Выживут ли реальные магазины под натиском бурно развивающейся интернет-торговли, что нужно предпринимателю для успешной торговли на маркетплейсах – об этом говорили участники прошедшего в Казани второго регионального форума интернет-торговли «Мой бизнес. E–com. Код активации продаж».
КАЖДЫЙ ВОСЬМОЙ ТОРГУЕТ ОНЛАЙН
На форум, который прошел 15 ноября в Казанской академии физкультуры, спорта и туризма, собралось около полутора тысяч участников – представители крупнейших российских маркетплейсов, включая топ-менеджеров Ozon, Wildberries, «Яндекс», а также селлеры –предприниматели, которые продают товары на интернет-площадках.
– Сегодня каждый восьмой татарстанский предприниматель использует каналы маркетплейсов для сбыта своей продукции. Мы последовательно реализуем политику привлечения ведущих российских компаний в сфере электронной торговли, создаем условия для расширения рынков сбыта через интернет-площадки, – зачитал собравшимся Уполномоченный при Раисе РТ по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев приветствие от Рустама Минниханова, в котором отмечалось, что Татарстан уверенно занимает лидирующие позиции в области электронной коммерции.
– В 2019 году глава Татарстана Рустам Минниханов предложил нам построить в республике наш первый региональный логистический комплекс. С этого фактически началось активное сотрудничество Wildberries с регионами России, – рассказала основатель Wildberries Татьяна Ким. – И мы продолжаем развиваться в этом направлении. Многие идеи, которые предлагает Татарстан, вызывают активную поддержку у участников рынка интернет-торговли. Сейчас мы готовим проект по поддержке российских производителей. Первоначально это идея Рустама Нургалиевича, который предложил создать промышленный парк по выведению производства товаров для интернет-торговли на более высокий уровень.
ВСЕ РОССИЯНЕ – В ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ
По словам директора по взаимодействию с органами государственной власти компании Ozon Дмитрия Кима, сегодня основной тренд в сфере электронной торговли – вовлеченность регионов в то, чтобы они создавали предпринимателям условия для активной и успешной торговали на интернет-площадках.
– Татарстан показывает пример в этом отношении, – отметил спикер. – Сегодня мы посетили Центр электронной торговли (ЦЭТ) РТ «Маркетплейс.Легко». Коллеги прекрасно разбираются в тонкостях продаж на интернет-площадках. Такая работа вызывает уважение. А мы готовы оказывать техническую поддержку.
По словам представителя Ozon, сейчас в России покупатели тратят каждый четвертый-пятый рубль на электронных торговых площадках, а через пару лет в интернет-магазинах будет расходоваться каждый 2-3-й рубль.
– Мы стремимся совершенствовать инструменты автоматизации нашей складской инфраструктуры и логистики, чтобы товары как можно быстрее поступали нашим клиентам. Сегодня в шаговой доступности нашей компании находятся 134 миллиона российских граждан, – констатировал спикер.
Директор по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции «Яндекс» Дмитрий Русаков сообщил, что его компания делает ставку на робототехнику, в частности, на создание беспилотных фур для доставки товаров, которые «будут курсировать, например, между Москвой и Казанью по прекрасной автотрассе М-12 «Восток».
ТАТАРСТАНЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ПРОДУКТЫ
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов привел статистику интернет-торговли по Татарстану:
– На сегодня онлайн-продажи в республике от общего объема реализации товаров составляют небольшую долю – 10,5%. За 9 месяцев 2024 года они составили 122,5 млрд рублей, то есть оборот вырос на 46 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А это очень хороший показатель. Среди товаров, которые пользуются у татарстанцев наибольшим спросом в денежном эквиваленте, продукты питания (18,9%), на втором месте – электроника и бытовая техника (16%), на третьем – товары для дома и мебель (17%), затем одежда и обувь – 11,7%, автозапчасти и аксессуары – 8,4%.
По словам Соколова, представители ретейла (розничной торговли) имеют на маркетплейсы большой зуб: мол, те уводят у них покупателей и лишают хлеба насущного, в итоге некоторые торговые центры вынуждены переквалифицироваться в развлекательные.
Участники форума считают, что бояться реальным магазинам нечего и оба вида торговли будут востребованы. К примеру, Дмитрий Ким заявил, что никогда не будет покупать себе одежду в интернете. А Дмитрий Русаков не понимает, как можно заказывать в маркетплейсах фрукты.
– Пять лет назад активно муссировалась тема о том, что онлайн-торговля вот-вот полностью вытеснит офлайн-магазины, – напомнил вице-президент по связям с органами государственной власти «AliExpress Россия» Сергей Лебедев. – Однако пять лет минули, но этого не произошло. И не произойдет, если ретейлеры поймут, что синергия онлайл и офлайн приведет к экономическому росту торговой отрасли. Тому подтверждение – рынки Китая и других стран.
НЕ СКЛАДЫВАТЬ ВСЕ ЯЙЦА В ОДНУ КОРЗИНУ
«Никак не могу смириться с тем, что меня называют новомодным словом «селлер», поскольку я торгую своей продукцией в интернете. Неужели в русском языке не нашлось подходящего слова?» – высказал недоумение корреспонденту «РТ» один из предпринимателей – участников форума.
Между тем спикеры на сцене обсуждали, что нужно селлеру для эффективной работы на электронной платформе.
– Думаю, что основное условие, влияющее на успешное продвижение селлера, – это наличие предпринимательского духа, который подскажет, каким именно товаром выгоднее торговать, чему следует дополнительно поучиться и так далее. Хочу отметить, что татарстанские производители обладают огромной энергией и отличаются неподдельным энтузиазмом в части деятельности на маркетплейсах, – заявила Татьяна Ким. – Мы в свое время запустили образовательную программу для селлеров, чтобы они не просто заявились на интернет-площадки, но и сумели от этого получать максимальную выгоду.
По мнению Дмитрия Русакова, селлер не должен ограничиваться одним маркетплейсом.
– Конкуренция на этом рынке довольно серьезная. Поэтому следует разместить свой товар на нескольких площадках, чтобы понять, на какой из них продукция реализуется наиболее эффективно, – считает он. – К тому же, как утверждают наши аналитики, выход на новую площадку дает плюс 20 процентов к тому обороту, который был до этого.
– Наш рынок свехдинамичный, – добавил Сергей Лебедев. – Нужно в рамках рутинной деятельности быстро определять наиболее востребованные нынче тренды. Главное, извините, – вовремя заметить мертвую лошадь, которая не нужна покупателю…
«ПЕРВЫЙ НЕ КОМОМ, ВТОРОЙ Е-КОМОМ»
Как заметила исполнительный директор ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» Инесса Яруллина, форум «Мой бизнес. E–com» вызвал большой интерес не только в Татарстане.
– Было много заявок на участие в этом мероприятии из других регионов – Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Саратовской области и даже из Новосибирска, – рассказала она. – Но мы могли подтверждать заявки только тех предпринимателей, которые зарегистрированы в Татарстане. Приходилось разъяснять, что форум проводится в рамках республиканских мер поддержки малого и среднего предпринимательства. В качестве варианта предлагали перерегистрировать свой бизнес в Татарстане, чтобы в будущем иметь возможность принимать участие в форуме с первыми лицами гигантов индустрии E-сom и использовать другие преференции, которые есть у нас в республике.
– У нас и первый форум не вышел комом, а второй вообще получился E-комом, – подвел итоги мероприятия бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. – Татарстан должен быть лидером по продажам продукции местных селлеров. Эту задачу перед нами ставит руководство республики. И самое главное, что наши предприниматели поверили в свои силы.