Перевод транспорта на голубое топливо идёт в республике не так быстро, как хотелось бы
Мой знакомый автолюбитель никак не решается переоборудовать свой бензиновый «Рено-Дастер» на газомоторное топливо. Опасается. Хотя ЧП с газом в машинах – это редчайшие случаи. Но приятель всё равно боится. Как убедить его в безопасности газомотора? И что нужно предпринять, дабы чувствовать себя уверенным, двигаясь на автомобиле, заправленном метаном?
На эти вопросы корреспондента «РТ» ответили эксперты в ходе брифинга, прошедшего в Доме Правительства и посвящённого вопросу развития рынка газомоторного топлива в Татарстане. Однако о безопасности чуть позже.
НА ЛИДИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЯХ
В республике выполняется государственная программа «Развитие рынка газомоторного топлива в РТ на 2013–2023 годы». За десять лет количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) увеличилось в 4,5 раза – с 10 (в 2013 году) до 44 (в 2022-м), реализация компримированного природного газа (КПГ) повысилась в 16 раз – с 4,5 млн кубометров до 72,2 млн, число газомоторных транспортных средств (ТС) выросло в 26 раз – с 508 единиц (которые находились в подразделениях «Газпром трансгаз Казани») до 13 129.
Об этом сообщил вице-премьер – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко, отметив, что в данной сфере Татарстан занимает лидирующие позиции в стране.
– Государством была оказана существенная поддержка в виде федеральных и республиканских субсидий как на строительство заправочной инфраструктуры, так и на перевод транспорта на метан, – рассказывает он. – Помимо того, большой вклад в развитие этого рынка в виде программ, стимулирующих перевод техники на газ, внесла компания «Газпром газомоторное топливо».
Глава Минпромторга напомнил: на территории РТ четыре производителя газомоторной техники – это КАМАЗ, «РариТЭК Холдинг», «МТЗ Татарстан» и судостроительная компания «Ак Барс». Они производят автобусы, погрузчики, экскаваторы и другую технику на природном газе, которая не только экологична, но и экономична.
– Очень надеюсь, что уже в текущем году наши поля будут обрабатываться тракторами в газомоторном исполнении, – выразил надежду министр.
В дополнение к его словам генеральный директор «РариТЭК Холдинга» Рафаэль Батыршин информирует:
– Мы в Менделеевском районе республики на пашне проводили испытание тракторов – дизельного и газового. Они работали в реальных условиях. Так вот: на один гектар пашни расход топлива у газового – 644 рубля, у дизельного – 1085 рублей. Экономия составила 40 процентов. К тому же зимой при низких температурах вообще нет проблем завести технику на газе. Мы изготовили мобильные криозаправщики, которые будут «кормить» дорожно-строительную и сельскохозяйственную технику в полевых условиях.
В настоящее время ведётся разработка новой программы развития газомоторного рынка на следующий десятилетний период. Параллельно формируется аналогичная программа на федеральном уровне.
– Нами подготовлены предложения по предоставлению мер государственной поддержки. Это компенсация затрат на строительство АГНКС – 36 миллионов рублей на одну заправочную станцию. И субсидирование переоборудования транспортных средств на метан, – резюмирует Олег Коробченко.
УНИКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
В Татарстане развивается рынок и КПГ, и сжиженного природного газа (СПГ). КПГ в основном предназначен для легковых автомобилей, «Газелей», микроавтобусов. А СПГ – для крупной техники, которая проходит за сутки более 500 километров.
Председатель совета директоров ООО «Газпром СПГ Технологии» Алексей Кахидзе проинформировал, что компания благодаря поддержке руководства Татарстана в прошлом году в Высокогорском районе запустила первый комплекс по сжижению природного газа производительностью полторы тонны в час. Общий объём за год составил 12 тысяч тонн.
– В Зеленодольском районе на территории Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра планируем построить производственно-бункеровочный комплекс СПГ, – говорит Алексей Кахидзе. – Будет три очереди. Первую – на семь тонн в час уже начали строить в этом году, намерены её завершить в 2024-м. Вторая и третья будут по десять тонн в час. Уникальность этого комплекса в том, что можно будет заправлять морские и речные суда. Такой возможности сейчас нет нигде. Комплекс также будет оснащён объектами для складирования СПГ. Приблизительный объём инвестиций в проект – 28 миллиардов рублей.
Спикер добавил, что у его компании в республике на сегодня функционируют две криогенные АЗС. В 2023 году предполагается запустить шесть заправок, в 2024-м должны появиться ещё пять.
– В настоящее время, к сожалению, ощущается нехватка техники, которая могла бы использовать эту инфраструктуру. Чтобы производства эффективно работали, необходимо ежедневное потребление СПГ, – сетует питерский гость.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Вернёмся к началу этого материала. Так что же следует знать, прежде чем оснащать своего железного коня газобаллонным оборудованием (ГБО)?
– По классу опасности метан более безопасен, чем жидкое топливо и пропан-бутан, – утверждает директор Средневолжского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин. – Но залог всего – это качественная установка оборудования. В республике была проведена огромная работа по сертификации пунктов переоборудования и технического обслуживания (ППТО) транспортных средств, а также качества оборудования. Те предприятия, которые были сертифицированы и аккредитованы, по всем правилам установят качественное оборудование. Опыт эксплуатации техники на метане показывает её абсолютную безопасность для наших потребителей. По статистике наших сертифицированных центров, в процентном отношении эксплуатация автомобилей на природном газе – самая безопасная.
Сегодня в республике многие автосервисы предлагают владельцам транспортных средств услугу по переоборудованию машин. Однако эксперты рекомендуют обращаться только в какой-либо из двенадцати аккредитованных ППТО, перечень которых размещён на сайтах Минпромторга РТ и «Газпром газомоторного топлива».
В Татарстане в 2022 году на компримированный природный газ переоборудовано 1221 транспортное средство, в газомоторном исполнении приобретено 508 единиц техники. По итогам 2022 года реализовано 72,2 млн кубических метров КПГ
– Сотрудники сертифицированных пунктов обучаются в специализированных учебных центрах. Работники обычных автосервисов не проходят через соответствующие образовательные программы, значит, являются неквалифицированными в газомоторном деле. Да и зачастую работают на сомнительном оборудовании, – замечает в интервью с корреспондентом «РТ» директор одного из ППТО Тигран Иванов. – Когда клиент обращается к нам за услугой по установке ГБО, мы рассказываем ему о безопасности этого оборудования. Плюс у нас в республике созданы специальные испытательные лаборатории, которые тщательно проверяют саму работу газового оборудования, документы на него. И при положительном результате выдают нам разрешение на его эксплуатацию на дорогах общего пользования.
По словам Тиграна Иванова, в современных системах установлено много ступеней защиты, обеспечивающих перекрытие подачи топлива при любых аварийных режимах. Кроме того, в состав голубого топлива добавляют одоранты – сильные ароматизаторы, позволяющие при утечке газа почувствовать его запах намного раньше, нежели при подобной неприятности с бензином или дизелем.
АБСОЛЮТНО БЕЗВОЗМЕЗДНО
Эдуард Куприянов, исполнительный директор одной из аккредитованных компаний, подчеркнул, что получить субсидии на переоборудование могут как физические и юридические лица, так и индивидуальные предприниматели и государственные организации. Единственные условия – их регистрация в Татарстане, а транспортные средства должны быть не старше 15 лет.
– Сегодня есть программы, по которым можно переоборудовать транспортное средство совершенно бесплатно, – констатирует он. – Стоимость переоборудования, к примеру, «Лады-Весты» – около 100 тысяч рублей, из них 50 процентов компенсируется субсидией от государства. Вторую половину владелец переоборудованного транспортного средства может погасить, воспользовавшись программой «Газпром газомоторного топлива», по которой он получит топливную карту номиналом 50 тысяч рублей и будет заправляться на АГНКС этой компании.
При втором варианте, как информировал Эдуард Куприянов, владелец ТС может вообще не тратить свои деньги на переоборудование. Ему достаточно подать заявку и заключить договор. ППТО проведёт переоснащение бесплатно. В течение пяти лет водитель будет заправляться компримированным газом, покрывая задолженность за услугу.
– Юридическим лицам мы можем произвести работы также бесплатно, за это они должны предоставить нам поверхности транспортных средств для рекламных наклеек, которые они не должны снимать в течение пяти лет, – продолжает спикер. – У грузовиков переоборудование в зависимости от тоннажа будет обходиться от 300 до 500 тысяч рублей. Здесь уже другие размеры субсидий, которые компенсируют часть затрат. Также можно воспользоваться газпромовской программой и компенсировать большую часть стоимости переоборудования.
По данным Минпромторга РТ, в планах 2023 года – строительство в республике различными компаниями шести АГНКС, семи криоАЗС, реализация 85 млн кубометров КПГ, переоборудование не менее двух тысяч транспортных средств на КПГ и СПГ, приобретение более 500 единиц ТС в газомоторном исполнении.
Понятно, что государство в нынешних санкционных условиях нацелено на увеличение внутреннего потребления природного газа в России. Тем самым оно стремится уйти от зависимости его экспортировать.
Однако, как признался Олег Коробченко, на сегодня в Татарстане при чуть более тринадцати тысячах единиц техники на метане загрузка газовой инфраструктуры пока небольшая – около 40 процентов заправок недозагружено. Машин на газомоторе не хватает. Но у вице-премьера хватает оптимизма: «Идёт планомерное развитие в этом направлении. Стараемся подтянуть к нему и соседние регионы…»