«Главное – вовремя заметить мертвую лошадь»: селлеров Татарстана поучили торговать в Интернете

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: пресс-службы бизнес-омбудсмена РТ

Выживут ли реальные магазины под натиском бурно развивающейся интернет-торговли, что нужно предпринимателю для успешной торговли на маркетплейсах – об этом говорили участники прошедшего в Казани второго регионального форума интернет-торговли «Мой бизнес. Ecom. Код активации продаж».

КАЖДЫЙ ВОСЬМОЙ ТОРГУЕТ ОНЛАЙН

На форум, который прошел 15 ноября в Казанской академии физкультуры, спорта и туризма, собралось около полутора тысяч участников – представители крупнейших российских маркетплейсов, включая топ-менеджеров Ozon, Wildberries, «Яндекс», а также селлеры –предприниматели, которые продают товары на интернет-площадках.

«Главное – вовремя заметить мертвую лошадь»: селлеров Татарстана поучили торговать в Интернете

Сегодня каждый восьмой татарстанский предприниматель использует каналы маркетплейсов для сбыта своей продукции. Мы последовательно реализуем политику привлечения ведущих российских компаний в сфере электронной торговли, создаем условия для расширения рынков сбыта через интернет-площадки, – зачитал собравшимся Уполномоченный при Раисе РТ по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев приветствие от Рустама Минниханова, в котором отмечалось, что Татарстан уверенно занимает лидирующие позиции в области электронной коммерции.

«Главное – вовремя заметить мертвую лошадь»: селлеров Татарстана поучили торговать в Интернете

В 2019 году глава Татарстана Рустам Минниханов предложил нам построить в республике наш первый региональный логистический комплекс. С этого фактически началось активное сотрудничество Wildberries с регионами России, – рассказала основатель Wildberries Татьяна Ким. – И мы продолжаем развиваться в этом направлении. Многие идеи, которые предлагает Татарстан, вызывают активную поддержку у участников рынка интернет-торговли. Сейчас мы готовим проект по поддержке российских производителей. Первоначально это идея Рустама Нургалиевича, который предложил создать промышленный парк по выведению производства товаров для интернет-торговли на более высокий уровень.

ВСЕ РОССИЯНЕ – В ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ

По словам директора по взаимодействию с органами государственной власти компании Ozon Дмитрия Кима, сегодня основной тренд в сфере электронной торговли – вовлеченность регионов в то, чтобы они создавали предпринимателям условия для активной и успешной торговали на интернет-площадках.

Татарстан показывает пример в этом отношении, – отметил спикер. – Сегодня мы посетили Центр электронной торговли (ЦЭТ) РТ «Маркетплейс.Легко». Коллеги прекрасно разбираются в тонкостях продаж на интернет-площадках. Такая работа вызывает уважение. А мы готовы оказывать техническую поддержку.

По словам представителя Ozon, сейчас в России покупатели тратят каждый четвертый-пятый рубль на электронных торговых площадках, а через пару лет в интернет-магазинах будет расходоваться каждый 2-3-й рубль.

Мы стремимся совершенствовать инструменты автоматизации нашей складской инфраструктуры и логистики, чтобы товары как можно быстрее поступали нашим клиентам. Сегодня в шаговой доступности нашей компании находятся 134 миллиона российских граждан, – констатировал спикер.

Директор по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции «Яндекс» Дмитрий Русаков сообщил, что его компания делает ставку на робототехнику, в частности, на создание беспилотных фур для доставки товаров, которые «будут курсировать, например, между Москвой и Казанью по прекрасной автотрассе М-12 «Восток».

«Главное – вовремя заметить мертвую лошадь»: селлеров Татарстана поучили торговать в Интернете

ТАТАРСТАНЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ПРОДУКТЫ

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов привел статистику интернет-торговли по Татарстану:

На сегодня онлайн-продажи в республике от общего объема реализации товаров составляют небольшую долю – 10,5%. За 9 месяцев 2024 года они составили 122,5 млрд рублей, то есть оборот вырос на 46 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А это очень хороший показатель. Среди товаров, которые пользуются у татарстанцев наибольшим спросом в денежном эквиваленте, продукты питания (18,9%), на втором месте – электроника и бытовая техника (16%), на третьем – товары для дома и мебель (17%), затем одежда и обувь – 11,7%, автозапчасти и аксессуары – 8,4%.

По словам Соколова, представители ретейла (розничной торговли) имеют на маркетплейсы большой зуб: мол, те уводят у них покупателей и лишают хлеба насущного, в итоге некоторые торговые центры вынуждены переквалифицироваться в развлекательные.

Участники форума считают, что бояться реальным магазинам нечего и оба вида торговли будут востребованы. К примеру, Дмитрий Ким заявил, что никогда не будет покупать себе одежду в интернете. А Дмитрий Русаков не понимает, как можно заказывать в маркетплейсах фрукты.

Пять лет назад активно муссировалась тема о том, что онлайн-торговля вот-вот полностью вытеснит офлайн-магазины, – напомнил вице-президент по связям с органами государственной власти «AliExpress Россия» Сергей Лебедев. – Однако пять лет минули, но этого не произошло. И не произойдет, если ретейлеры поймут, что синергия онлайл и офлайн приведет к экономическому росту торговой отрасли. Тому подтверждение – рынки Китая и других стран.

НЕ СКЛАДЫВАТЬ ВСЕ ЯЙЦА В ОДНУ КОРЗИНУ

«Никак не могу смириться с тем, что меня называют новомодным словом «селлер», поскольку я торгую своей продукцией в интернете. Неужели в русском языке не нашлось подходящего слова?» – высказал недоумение корреспонденту «РТ» один из предпринимателей – участников форума.

Между тем спикеры на сцене обсуждали, что нужно селлеру для эффективной работы на электронной платформе.

Думаю, что основное условие, влияющее на успешное продвижение селлера, – это наличие предпринимательского духа, который подскажет, каким именно товаром выгоднее торговать, чему следует дополнительно поучиться и так далее. Хочу отметить, что татарстанские производители обладают огромной энергией и отличаются неподдельным энтузиазмом в части деятельности на маркетплейсах, – заявила Татьяна Ким. – Мы в свое время запустили образовательную программу для селлеров, чтобы они не просто заявились на интернет-площадки, но и сумели от этого получать максимальную выгоду.

По мнению Дмитрия Русакова, селлер не должен ограничиваться одним маркетплейсом.

Конкуренция на этом рынке довольно серьезная. Поэтому следует разместить свой товар на нескольких площадках, чтобы понять, на какой из них продукция реализуется наиболее эффективно, – считает он. – К тому же, как утверждают наши аналитики, выход на новую площадку дает плюс 20 процентов к тому обороту, который был до этого.

Наш рынок свехдинамичный, – добавил Сергей Лебедев. – Нужно в рамках рутинной деятельности быстро определять наиболее востребованные нынче тренды. Главное, извините, – вовремя заметить мертвую лошадь, которая не нужна покупателю…

«ПЕРВЫЙ НЕ КОМОМ, ВТОРОЙ Е-КОМОМ»

Как заметила исполнительный директор ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» Инесса Яруллина, форум «Мой бизнес. Ecom» вызвал большой интерес не только в Татарстане.

Было много заявок на участие в этом мероприятии из других регионов – Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Саратовской области и даже из Новосибирска, – рассказала она. – Но мы могли подтверждать заявки только тех предпринимателей, которые зарегистрированы в Татарстане. Приходилось разъяснять, что форум проводится в рамках республиканских мер поддержки малого и среднего предпринимательства. В качестве варианта предлагали перерегистрировать свой бизнес в Татарстане, чтобы в будущем иметь возможность принимать участие в форуме с первыми лицами гигантов индустрии Eom и использовать другие преференции, которые есть у нас в республике.

У нас и первый форум не вышел комом, а второй вообще получился E-комом, – подвел итоги мероприятия бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. – Татарстан должен быть лидером по продажам продукции местных селлеров. Эту задачу перед нами ставит руководство республики. И самое главное, что наши предприниматели поверили в свои силы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще