Средствам массовой информации, действующим в республике, следует с особым вниманием относиться к подаче информации о специальной военной операции на Украине. Нельзя поддаваться эмоциям, различным провокациям, допускать двусмысленности, чтобы не вводить в заблуждение читателя, слушателя и зрителя, не вызывать у людей тревогу. Об этом на коллегии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» достаточно жёстко высказался руководитель Администрации Президента РТ Асгат Сафаров.
Он обратился к профессиональной аудитории с просьбой более глубоко и вдумчиво вникать в информационные потоки вокруг событий, происходящих на Украине. Специальная военная операция стала триггером осознания существующих идеологий и ответственности журналистов за то, что они пишут и говорят. По словам Асгата Сафарова, 2022 год полностью изменил правила информационного пространства. По большому счёту сегодня идёт настоящая информационная война. «Недружественные страны поставили себе цель дезинформировать, посеять страх и панику среди россиян. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что этого не получилось», – сказал он. Лучшим ответом на фейки со стороны наших противников должны стать профессионализм и оперативность журналистов.
Коллегия, прошедшая на этой неделе в здании Национальной библиотеки РТ, ещё раз доказала: там, где собираются журналисты, скучно не бывает.
Вместе с тем разговор состоялся очень серьёзный. Сегодня средствам массовой информации, как и органам государственной и муниципальной власти, приходится отвечать на новые вызовы и соответствовать требованиям дня.
Одно из таких требований – обеспечивать информационную открытость деятельности различных государственных ведомств. Но такие отношения – всегда дорога со встречным движением.
«В существующих условиях важно доносить за пределы республики объективную информацию о жизни и процессах, которые в ней происходят», – отметил в своём докладе руководитель Агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев, подчеркнув, что значимую роль в этой работе играет телевидение. Важно, чтобы достоверную информацию получала зарубежная аудитория. Руководитель агентства сообщил, что в прошлом году в республике побывали журналисты из четырнадцати стран – для них при содействии МИД РФ были организованы пресс-туры.
Сегодня средствам массовой информации, как и органам государственной и муниципальной власти, приходится отвечать на новые вызовы и соответствовать требованиям дня
Доклады, прозвучавшие на коллегии из уст известных журналистов и руководителей федеральных, региональных и местных СМИ, показали, что вопросов и проблем в сфере медиа ещё много. Например, генеральный директор телекомпании «Новый век», председатель Союза журналистов РТ Ильшат Аминов считает: чтобы СМИ развивались эффективно и качественно, необходимо создавать условия, соответствующие запросам современной журналистики. Сегодняшняя «акула пера» – это многоплановый специалист, умеющий работать с текстами, видео, фото, социальными сетями. Нужны новые квалификационные требования, современные стандарты подготовки универсальных бойцов медиафронта. Кроме того, что такого специалиста надо самым серьёзным образом подготовить в вузе, ему необходимо предоставить соответствующее рабочее место и достойную зарплату.
Вообще, тема универсальности СМИ – одна из актуальных. Ведь даже небольшая районная газета, по сути, является своеобразным медиахолдингом. Помимо печатного контента, у издания есть электронная версия, газета присутствует в социальных сетях, сотрудники записывают и размещают видео. И эти процессы должны быть скоординированы. Работать по-другому, если хочешь увеличить свою аудиторию, сегодня уже нельзя. Это, кстати, мнение руководителя Департамента коммуникаций АНО «Россия – страна возможностей»
Сергея Коляды, который обратился к участникам коллегии из Москвы по видеосвязи.
Айдар Салимгараев сообщил, что системно обновляется материально-техническая база редакций городов и районов республики, поблагодарив за эту поддержку руководство Татарстана. Местные радио, телевидение, газеты являются «последней милей между властью и населением», образно выразился он. Невозможно представить себе город или район без собственной газеты, где публикуется информация о самых важных событиях и решениях. В конце концов, это уже просто традиция.
Впрочем, в каком бы формате ни работало издание, сегодня оно должно быть не просто достоверным источником информации, но и средством психологической поддержки для населения. В этом контексте у СМИ появляются, например, дополнительные обязательства по сопровождению Года национальных культур и традиций, объявленного Президентом РТ Рустамом Миннихановым. «В Татарстане сегодня проживают представители 173 национальностей, и каждой этнической группе необходимо уделить особое внимание. Мир и согласие для нас – это самое дорогое», – заявил руководитель агентства.
На коллегию со всей республики приехали представители отраслевых направлений: телевидения, радио, печатных и интернет-СМИ, заинтересованные специалисты и блогеры. До начала официальной части можно было ознакомиться с большой выставкой, отражающей современные достижения отрасли в республике. Говорили на коллегии и про состояние дел в смежной отрасли – книгоиздании. Татарстан сегодня остаётся лидером среди регионов России по количеству выпущенных книг. В республике за прошлый год около ста организаций передали сигнальные экземпляры своих изданий в Книжную палату, и это очень важный показатель. Сегодня одна из основных задач книгоиздателей – пробудить интерес к чтению среди молодёжи.
В каком бы формате ни работало издание, сегодня оно должно быть не просто достоверным источником информации, но и средством психологической поддержки для населения
Ещё одна смежная с журналистикой сфера – действующие пресс-службы организаций и ведомств. Здесь тоже меняются требования к специалистам. В Татарстане уже реализуются соответствующие проекты. Например, при поддержке Рустама Минниханова создана первая в России образовательная площадка АНО «Диалог» для сотрудников пресс-служб, руководителей и журналистов.
Около четырнадцати процентов россиян сохраняют верность печатным изданиям, и этот спрос по-настоящему не удовлетворён. «Героические усилия республиканского подразделения «Почты России» позволяют нам удерживать тиражи изданий. При этом продолжают расти розничные продажи и реализация через маркетплейсы. К сожалению, страдают в первую очередь национальные издания, – заявил Айдар Салимгараев. – Тем не менее нам удалось пройти год без спада и даже со значительным приростом».
Издания республики наращивают аудиторию на сайтах и в социальных сетях. Средний охват в день всеми редакциями составляет почти 340 тысяч пользователей из Татарстана. Кратно растёт запрос на журналистику мнений. Спор новых медиа и традиционных СМИ, скорее, видится в изменении привычных способов подачи информации. «Задача «Татмедиа» – ускорять процессы перестройки традиционных изданий для конкуренции на новых площадках», – резюмировал руководитель агентства.
Аудитория будет следовать за теми СМИ, которым она доверяет. Участники коллегии получили, пожалуй, более чем достаточно пищи для размышлений. Теперь предстоит использовать всё это в работе.