Газомотор: экономно, экологично, безопасно

Перевод транспорта на голубое топливо идёт в республике не так быстро, как хотелось бы

Что нужно предпринять, дабы чувствовать себя уверенным, двигаясь на автомобиле, заправленном метаном? На этот вопрос корреспондента «РТ» ответили эксперты в ходе брифинга, прошедшего в Доме Правительства и посвящённого вопросу развития рынка газомоторного топ­лива в Татарстане.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: gazprom.ru

Перевод транспорта на голубое топливо идёт в республике не так быстро, как хотелось бы

 

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция­ в Казани (Московский район).

 

Мой знакомый автолюбитель никак не решается переоборудовать свой бензиновый «Рено-Дастер» на газомоторное топливо. Опасается. Хотя ЧП с газом в машинах – это редчайшие случаи. Но приятель всё равно боится. Как убедить его в безопасности газомотора? И что нужно предпринять, дабы чувствовать себя уверенным, двигаясь на автомобиле, заправленном метаном?

 

На эти вопросы корреспондента «РТ» ответили эксперты в ходе брифинга, прошедшего в Доме Правительства и посвящённого вопросу развития рынка газомоторного топ­лива в Татарстане. Однако о безопасности чуть позже.

 

НА ЛИДИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЯХ

В республике выполняется государственная программа «Развитие рынка газомоторного топлива в РТ на 2013–2023 годы». За десять лет количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) увеличилось в 4,5 раза – с 10 (в 2013 году) до 44 (в 2022-м), реализация компримированного природного газа (КПГ) повысилась в 16 раз – с 4,5 млн кубометров до 72,2 млн, число газомоторных транспортных средств (ТС) выросло в 26 раз – с 508 единиц (которые находились в подразделениях «Газпром трансгаз Казани») до 13 129.

Об этом сообщил вице-премьер – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко, отметив, что в данной сфере Татарстан занимает лидирующие позиции в стране.

– Государством была оказана существенная поддерж­ка в виде федеральных и рес­публиканских субсидий как на строительство заправочной инфраструктуры, так и на перевод транспорта на метан, – рассказывает он. – Помимо того, большой вклад в развитие этого рынка в виде программ, стимулирующих перевод техники на газ, внесла компания «Газпром газомоторное топливо».

Глава Минпромторга напомнил: на территории РТ четыре производителя газомоторной техники – это КАМАЗ, «РариТЭК Холдинг», «МТЗ Татарстан» и судостроительная компания «Ак Барс». Они производят автобусы, погрузчики, экскаваторы и другую технику на природном газе, которая не только экологична, но и экономична.

– Очень надеюсь, что уже в текущем году наши поля будут обрабатываться тракторами в газомоторном исполнении, – выразил надежду министр.

В дополнение к его словам генеральный директор «РариТЭК Холдинга» Рафаэль Батыршин информирует:

– Мы в Менделеевском районе республики на пашне проводили испытание тракторов – дизельного и газового. Они работали в реальных условиях. Так вот: на один гектар пашни расход топлива у газового – 644 рубля, у дизельного – 1085 рублей. Экономия составила 40 процентов. К тому же зимой при низких температурах вообще нет проблем завести технику на газе. Мы изготовили мобильные криозаправщики, которые будут «кормить» дорожно-строительную и сельскохозяйственную технику в полевых условиях.

В настоящее время ведётся разработка новой программы развития газомоторного рынка на следующий десятилетний период. Параллельно формируется аналогичная программа на федеральном уровне.

– Нами подготовлены предложения по предоставлению мер государственной поддержки. Это компенсация затрат на строительство ­АГНКС – 36 миллионов руб­лей на одну заправочную станцию. И субсидирование переоборудования транспортных средств на метан, – резюмирует Олег Коробченко.

 

УНИКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ

В Татарстане развивается рынок и КПГ, и сжиженного природного газа (СПГ). КПГ в основном предназначен для легковых автомобилей, «Газелей», микроавтобусов. А СПГ – для крупной техники, которая проходит за сутки более 500 километров.

Председатель совета директоров ООО «Газпром СПГ Технологии» Алексей Кахидзе проинформировал, что компания благодаря поддерж­ке руководства Татарстана в прошлом году в Высокогорском районе запустила первый комплекс по сжижению природного газа производительностью полторы тонны в час. Общий объём за год составил 12 тысяч тонн.

– В Зеленодольском районе на территории Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра планируем построить производственно-бункеровочный комплекс СПГ, – говорит Алексей Кахидзе. – Будет три очереди. Первую – на семь тонн в час уже начали строить в этом году, намерены её завершить в 2024-м. Вторая и третья будут по десять тонн в час. Уникальность этого комплекса в том, что можно будет заправлять морские и речные суда. Такой возможности сейчас нет нигде. Комплекс также будет оснащён объектами для складирования СПГ. Приблизительный объём инвестиций в проект – 28 миллиардов рублей.

Спикер добавил, что у его компании в республике на сегодня функционируют две криогенные АЗС. В 2023 году предполагается запустить шесть заправок, в 2024-м должны появиться ещё пять.

– В настоящее время, к сожалению, ощущается нехватка техники, которая могла бы использовать эту инфраструктуру. Чтобы производства эффективно работали, необходимо ежедневное потребление СПГ, – сетует питерский гость.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Вернёмся к началу этого материала. Так что же следует знать, прежде чем оснащать своего железного коня газобаллонным оборудованием (ГБО)?

– По классу опасности метан более безопасен, чем жидкое топливо и пропан-бутан, – утверждает директор Средневолжского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин. – Но залог всего – это качественная установка оборудования. В республике была проведена огромная работа по сертификации пунктов переоборудования и технического обслуживания (ППТО) транспортных средств, а также качества оборудования. Те предприятия, которые были сертифицированы и аккредитованы, по всем правилам установят качественное оборудование. Опыт эксплуа­тации техники на метане показывает её абсолютную безопасность для наших потребителей. По статистике наших сертифицированных центров, в процентном отношении эксплуатация автомобилей на природном газе – самая безопасная.

Сегодня в республике многие автосервисы предлагают владельцам транспортных средств услугу по переоборудованию машин. Однако эксперты рекомендуют обращаться только в какой-либо из двенадцати аккредитованных ППТО, перечень которых размещён на сайтах Минпром­торга РТ и «Газпром газомоторного топлива».

 


В Татарстане в 2022 году на компримированный природный газ пере­оборудовано 1221 транспортное средство, в газомоторном исполнении приобретено 508 единиц техники. По итогам 2022 года реализовано 72,2 млн кубических метров КПГ


 

– Сотрудники сертифицированных пунктов обучаются в специализированных учебных центрах. Работники обычных автосервисов не проходят через соответствующие образовательные программы, значит, являются неквалифицированными в газомоторном деле. Да и зачастую работают на сомнительном оборудовании, – замечает в интервью с корреспондентом «РТ» директор одного из ППТО Тигран Иванов. – Когда клиент обращается к нам за услугой по установке ГБО, мы рассказываем ему о безопасности этого оборудования. Плюс у нас в республике созданы специальные испытательные лаборатории, которые тщательно проверяют саму работу газового оборудования, документы на него. И при положительном результате выдают нам разрешение на его эксплуатацию на дорогах общего пользования.

По словам Тиграна Иванова, в современных системах установлено много ступеней защиты, обеспечивающих перекрытие подачи топлива при любых аварийных режимах. Кроме того, в состав голубого топлива добавляют одоранты – сильные ароматизаторы, позволяющие при утечке газа почувствовать его запах намного раньше, нежели при подобной неприятности с бензином или дизелем.

 

АБСОЛЮТНО БЕЗВОЗМЕЗДНО

Эдуард Куприянов, исполнительный директор одной из аккредитованных компаний, подчеркнул, что получить субсидии на переоборудование могут как физические и юридические лица, так и индивидуальные предприниматели и государственные организации. Единственные условия – их регистрация в Татар­стане, а транспортные средства должны быть не старше 15 лет.

– Сегодня есть программы, по которым можно переоборудовать транспортное средство совершенно бесплатно, – констатирует он. – Стоимость переоборудования, к примеру, «Лады-Весты» – около 100 тысяч рублей, из них 50 процентов компенсируется субсидией от государства. Вторую половину владелец переоборудованного транспортного средства может погасить, воспользовавшись программой «Газпром газомоторного топлива», по которой он получит топ­ливную карту номиналом 50 тысяч рублей и будет заправляться на АГНКС этой компании.

При втором варианте, как информировал Эдуард Куприянов, владелец ТС может вообще не тратить свои деньги на переоборудование. Ему достаточно подать заявку и заключить договор. ППТО проведёт переоснащение бесплатно. В течение пяти лет водитель будет заправляться компримированным газом, покрывая задолженность за услугу.

– Юридическим лицам мы можем произвести работы также бесплатно, за это они должны предоставить нам поверхности транспортных средств для рекламных наклеек, которые они не должны снимать в течение пяти лет, – продолжает спикер. – У грузовиков переоборудование в зависимости от тоннажа будет обходиться от 300 до 500 тысяч рублей. Здесь уже другие размеры субсидий, которые компенсируют часть затрат. Также можно воспользоваться газпромовской программой и компенсировать большую часть стоимости переоборудования.

По данным Минпромторга РТ, в планах 2023 года – строительство в респуб­лике различными компаниями шести АГНКС, семи крио­АЗС, реализация 85 млн кубометров КПГ, переоборудование не менее двух тысяч транспортных средств на КПГ и СПГ, приобретение более 500 единиц ТС в газомоторном исполнении.

Понятно, что государство в нынешних санкционных условиях нацелено на увеличение внутреннего потребления природного газа в России. Тем самым оно стремится уйти от зависимости его экспорти­ровать.

Однако, как признался Олег Коробченко, на сегодня в Татарстане при чуть более тринадцати тысячах единиц техники на метане загрузка газовой инфраструктуры пока небольшая – около 40 процентов заправок недозагружено. Машин на газомоторе не хватает. Но у вице-премьера хватает оптимизма: «Идёт планомерное развитие в этом направлении. Стараемся подтянуть к нему и соседние регионы…»

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще