Вот уж чего не хотелось бы, так это того, чтобы, представляя современного учителя, мы первым делом видели перед собой собирательный образ некоего обездоленного, с потухшими от безнадёги глазами человека. Неправда, наш учитель совсем не таков! Он образован, смел, инициативен, талантлив, горд своей профессией и готов бороться за свои права, которых у него, что правда, то правда, осталось не так уж много…
Всё это с очевидностью проявилось во время откровенного разговора, который его инициатор, директор некоммерческой образовательной организации «Бала-сити» («Детский город»), Альбина Насырова, назвала дискуссионной сессией. Серию таких встреч она проводит с коллективами учителей в районах Татарстана. Тема дискуссий «Защита прав сотрудников сферы образования» ей знакома не понаслышке: к руководству созданной ею структуры она пришла из учителей-практиков и преподавательской семьи.
На волне дискуссии в доверительной и непринуждённой обстановке учителя нижнекамских школ обсудили актуальные проблемы, возникающие в их работе, и предложили возможные пути их устранения.
Такая встреча в Нижнекамске не первая: откровенные разговоры уже состоялись в Казани, Альметьевске, Набережных Челнах, Зеленодольске. При этом, как оказалось, приоритеты учителя расставляют не везде одинаково. В частности, нижнекамские педагоги из всех мешающих работе факторов выделили загруженность бюрократической отчётностью, из-за которой не остаётся физического времени на творческий поиск, инновации, изучение опыта коллег, и только на четвёртое место поставили вопрос о заработной плате. Опередили его по «вредности» проблемы сверхзагруженности недолжностными обязанностями, незащищённость от… родителей и недостаточная законодательная поддержка по защите прав работников образования.
Общаясь с журналистами, Альбина Насырова с горечью говорила, что многие молодые учителя, не успевшие выработать некий профессиональный иммунитет против прессинга со стороны бюрократических обязанностей и требований родителей, признавались ей, что готовы при первой возможности оставить профессию.
Довольно противоречиво складывается у педагогов отношение к наставничеству. С одной стороны, молодые специалисты нуждаются в профессиональной методической и моральной поддержке, но с другой (и эту позицию озвучили в Нижнекамске) – иногда отношение к ним опытных педагогов в формате «вы обязаны равняться на нас» лишает молодёжь инициативы и гасит возможности творческого развития собственных идей.
Нижнекамские педагоги из всех мешающих работе факторов выделили загруженность бюрократической отчётностью, из-за которой не остаётся физического времени на творческий поиск, инновации, изучение опыта коллег, и только на четвёртое место поставили вопрос о заработной плате
Опыт, вынесенный из серии запланированных встреч, Альбина Насырова планирует обобщить с помощью своей команды, проанализировать, разработать пакет предложений и начать продвигать их через государственные органы. На этот счёт уверенная в силе и дееспособности некоммерческой общественной организации Альбина Мансуровна высказывается с полной убеждённостью:
– Я считаю, что точка роста в системе образования сегодня находится именно в некоммерческих общественных образовательных проектах, потому что все настоящие инновации рождаются в таких небольших форматах и по-настоящему работают.
Надо добавить, что «между строк» непринуждённого общения, которое не только называется модным словом «фасилитация» (производное от английского facility – лёгкость, гибкость ума), но и является актуальным направлением педагогики, участники встречи получили мастер-класс командной работы от специалистов, работающих со школьниками именно в этом формате.
Оптимистичный тон встреч оставляет надежду: учителям надоело просить, они сами готовы взяться за защиту своих прав. Надо думать, что у них это получится.