханства находились под игом, то в современной исторической науке появилась иная точка зрения.

Выдающийся марийский учёный, доктор исторических наук, академик Ксенофонт Сануков, исследовавший взаимосвязи татарского и марийского народов, подчёркивал, что они имеют длительную общую историю во всех сферах жизни, несмотря на конфессиональные различия. «Центром просветительства для народов Поволжья и Приуралья была Казань, – писал учёный. – Здесь концентрировалась зарождавшаяся общественная мысль, издавались учебники, готовились первые кадры национальной интеллигенции поволжских народов. Национальное просветительство к XIX веку приобрело конфессиональный характер: православно-миссионерский  – у марийцев и религиозно-реформаторский – у татар…

Первым марийским просветителям, воспитанным «системой Ильминского», в то же время оказались близки идеи Шигабутдина Марджани и Каюма Насыри. Особенно сближал их интерес к этнографии, фольклору, культурным традициям родных народов. В этом отношении характерным является пример учителя марийской начальной школы при Казанской учительской семинарии Тимофея Семёнова, который установил тесные связи и с Марджани, и с Насыри. Последний, издавая календарь, большое внимание уделял публикациям произведений устного народного творчества. При этом он отмечал близость татарского и марийского фольклора, даже написал об этом статью. Пример Каюма Насыри по изданию календарей воодушевил литераторов на выпуск в Казани ежегодника «Марла календарь» (1907–1913 гг.), первого светского издания на марийском языке.

 

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ГЛУБЬ ВЕКОВ

Как отмечает известный краевед Фирзия Сабирьянова, живущая в деревне Тат-Китьня Мари-Турекского района, истоки местного татарского этноса можно проследить со времён Волжской Булгарии. Подтверждением может служить надпись на камне, найденном на территории республики. Она выполнена общей для тюркских народов рунической графикой.

– Мы пока располагаем сведениями о татарах нашего края на протяжении трёх веков, – рассказывает ведущий научный сотрудник отдела этнологии Марийского научно-исследовательского института Тамара Молотова. – Так, село Параньга служило перевалочным пунктом для торговцев, направлявшихся со своей продукцией в Вятку. Сюда в основном переехали жители Заказанья. Предками жителей Моркинского района Марий Эл являются переселенцы из нынешних Кайбицкого и Высокогорского районов Татарстана. Влияние татарского произношения, говора сохранилось у современных потомков моркинцев. По поселениям Мари-Турекского района расселились жители с территории нынешнего Балтасинского района Татарстана. Были также переселенцы-татары из-под Оренбурга и Рязани.

 


Выдающийся марийский учёный, доктор исторических наук, академик Ксенофонт Сануков, исследовавший взаимосвязи татарского и марийского народов, подчёркивал, что они имеют длительную общую историю во всех сферах жизни, несмотря на конфессиональные различия


 

…Деревня Кульбаш по сей день сохранила свой татарский микромир. А в двух деревнях – Кошна (Алмаметьево) и Кымыргуржа (Тат-Чодраял) дружно живут, соблюдая свои народные традиции, татары и марийцы. Это единственный район, где в наличии трёхъязычие. Татары грамотно говорят по-марийски, марийцы красиво – по-татарски, и те и другие – по-русски.

Трёхъязычие было характерно и для жителей Волжского района, что на границе с Татарстаном. Поколение тех, кому сегодня за шестьдесят и более, владело татарским и марийским языками и, конечно, русским. Сегодня внуки старожилов вспоминают рассказы бабушек – бывших педагогов в Паратском сельском поселении (хутор Верхний Азиял) о том, как в марийской школе неофициально изучали татарский язык…

 

ВСЕГДА НА ВИДУ

Татары всегда играли значимую роль в общественном, культурном и социально-экономическом развитии соседней республики. Отметим, что первый Герой Советского Союза в Марийской АССР – татарин из Моркинского района Хатиф Хасанов. Героями Советского Союза cтали также Ахметсафа Гайсин, уроженец деревни Портчара Параньгинского района, Тагир Кержнев, житель Йошкар-Олы. Учитель из Параньги Гайнан Курмашев, соратник Мусы Джалиля, был посмертно награждён орденом Отечественной войны первой степени. Первым Героем Социалистического Труда в МАССР в 1948 году стал звеньевой колхоза «Кураш» Хлебниковского (ныне Мари-Турекского) района Исхак Муртазин. В наше время Героем России стал уроженец Параньгинского района лётчик Радик Бариев. События в Сирии коснулись и татар, живущих в республике: погиб на поле боя уроженец посёлка Параньга майор ФСБ Булат Ахматьянов, продолжатель рода Героя Советского Союза Хатифа Хасанова…

Наши соплеменники постоянно были здесь на виду. Многие уже на заслуженном отдыхе, но их имена вошли в историю региона теперь уже с приставкой «экс»: заместитель председателя правительства Республики Марий Эл министр финансов Гульфия Габдул-Бариева, министр экономического развития и торговли Ильяс Якупов, руководитель республиканской налоговой инспекции, а потом и министр экономразвития и торговли Фарит Ханафеев, глава администрации Медведевского района Даиль Шагиахметов, руководитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РМЭ Нурсает Галиев, руководитель республиканского управления ФАС Илдар Салихов, директор Территориального фонда информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России Ареф Ялалтдинов и многие другие.

Заметна сегодняшняя деятельность глав администраций Параньгинского района Альфита Ибраева и Медведевского района Рузяля Усманова.

 

ОСТАВЛЯЯ СЛЕД, ЗАМЫКАЕМ КРУГ

– Сегодня мы можем позиционировать региональную национально-культурную автономию татар Республики Марий Эл как ресурсный центр развития этнокультуры, – отмечает Амир Шакиров, председатель совета национально-культурной автономии татар Республики Марий Эл, член исполкома Всемирного конгресса татар. – За пятнадцать лет организации удалось реализовать многие из задач, которые были поставлены перед автономией при её создании. Большое внимание уделяется воспитанию молодёжи. Одним из символов культурного наследия и возрождения татар является Сабантуй, который ежегодно проходит в Йошкар-Оле и районах республики. Доброй традицией стало обращение главы Республики Марий Эл с приветствием к участникам праздника. А делегации из районов Татарстана привносят подлинно национальный и праздничный колорит местному Сабантую.

Автономии есть что показать и на майдане праздника, и во время других значимых событий. Выросла сильная плеяда борцов на базе созданной в 1999 году Федерации борьбы куряш, открыты филиалы спортивных школ в городах и районах республики, где занимаются более четырёхсот юношей. Спортсмены-татары от Республики Марий Эл много раз становились победителями и призёрами соревнований разного уровня. К примеру, борец Мусса Галлямов стал победителем четырёх международных состязаний.

 

Сценка-по-следам-этноэкспедиций1
Старинные обряды оживают на сцене татарского культурного центра.

 

– Мы работаем в здании Центра татарской культуры, которое в должной мере оснащено материально-технической базой для развития творчества, организации кружков и концертов. Таких центров в России немного, и наша задача – сохранить и приумножить всё лучшее, что у нас имеется, – отмечает директор центра, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, кавалер ордена «За заслуги перед Марий Эл» Ильгис Гайсин. – Традицией стали наши фольклорно-этнографические экспедиции в места компактного проживания татар в родной республике. По результатам и материалам познавательных поездок проходят фестивали. У нас действуют двадцать кружков, многие коллективы успешно показали себя на самых престижных сценических площадках. Упомяну хотя бы ансамбль гусляров, руководитель которого Гарай Максумьянов не только восстановил на сцене это древнее музыкальное искусство, но и сам изготавливает инструменты. Вот и к столетию Республики Марий Эл мастер изготовил марийские гусли, которые прозвучали даже на кремлёвской сцене.

…В самом центре посёлка Медведево, что на окраине столицы Марий Эл, есть небольшое искусственное озеро – Шошинский пруд с островком посередине. Это мини-зоопарк, открытый двадцать лет назад по инициативе известного циркача, народного артиста Марийской АССР Габдулхака Гибадуллина при поддержке главы администрации Медведевского района Даиля Шагиахметова.

Одна из достопримечательностей Йошкар-Олы – памятник «Комсомольцам огненных лет», с которым скульптор Шаухат Ахматгараев навсегда вошёл в марийское искусство.

Символом Республики Марий Эл в творчестве Ахматгараева стало изображение молодой женщины верхом на вепре в стремительном полёте. Это Кугу Юмын ава, одна из высших небесных богинь.

И таких зарубок много. Как бы ни сложилась дальше история марийских татар, свой добрый след в истории родной для них земли они уже оставили…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще