В центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка книжной графики французского художника русского происхождения Александра Алексеева, в творческом наследии которого особое место занимают иллюстрации к роману Льва Толстого «Анна Каренина».
Александр Алексеев родился в 1901 году в Казани, но большую часть своей жизни жил и работал в Париже. Художник эмигрировал из России в годы Гражданской войны. Во многом именно этим объясняется, что до сих пор имя и работы этого замечательного мастера графики остаются малоизвестными для российского зрителя. Между тем его новаторский подход к графике и опыты в области художественной анимации восхищали таких современников, как Александр Бенуа, Сальвадор Дали и Орсон Уэллс.
Александр Алексеев считается прародителем компьютерной графики: | |
он изобрел знаменитый «игольчатый экран», с помощью которого создавал уникальную графику, а затем «оживлял» ее, снимая анимационные фильмы. |
Художник много работал над оформлением произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Пастернака, но, как уже сказано, самая масштабная и знаменитая серия его акватинт (разновидность офорта) посвящена роману «Анна Каренина». На ее создание ушло несколько лет (период c 1951 по 1957 год), но при жизни художника, который умер в 1982 году, издание этих иллюстраций не состоялось. Благодаря коллекционеру из Германии Ирине Стежка пробные оттиски иллюстраций к роману Льва Толстого впервые представлены в Эрмитажном центре в Казани.
Офорты Алексеева совсем не похожи на обычные иллюстрации художественного произведения. «Текст Льва Николаевича Толстого он читал семь-восемь раз, он знал его наизусть, знал такие уголки, детали, которых не знает нормальный читатель. Так что «читать» его гравюры, его интерпретацию – это магия», – отмечает историк литературы Жорж Нива.
Кроме того, Александр Алексеев считается прародителем компьютерной графики: он изобрел знаменитый «игольчатый экран», с помощью которого создавал уникальную графику, а затем «оживлял» ее, снимая анимационные фильмы. Шедеврами анимационного кино признаны фильмы Алексеева «Ночь на Лысой горе» (1933), «Нос» (1963), «Картинки с выставки» (1972), «Три темы» (1980).