Интернет-торговля: полезная неизбежность

Гиганты российского рынка электронной коммерции серьёзно нацелились на Татарстан

Купить любой товар в Сети – давно привычное дело. Но, оказывается, в Татарстане, занимающем на сегодня в стране второе место (после Москвы) по инвестиционной привлекательности, виртуальные магазины пользуются пока не слишком большой популярностью.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: norma.uz

Гиганты российского рынка электронной коммерции серьёзно нацелились на Татарстан

 

интернет-торговля

 

Купить любой товар в Сети – давно привычное дело. Но, оказывается, в Татарстане, занимающем на сегодня в стране второе место (после Москвы) по инвестиционной привлекательности, виртуальные магазины пользуются пока не слишком большой популярностью.

 

Такой вывод складывается из следующих цифр. По данным Министерства экономики РТ, в 2018 году валовой региональный продукт в республике составил 2,44 трлн рублей, доля розничной торговли в нём – 13 процентов. И если в среднем по России интернет-торговля занимает 1,7 процента от всей розницы, то в Татарстане – 1,3 процента. За восемь месяцев 2019 года в нашем регионе на покупки в Сети пришлось в среднем всего лишь 500 рублей на душу населения. Вместе с тем Институт экономической политики имени Егора Гайдара прогнозирует рост онлайн-торговли в России к 2024 году почти в 2,5 раза.

Такие показатели были озвучены на недавней встрече в Казани представителей республиканских Минэкономики, Минпромторга, бизнес-сообщества с руководителями крупнейших российских игроков электронной коммерции – компаний Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет».

 

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

Конечно, руководство республики не будет мириться с тем, что татарстанский рынок e-commerce не дотягивает даже до среднероссийских значений, и ставит задачу: догнать и перегнать! Тем более, по словам министра экономики Фарида Абдулганиева, в Татарстане есть все необходимые условия для того, чтобы занять лидирующие позиции в электронной коммерции.

– У нас высокая доля проникновения Интернета: 88 процентов татарстанцев обеспечены каналом 4G, а с учётом покрытия сетей 2G и 3G уже 97 процентов жителей республики имеют доступ в Интернет. Две зоны региона уже охвачены системой 5G. По числу пользователей Татарстан занимает первое место среди четырнадцати субъектов Приволжского федерального округа, – констатировал министр. – Кроме того, в РТ 91 промышленная площадка, пять территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), где в соответствии с льготным налогообложением можно строить логистико-складскую инфраструктуру для интернет-ретейлинга… Рынок онлайн-торговли нами, по большому счёту, не до конца изучен. Необходимо разработать концепцию поддержки электронной коммерции в Татарстане и основных направлений её развития.

 

СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЁЛ

В июне на полях Петербургского международного экономического форума – 2019 Президент Рустам Минниханов и генеральный директор группы Ozon Александр Шульгин подписали соглашение о сотрудничестве между Татарстаном и этой компанией. Договором предусмотрена реализация мероприятий по развитию интернет-торговли в республике, в том числе строительство в ТОСЭР «Зеленодольск» на территории в 10,5 гектара логистического комплекса площадью 40 тысяч квадратных метров. Объём привлечённых в этот проект инвестиций составит 2,84 млрд рублей. Как сообщил вице-президент по логистике и цепям поставок Ozon Андрей Павлович, введение этого объекта в эксплуатацию запланировано на середину 2020 года.

– На сегодня логистика Ozon – это 150 тысяч квадратных метров складских помещений, 2,5 млн sku (учётных товарных позиций), 130 тысяч ежедневных посылок. Общая команда сотрудников превышает семь тысяч человек, – рассказал спикер. – Мы, пожалуй, уникальны в том, что развиваем все каналы доставки: через курьеров, коих в компании около 2,5 тысячи, через четыре тысячи почтоматов (автоматизированные комплексы хранения и выдачи товара) и 3,5 тысячи пунктов выдачи. В Казани, которая для нас является одним из ключевых рынков, уже работает наш фулфилмент – центр, выполняющий комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им товара. При необходимости создадим ещё один. Не исключено, что построим сортировочный комплекс и в ТОСЭР «Набережные Челны» – для охвата Закамской зоны.

 


Крупнейшие российские электронные коммерсанты отмечают следующие особенности е-commerce в Татарстане. Во-первых, гиперконцентрация ретейла в Казани из-за недостатка соответствующей инфраструктуры в других городах республики. Во-вторых, довольно высокие требования со стороны клиентов к скорости доставки товара. В-третьих, в регионе не слишком сильны позиции международных игроков, а вместе с тем здесь более популярны товары зарубежных поставщиков


 

– Месторасположение логистического хаба Ozon идеальное: в радиусе в тысячу километров от Зеленодольска проживают 50 процентов населения России. Поэтому ожидается, что данный центр будет обслуживать не только Татарстан, но и все ближайшие регионы, – добавил заместитель министра промышленности и торговли Герман Лернер.

Рынок электронной коммерции – самый быстроразвивающийся в России: растёт ежегодно в среднем на 26 процентов. Интересный факт привёл Андрей Павлович: в Татарстане за восемь месяцев текущего года этот рынок вырос на 11 процентов, а в Башкортостане – на 54. Но это связано с тем, что соседний регион начал активно развивать интернет-торговлю гораздо позже, нежели наша республика, и стартовал с низких базовых объёмов.

 

ГРЯДЁТ БОРЬБА НА КАДРОВОМ ФРОНТЕ?

Директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко заявил, что и этот е-ретейлер  во второй половине 2020 года под Зеленодольском предполагает запустить первую очередь логистического хаба, площадь которого составит сто тысяч квадратных метров. Данный проект оценивается в пять миллиардов рублей.

К слову, по данным первого в России исследовательского агентства Data Insight, которое специализируется на электронной коммерции, Wildberries занимает свыше 30 процентов от всего отечественного рынка e-commerce. То есть является крупнейшим в нашей стране онлайн-оператором. В феврале 2019 года в рейтинге российских женщин-миллиардеров американского финансово-экономического журнала Forbes основательница Wildberries (компания создана в 2004 году) Татьяна Бакальчук заняла вторую строчку после знаменитой предпринимательницы Елены Батуриной.

 

 Фарид АБДУЛГАНИЕВ,
министр экономики РТ:

abdelganiev

Развитие интернет-торговли окажет положительное влияние на экономику республики, обеспечит новыми каналами продаж продукции татарстанских производителей, будет содействовать рос­ту малого и среднего бизнеса.

Крупнейшие интернет-магазины призваны не только нарастить экономику Татарстана, но и выполнить мощную социальную функцию – создать дополнительные рабочие места, которых в том же Зеленодольске ощутимо не хватает. Если Ozon заявляет о будущем трудоустройстве двух тысяч человек, то Wildberries – пяти тысяч. Кроме того, по словам Ильи Никанорова, руководителя B2B-платформы компании «Яндекс.Маркет», которая тоже положила глаз на респуб­лику и намерена построить в РТ склад, этот онлайн-ретейлер планирует сформировать примерно 500 рабочих мест. Правда, «Яндекс.Маркет» пока не определился со сроками возведения сортировочного комплекса и его месторасположением. А в ТОСЭР «Зеленодольск», как предупредил Фарид Абдулганиев, свободных площадок уже не осталось.

В общем, на кадровом фронте ожидается нешуточная борьба, особенно за специалистов в сферах IT и логистики. Но глава Минэкономики поспешил успокоить гостей. Мол, в рамках подготовки к мировому чемпионату профмастерства WorldSkills, который прошёл в Казани в августе 2019 года, в Татарстане было создано 37 ресурсных центров по обучению кадров для различных отраслей промышленности. Однако министр признался, что всё-таки придётся усилить работу в логистическом направлении.

 

МЕСТНЫЙ БИЗНЕС СТРЕМИТСЯ НА Е-ПЛОЩАДКИ

Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров отметил, что состоящие в его организации хозяйства производят 54 процента сельхозпродукции республики. И поинтересовался, готовы ли е-ретейлеры доставлять их товары до потребителей. Представители интернет-магазинов ответили, что они не прочь, но для этого потребуется определённая инфраструктурная и техническая подготовка, поскольку каждый продукт имеет свою специфику хранения, перевозки и так далее. Доставка продукции категории fresh (натурального скоропортящегося товара) практикуется, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге. И в обозримом будущем этот опыт будет переноситься в регионы.

– Нам бы хотелось с вами взаимодействовать. Наша общественная организация объединяет несколько сотен производителей, товарооборот которых превышает пять миллионов долларов в год. Давайте, не откладывая дело в долгий ящик, подпишем с вами протокол о намерениях, чтобы уже с 2020 года начать эффективно сотрудничать, – предложил представителям интернет-магазинов председатель правления Палаты народных художественных промыслов и ремёсел РТ Нури Мустафаев. Гости согласились.

А председатель правления Союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности РТ Ирина Купряхина спросила, планируют ли представители электронной коммерции размещать на своих платформах товары малых и средних предприятий – членов этого союза. На что получила ответ: «Этот вопрос нужно обсудить отдельно. Индивидуально по каждому предпринимателю».

Министр экономики несколько приземлил спикера, подчеркнув, что, к сожалению, многие местные производители продукции текстильной и лёгкой отраслей промышленности не готовы к выходу на интернет-площадки, так как их изделия не имеют товарного вида и красивой упаковки. Нужно хорошо поработать над решением этой проблемы. И, возможно, совместно с экспертами е-commerce…

– Развитие интернет-торговли окажет положительное влияние на экономику республики, обеспечит новыми каналами продаж продукции татарстанских производителей, будет содействовать рос­ту малого и среднего бизнеса, – резюмировал Фарид Абдулганиев.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще