11 сентября состоялось очередное заседание Кабинета Министров РТ, где был рассмотрен вопрос о проекте консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2020–2022 годы.
На интересующие наших читателей вопросы о текущем исполнении бюджета за восемь месяцев нынешнего года, о факторах, учитываемых при формировании его доходной части, социальной направленности расходов и на другие вопросы редакции ответил министр финансов Радик Гайзатуллин.
– Прежде чем перейдём к основной части разговора, Радик Рауфович, не могли бы вы кратко сообщить о текущем исполнении бюджета Татарстана? Ведь его исполнение за восемь месяцев является одним из основополагающих факторов при разработке бюджета на 2020 год – год столетия республики.
– Не могу с вами не согласиться. Потому что, говоря простыми словами, основой для нового финансового года всегда служит год прошедший. По отчётным данным, за январь – август в консолидированный бюджет республики поступило доходов в сумме 211,6 млрд рублей, в том числе налоговых и неналоговых – 191,6 млрд. Рост доходов обеспечен поступлениями налога на прибыль и НДФЛ и составляет около семи процентов.
– Как известно, при формировании доходных источников бюджета на трёхлетний период обрабатывается огромное количество информации, учитываются многие факторы. Какие данные служат основой при формировании бюджета в этой части?
– Ваш вопрос настолько объёмен, что я мог бы прочитать об этом целую лекцию, возможно, даже не одну. Финансисты нашей республики при формировании очередного бюджета на 2020–2022 годы, смею заметить, как и в любые другие годы, проделали колоссальный труд. Говоря о финансистах республики, я имею в виду и работников Министерства финансов, и сотрудников финансовых органов муниципальных образований, предприятий, других отраслевых министерств и ведомств. Финансовая система – это единый механизм, где ответственное отношение к делу каждого звена влияет на качество жизни населения, судьбы многих людей. Так, при оценке поступлений налога на прибыль были использованы данные бизнес-проектов крупных и средних организаций республики, прогноз Министерства экономики, отчётность Федеральной налоговой службы. В результате проанализированы расчёты предприятий, обеспечивающих уплату около 60 процентов от общей суммы налога на прибыль. Например, расчёты по налогу на доходы физических лиц производились исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, темпов его роста и среднего процента изъятия налога. А при планировании налога на имущество организаций учтены прогноз инвестиций в основной капитал, данные налоговой отчётности, а также изменения налогового законодательства в части исключения из налогообложения движимого имущества. Я назвал лишь несколько факторов, но в таком режиме работа проводится по каждому налогу.
Второй год в составе государственных программ находят отражение национальные и федеральные проекты. После распределения федеральными министерствами средств по конкретным национальным проектам в составе бюджета республики ориентировочно будут включены объёмы расходов на реализацию 10 национальных проектов
– Завершая разговор о доходной части бюджета на очередной трёхлетний финансовый год, не могли бы вы назвать общий объём налоговых и неналоговых доходов?
– Конечно. Общий объём налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на 2020 год прогнозируется в объёме 279,1 млрд рублей, на 2021 год – 287,7 млрд, на 2022 год – 292,7 млрд рублей.
– Радик Рауфович, из года в год в исполнении расходной части бюджета сохраняется уровень первоочередных и социально значимых расходов. На это обращает большое внимание и Правительство Российской Федерации, и руководство нашей республики. Какие отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов в свете решений задач, поставленных Президентом Татарстана, вы могли бы отметить?
– В плановом бюджете на 2020 год этот уровень расходов составит более семидесяти процентов от общего объёма расходов. Что касается структуры расходной части, то здесь полностью предусмотрены средства на повышение заработной платы до средней в экономике отдельных категорий работников бюджетной сферы, а также учтено повышение минимального размера оплаты труда. Также в 2020 году продолжится распределение расходов по государственным программам. По предварительному прогнозу, ими будет охвачено около 90 процентов расходов.
Второй год в составе государственных программ находят отражение национальные и федеральные проекты. После распределения федеральными министерствами средств по конкретным национальным проектам в составе бюджета республики ориентировочно будут включены объёмы расходов на реализацию 10 национальных проектов.
Также в бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объёмом ассигнований в 6,3 млрд рублей. Кроме того, в бюджете на 2020–2022 годы предусматриваются средства на софинансирование федеральных программ, введение в эксплуатацию новых бюджетных учреждений, формирование резервных фондов, уплату налога на имущество бюджетными учреждениями, ассигнования на капитальные вложения и дорожные работы.
Предлагается предусмотреть выделение межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения, осуществляемых с привлечением средств самообложения граждан. В сравнении с предыдущими годами, безусловно, здесь есть определённые нововведения, но социальная направленность расходной части бюджета остается неизменной.
– Если говорить о новшествах… Есть ли какие-то изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации, которые требуют немедленного и особого внимания?
– Есть, и они вступают в силу уже в 2020 году. Особенностью текущего года до формирования бюджетного послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету является необходимость разработки законодательных и соответствующих подзаконных нормативных актов. Изменения касаются условий предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета республики, а также вопросов, связанных с регулированием государственного и муниципального долга. Потребуется разработка более пятидесяти нормативных актов. Законодательные акты прошли межведомственное согласование и внесены на рассмотрение нового состава Государственного Совета. Подзаконные нормативные акты разрабатываются нашими министерствами.
Ещё одно новшество – муниципальные районы и поселения, получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета республики, заключают с Министерством финансов РТ соглашения, которыми предусматриваются меры социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов района и поселения.
Также в бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объёмом ассигнований в 6,3 млрд рублей. Кроме того, в бюджете на 2020–2022 годы предусматриваются средства на софинансирование федеральных программ, введение в эксплуатацию новых бюджетных учреждений, формирование резервных фондов, уплату налога на имущество бюджетными учреждениями, ассигнования на капитальные вложения и дорожные работы
– Если говорить о характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям, то верно ли, что порядок разделов составлен по степени их значимости при исполнении расходной части бюджета?
– Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией состоит из нескольких разделов. Начинается она, например, с раздела «Общегосударственные вопросы». Далее следует «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». «Национальная экономика» с суммой в 39,6 млрд рублей включает в себя ряд отраслей: это дорожная сфера, сельское хозяйство, транспорт.
Для многих жителей республики животрепещущими являются вопросы образования, здравоохранения, социальной политики. Для каждого из нас, согласитесь, вопрос обретает особое значение только тогда, когда мы в жизни непосредственно соприкасаемся с определённой проблемой. Здоровье, образование – это особо значимые сферы жизни каждого человека. Но в бюджетной классификации они идут только после таких разделов, как «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды». Далее же следует наиболее крупный раздел расходов бюджета – «Социально-культурная сфера». Скажу сразу, что параметры расходов на неё свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции. Расходы социальной сферы в консолидированном бюджете растут к базовому 2019 году в следующем году на 5,7 процента, в 2021 году – на 6,6, в 2022-м – на 7,6 процента. В социально-культурной сфере наиболее значительная по объёму расходов отрасль – «Образование». В будущем году объём расходов достигнет здесь 81,4 млрд рублей.
Следующий раздел – «Здравоохранение». Общий объём расходов на содержание и развитие здравоохранения с учётом средств обязательного медицинского страхования составит 64,1 млрд рублей.
Далее по объёму идёт отрасль «Социальная политика». Общая сумма расходов здесь прогнозируется в размере 36 млрд рублей.
Моя главная мысль: значение в бюджетной классификации имеет не порядок чего-либо, а содержание каждого отдельного раздела.
– Радик Рауфович, в заключение не могли бы вы озвучить основные параметры проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021– 2022 годов?
– На сегодня предварительный прогноз по расходам без учёта федеральных средств на 2020 год составляет 282 млрд рублей, в 2021-м – 290,5 млрд, в 2022-м – 295,3 млрд рублей. Таким образом, перед нами сегодня стоит первоочередная задача своевременно и качественно сформировать бюджетное послание Президента республики Государственному Совету Татарстана.