Интернет-торговля: от идеи до продажи

Рынок е-коммерс всё больше влияет на рост занятости населения Татарстана

По данным московского агентства маркетинговых исследований «Дейта Инсайт», в России объём электронной торговли за первые шесть месяцев 2022 года увеличился в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2021-го и достиг 2,2 трлн рублей. Это достаточно мощный переток покупателей из офлайна в онлайн.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: deloroskursk.ru

Рынок е-коммерс всё больше влияет на рост занятости населения Татарстана

 

 

По данным московского агентства маркетинговых исследований «Дейта Инсайт», в России объём электронной торговли за первые шесть месяцев 2022 года увеличился в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2021-го и достиг 2,2 трлн рублей. Это достаточно мощный переток покупателей из офлайна в онлайн.

 

Доля электронной коммерции в общем объёме розничных продаж выросла на треть и составила 11,2 процента (год назад показатель был на уровне 8,8 процента). Новыми драйверами роста рынка е-коммерс стали нестабильность ассортимента и цен в офлайне, удобство поиска и выбора товаров на маркетплейсах, а также параллельный импорт.

Как прогнозирует «Дейта Инсайт», к концу 2022 года количество заказов на маркетплейсах вырастет на 63 процента и достигнет 2,8 млрд­ единиц товаров. При этом оборот интернет-торговли увеличится на 41 процент – до 5,8 трлн рублей.

 

ВОПРЕКИ САНКЦИЯМ

– Мы видим, что интернет-торговля даже в текущих санкционных экономических условиях продолжает стабильно развиваться, – констатировал Уполномоченный при Президенте РТ по защите прав предпринимателей – помощник главы республики Фарид Абдулганиев на пресс-конференции в «Татмедиа». – А мы даже ещё на плато не вышли. С начала 2020 года количество татарстанских продавцов на маркетплейсах увеличилось более чем в сто раз: с 320 торговцев до 32 тысяч (по итогам первого квартала 2022 года).

По словам бизнес-омбудс­мена, республика стала лидером по развитию интернет-торговли в Приволжском федеральном округе, который в стране в данной сфере занимает второе место после Центрального федерального округа. Почти четверть от чис­ла всех селлеров (продавцов на маркетплейсе) ПФО – это представители малого и среднего бизнеса (МСБ) нашей рес­публики. По итогам первого полугодия количество татарстанских селлеров выросло на 37 процентов относительно такого же периода 2021-го. Выручка за шесть месяцев составила 25 млрд руб­лей. К слову, такая же выручка была за весь 2021 год. К концу года Татарстан может выйти на сумму в 50 млрд рублей.

– Вопрос развития элект­ронной торговли на личном контроле у Президента Рустама Минниханова, поскольку эта сфера ощутимо влияет на рост экономики респуб­лики, – отметил спикер. – К примеру, только 13,5 млрд рублей – это, как у нас говорят, «инвес­тиции в кирпич». То есть в строительство в Татарстане складской инфраструктуры для крупных маркетплейсов страны: 100 тысяч квадратных метров для «Вайлдберриз», 37 тысяч – для «Озона», 225 тысяч «квадратов» – для «Казань Экспресс».

 

ВСПОМНИЛИ О КОНТЕЙНЕРЕ

Электронная торговля даёт толчок к развитию транспортной логистики. Если в Советском Союзе сфера контейнерных перевозок по своему уровню превосходила соответствующую отрасль многих развитых стран, то в настоящее время данное направление деятельности в России оставляет желать лучшего. А в Татарстане пока есть заметное отставание от общероссийских показателей по объёмам контейнерных перевозок. Это ещё фактически неиспользованный резерв для роста экономики республики.

Тем не менее дело сдвинулось. Фарид Абдулганиев напомнил, что 19 сентября в Казань прибыл первый контейнерный поезд из Владивостока. Это стало возможным благодаря подписанному на Восточном экономическом форуме 6 сентября соглашению между Правительством РТ и крупнейшим интермодальным транспортным оператором в России – группой FESCO. Данное событие положило начало регулярным контейнерным перевозкам товаров народного потребления, которые свяжут Татарстан с рынками других субъектов РФ, Китая, стран Юго-Восточной Азии.

По оценкам экспертов, переход на регулярные контейнерные отправки (а их частоту планируется повышать, в частности, и за счёт других компаний, проявляющих интерес к нашей респуб­лике) позволит оптимизировать логистику татарстанских предприятий на 15–25 процентов и снизить время доставки товаров в два раза. Экономический эффект при экспортно-импортных операциях наших производителей даст десятки миллиардов рублей дополнительной выручки и увеличит налоговые поступления в бюджет респуб­лики.

 

ПРОБЛЕМА В ПУНКТАХ И КАДРАХ

– Мы провели интересный эксперимент. Стихийно подобрали сто компаний, которые в 2021 году вышли на рынок электронной торговли. И в Федеральной налоговой службе выяснили, что объём поступаемых от них налогов увеличился в среднем в 3–3,5 раза. Эти цифры говорят сами за себя: одним из эффектов развития интернет-торговли становится «обеление» малого и среднего бизнеса, ведь все платежи проходят в безналичной форме, – рассказал бизнес-омбудсмен РТ.

Кроме того, интернет-торговля даёт жителям небольших городов и весей те же преимущества, что и населению мегаполисов. Все имеют одинаковый доступ к товарам.

– Однако до прошлого года многим гражданам нужно было ехать в пункты выдачи заказов за десятки километров от своих домов, – посетовал Фарид Абдулганиев. – Была принята программа о развитии электронной торговли в РТ, в рамках которой проведено соответствующее обучение муниципальных руководителей. В итоге при содействии власти на местах общее количество объектов инфраструктуры в первом полугодии нынешнего года достигло 11 200 – рост на 30 процентов к такому же периоду 2021-го. А это не только комфорт для населения, но и тысячи новых рабочих мест.

Развитие интернет-торговли стало значимым фактором в увеличении занятости населения. В 2021 году в республике было создано около 55 тысяч рабочих мест в секторах, связанных с е-коммерс. Это около семи процентов от общего количества работающих в сфере малого и среднего бизнеса Татарстана с учётом самозанятых и более половины от всего прироста занятых в МСБ в 2021 году. Оптимис­тичный прогноз по итогам 2022 года даёт значительное увеличение, возможно, даже удвоение количества ­новых рабочих мест в секторах, связанных с интернет-торговлей. Это не только продавцы, курьеры и складские работники, но и специалисты по маркетингу.

 

ЗА РУКУ – ДО МАРКЕТПЛЕЙСА

Руководство республики быстро отреагировало на новое направление в экономике. И в поддержку предпринимателей, которые хотят выйти на рынок е-коммерс, в марте 2021 года был создан Центр электронной торговли (ЦЭТ) «Маркетплейс.Легко».

– В 2022 году и на данный момент сотрудники ЦЭТ провели около 16 тысяч консультаций, что в полтора раза больше, чем за весь 2021 год, – сообщила исполнительный директор центра Инесса Яруллина. – Одна из самых востребованных услуг – так называемый онбординг (оказывается бесплатно). Это когда мы буквально за руку ведём предпринимателя до его первых продаж на маркетплейсе. Эту региональную меру поддержки оказываем совместно с Министерством экономики РТ. В рамках данной уникальной услуги специалисты центра выводят предпринимателя на пять крупнейших маркетплейсов – «Вайлдберриз», «Озон», «Али.Экспресс», «Яндекс.Маркет» и «Казань.Экспресс».

В рамках данной услуги эксперты помогают предпринимателю освоить все этапы по выходу на электронный магазин – начиная от регистрации личного кабинета, создания карточек товара, его профессиональной фотосессии, выбора подходящей логистической схемы до формирования первой отгрузки. И рассказывают о рекламных инструментах, которые необходимо применять в сфере интернет-торговли. На сегодня этой услугой воспользовались более пяти тысяч предпринимателей.

 


В современных санкционных условиях для многих предпринимателей интернет-торговля является единственным шагом, чтобы не только спасти свой бизнес, но и развивать его. Одна из основных проблем, с которой они сталкиваются, – дефицит кадров, способных работать как на маркетплейсах, так и в отделах продаж малого и среднего бизнеса


 

– Помимо того, проводим обучающие марафоны, объединённые общим девизом «От идеи до продажи», – продолжила Инесса Яруллина. – В 2021 году в двух марафонах приняли участие 1400 индивидуальных предпринимателей и самозанятых. И 70 процентов из них уже в процессе этих мероприятий приступили к реализации своей продукции. Согласно последним опросам 47 процентов потенциальных предпринимателей боятся открыть свой бизнес из-за отсутствия либо стартового капитала, либо знаний, необходимых для выхода на каналы электронной торговли. И эти марафоны дают первоначальные понятия о том, как устроена площадка, какие первые шаги нужно сделать, чтобы зайти на неё. В 2022 году прошли два марафона, в начале октября стартовал третий, четвёртый состоится в ноябре…

В марте текущего года ЦЭТ прошёл в Министерстве образования и науки РТ профессионально-квалификационный отбор и получил лицензию на обучение по специальности «менеджер по работе с маркетплейсами», которое ведётся по федеральной программе «Содействие занятости населения» национального проекта «Демография».

О востребованности данной специальности говорит в том числе такой факт: на крупной интернет-платформе по поиску работы hh.ru в данный момент представлено 4400 открытых вакансий на менеджеров по работе с маркетплейсами и лишь менее трёх тысяч – резюме. То есть нехватка специалистов в этой области ещё очень большая.

 

ПЕРВОЕ МЕСТО В ТОП-5 НАПРАВЛЕНИЙ

– По федеральной программе «Содействие занятости населения» нацпроекта «Демография» на сегодня Центром развития профессиональных компетенций РТ разработано свыше 490 программ, которые направлены на подготовку кадров для сфер производства, образования, строительства, услуг, IT-технологий и так далее, – информировал генеральный директор этой структуры Эмиль Губайдуллин. – В 2022 году самыми популярными направлениями обучения являются менеджмент по работе с маркетплейсами, предпринимательство, электромонтаж, медицинско-социальная сфера и программные решения для бизнеса.

Как сообщил спикер, за полгода в центр поступило свыше шести тысяч заявок на обучение, из них самая большая часть связана с работой на электронных площадках. Причём наибольшую активность здесь проявили безработные, зарегистрированные в службе занятости, и женщины, имеющие несовершеннолетних детей. Что вполне объяснимо – это те категории населения, которые из дома в дистанционном режиме могут консультировать предпринимателей, желающих развернуть деятельность на маркетплейсах.

– Развитие электронной торговли – один из инструментов не только для создания рабочих мест, но и для повышения доходов населения, – считает министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова. – Запускается совершенно новая экосистема. Мы видим мультипликативный эффект, когда место, созданное в интернет-торговле, даёт новые рабочие места в смежных отраслях. К тому же одно дело – продавать товары внутри ограниченной территории и совсем другое – на электронных торговых площадках.

Однако у выпускников образовательных программ есть определённые обязательства. По окончании обу­чения они должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств или же самозанятых. Для открытия собственного дела цент­ры занятости окажут помощь предпринимателю – субсидируют 450 тысяч рублей. А потом уже можно рассчитывать на другие меры поддержки субъектов МСБ – финансовую компенсацию за лизинг, покупку оборудования, льготные кредиты и прочее…

Кстати, наши собеседники не скрыли, что использовали опыт Китая, где в своё время в программу борьбы с бедностью включили развитие электронной торговли, в частности, обучение граждан навыкам работы на маркетплейсах.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще