Резонансный федеральный законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ Государственная Дума приняла в первом чтении 8 ноября. Предварительно проект закона был направлен на обсуждение в региональные парламенты и встретил отрицательный отзыв депутатов Государственного Совета РТ. У парламентариев нашлись замечания к ряду предлагаемых норм. В их числе – положение об унификации названий высших должностей в регионах.
Законопроект внесли председатели комитетов Госдумы и Совета Федерации. Он базовый, в нём и содержатся прямые нормы, и заложены определённые параметры организации и работы региональной власти – исполнительной, законодательной и местного самоуправления. Как поясняют разработчики, принцип единства системы публичной власти закреплён в Конституции РФ. Новым законом эти положения получают развитие на уровне российских регионов.
25 октября на заседании Госсовета РТ депутаты практическим большинством не поддержали этот законопроект, приняв аргументы профильного Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению. Председатель комитета Альберт Хабибуллин сообщил: при обсуждении депутаты отметили, что отдельные положения противоречат основам конституционного строя РФ, нарушают принципы федеративного государства. В связи с этим комитет предложил не поддерживать данный проект закона.
Традиционно перед вторым чтением федеральный законопроект из Госдумы направили в регионы, и в конце прошлой недели депутаты Комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению вновь не поддержали предложения российских парламентариев. Аргументы остались те же. Председатель комитета Альберт Хабибуллин повторил, что такие предлагаемые новшества, как унификация названий высших должностей в регионах, право федерального центра участвовать в формировании органов государственной власти в субъектах, «противоречат незыблемым основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства».
Также парламент республики выступает против сокращения срока подготовки отзывов регионов на проекты федеральных законов до 15 дней (сейчас 30). Заседания региональных парламентов проходят не чаще одного раза в месяц. Рассмотреть поступающие федеральные законопроекты за две недели в принципе можно, но насколько это будет качественно? И ещё. Не получится ли, что с принятием данного положения субъекты Российской Федерации частично отстраняются от федерального законодательного процесса? Это также нарушение принципов федерализма.
На заседании комитета были озвучены поправки, которые Госсовет намерен внести в федеральный законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». В частности, депутаты предлагают убрать из него требование об унификации названий высших должностей в регионе. Напомним также, что Госсовет Татарстана ранее уже выступал за сохранение должности президента республики. Уточним: на сегодня из всех субъектов РФ только в Татарстане сохранилась такая должность.
Переименование должностей глав регионов началось ещё в 2010 году, когда Госдума приняла соответствующий закон, предписывающий внести изменения в региональные конституции или другие уставные документы. Татарстан тогда на этот шаг не пошёл.
Вызывает интерес расклад по голосованию за данный законопроект в Государственной Думе. В первом чтении он был принят 317 голосами за. Против проголосовали 66 депутатов. В татарстанской депутации мнения разделились так. Из 15 семеро голосовали против: шесть единороссов и коммунист Артём Прокофьев. Четверо проект закона поддержали, а ещё четверо депутатов от РТ в голосовании не участвовали.
Общее мнение депутатов Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению получилось консолидированным. Парламентарии, причём представляющие обе фракции – «Единой России» и КПРФ, заявили, что в предложенном виде законопроект принимать нельзя, каждое новшество должно пройти тщательную проработку.
Что касается поправок от Госсовета Татарстана, то их условно можно разделить на блоки. Часть относится к организации законодательного процесса, другая – к деятельности органов власти субъектов РФ, ещё одна – к взаимодействию законодательных и исполнительных органов власти регионов, срокам полномочий органов власти субъектов РФ. В частности, татарстанские парламентарии предлагают установить, что наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учётом волеизъявления его народа. Всего поправок – двадцать.
Поправки ко второму чтению Госдума принимает до 8 декабря. «РТ» следит за развитием событий.