Искусство шёлковых посланий

В нашей республике работают мастера, вносящие свой вклад в мировое развитие искусства батика

Завораживающий, загадочный, дивный, волшебный, подобный сказке – все эти эпитеты адресованы искусству росписи по ткани – батику. В 2009 году ЮНЕСКО внесло роспись текстильных изделий кистями в список шедевров устного и духовного наследия человечества.

Автор статьи: Евгения ШЕМЕЛОВА

Фото: из личного архива Дили Барышевой

 

 

Завораживающий, загадочный, дивный, волшебный, подобный сказке – все эти эпитеты адресованы искусству росписи по ткани – батику. В 2009 году ЮНЕСКО внесло роспись текстильных изделий кистями в список шедевров устного и духовного наследия человечества.

 

В нашей республике работают мастера, вносящие свой вклад в мировое развитие искусства батика. Одна из них – член Союза художников Татарстана и России, преподаватель Зеленодольской детской художественной школы Диля Барышева.

«Слово «батик» меня заворожило ещё в детстве. Но, прежде чем к нему подступиться, я получила специальное образование, окончив Зеленодольскую художественную школу и Казанское художественное училище, – рассказывает Диля Рашидовна. – Художественная подготовка и огромное желание заниматься росписью позволили мне самостоятельно освоить это искусство. И вот уже почти тридцать лет я занимаюсь росписью текстиля, шарфов, платков, палантинов, одежды и, конечно, пишу картины на шёлке. Всё это стало неотъемлемой частью моего творчества».

Разноцветье красок на шёлке, созданное Дилей Рашидовной, не просто цветные композиции, а наполненные магической атмосферой и глубоким философским смыслом картины.

 

«Батик – очень древнее искусство, пришедшее к нам из Индонезии. В переводе на русский это слово означает «капля воска». Как у всего, связанного с историей, в нём заложен глубокий сакральный смысл, – объясняет художница. – Для индонезийцев – это путь духовного развития. Капля воска позволяет сохранить всё светлое и постепенно постигать глубину вещей и явлений. Всё, как в жизни любого мудреца. А уж про смыслы, заложенные в рождении шёлка, и говорить нечего. Например, тутовые шелкопряды очень чувствительны к энергии места и людей. И по тому, насколько чист и бел кокон, судили о внутреннем состоянии, чистоте помыслов человека, занимавшегося его производством. И ещё: шелкопряды не творят кокон в период войн и бедствий, они ждут мира. Очень хочется сохранить этот красивый смысл и через своё творчество приумножить его ценность».

И это удаётся Диле Барышевой в полной мере. Каждая её работа, выполненная на шёлке, – это послание добра, света и того, что сейчас называют положительной энергетикой.

Диля Барышева – автор более десяти персональных выставок, которые прошли в Казани, Зеленодольске, Набережных Челнах, Елабуге, Йошкар-Оле, Лосхайме (Германия), и каждая из них носила поэтическое название, подготавливая зрителей, настраивая их на созерцание представленных работ: «Искусство шёлковых посланий», «Синий час», «Летело лето…», «Ветра огненные складки».

«Любая картина начинается с чувства и продолжается замыслом», – говорит Диля Барышева. Источником вдохновения для неё могут выступать фольклор и художественные произведения. Так, триптих «Сны о скрытом смысле» выполнен под впечатлением стихов выдающегося персидского поэта Джалаладдина Руми, жившего в XIII веке. Нить его содержания раскрывается через изображение одного из универсальных символов в мировой культуре – дерева.

 


Разноцветье красок на шёлке, созданное Дилей Рашидовной, не просто цветные композиции, а наполненные магической атмосферой и глубоким философским смыслом картины


 

В технике горячего батика выполнен триптих «Солнце и луна», появившийся благодаря одноимённому стихо­творению классика татарской литературы Габдуллы Тукая. Его поэтические строки стали также названиями работ «Спит крепко месяц до заката, а потом вновь улыбается земле своим лучом…», «И в колыбели золотой – звезда к звезде – созвездья дремлют…», «И свет их дружеский сияет над землёй…».

Часто сюжеты возникают сами: от испытанных впечатлений, от увиденной красоты. Диля очень любит изображать цветы: свое­образие их красоты отражено в таких работах, как «Розовый полдень», «Пламенное сердце», «Лучезарный», «В твоём саду», «Пионы». Триптих «Кабуки» посвящён ирисам – символу возвышенности и одухотворённости.

«В батике вашей фантазии нет предела – мастер творит как художник, создавая работы. Ему подвластны все направления и стили искусства. Сам процесс творчества – завораживающее зрелище расплывающегося на шёлке цветного мира – приносит много радости не только автору, но и не оставляет никого равнодушным», – подытоживает мастер.

Несколько работ Дили Барышевой приобретены Государственным музеем Татарстана, Государственным музеем изобразительных искусств Татарстана, находятся в частных коллекциях в России, США, Германии, Польше, Венгрии.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
Еще