«Фоменки» в погоне за счастьем

В Казани спектаклем «Семейное счастие» Мастерской Петра Фоменко открылся Качаловский фестиваль

Москвичи привезли в Казань проверенный временем спектакль, поставленный Петром Фоменко. «Семейное счастие» – сценическая композиция по одноимённой повести Льва Толстого.

Автор статьи: Маргарита ГАФУРОВА

Фото: Маргарита Гафурова, “РТ”

 

 

2 октября в Казани спектаклем «Семейное счастие» Мастерской Петра Фоменко открылся Качаловский фестиваль, посвящённый 230-летию Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И.Качалова.

 

Официальная часть была лаконичной. От имени руководства республики участников и гостей фестиваля приветствовала заместитель Премьер-министра Лейла Фазлеева. Александр Славутский, художественный руководитель – директор Казанского театра имени В.И.Качалова поблагодарил зрителей за внимание к фестивалю. Руководитель Мастерской Петра Фоменко Андрей Воробьёв пожелал всем крепкого здоровья (что особенно актуально в наши дни), а также побольше поводов прийти в театр.

Москвичи привезли в Казань проверенный временем спектакль, поставленный Петром Фоменко. «Семейное счастие» – сценическая композиция по одноимённой повести Льва Толстого. Камерная постановка, где задействованы всего пять актёров, в неторопливой форме рассказывает историю семьи, которую создали 17-летняя Маша и 37-летний Сергей. Маша осталась сиротой, её избранник – давний друг её отца. Она по-подростковому бодра и весела, смотрит в будущее открытым взглядом, он же полон сомнений в том, что может обеспечить Маше счастливую жизнь. Тем не менее они женятся. Годы идут, в семье появляются дети, а Маша взрослеет и понимает, что, возможно, её избранник был прав. Тихая семейная жизнь оборачивается скукой, попытка развеять её приводит героев в Петербург, потом за границу – и к закономерному разладу, который Маша и Сергей пытаются преодолеть на глазах затаивших дыхание зрителей. Наблюдать за героями, роли которых сыграли Ксения Кутепова и Алексей Колубков, весьма любопытно: они живые, понятные и вполне со­временные.

Неспешность, даже некоторая медитативность повествования перемежается полными задорного юмора сценками. И это немного странно. Смеяться над Толстым? Но… как? Казанского зрителя актёрам приходилось даже подбадривать, поощрять к смеху. Мол, да, история серьёзная, и вопросы ставятся не из лёгких, но давайте как-то взбодримся, что ли, жизнь продолжается! За развесёлую атмосферу на сцене отвечали Галина Тюнина (сыгравшая гувернантку героини Катерину Карловну и эпизодически – коварную Леди Сазерленд, звезду светского общества), а также Илья Любимов и Кирилл Пирогов, воплотившие на сцене петербургских и заграничных кавалеров (последние удались особо! А их диалоги на французском языке, переходящем на итальянский, напомнили об опыте чтения романа «Война и мир»).

Что характерно, повествование в этой истории ведётся от имени Маши. Исповедь главной героини, полная резких временных переходов и смены настроений, отражает, судя по всему, суть женской психологии.

Манера актёрской игры, со слегка сбивчивыми диалогами, полными внутренних размышлений, намёков и полутонов, напомнила мне… фильм «Служебный роман» и фразу товарища Новосельцева: «Не перебивайте меня, я и сам собьюсь!»

Сюжет же, как я ни пыталась бороться с этим ощущением, невольно наводил на мысли, что это «Анна Каренина», но, как говорит нынешняя молодёжь, «на минималках». Облегчённая версия семейной истории, где всё печально, но не трагично. Маша и Сергей более открыты друг другу, чем Анна и Каренин, да и под поезд в итоге никто не бросается.

Кстати, «Анну Каренину» в Казани тоже сыграют 19 и 20 октября, только не «фоменки», а труппа театра-фестиваля «Балтийский дом». 12 и 13 октября зрителей ждёт «Старуха» от Студии театрального искусства, а завершится фестиваль спектаклем принимающего гостей театра Качалова «Васса». Так что для казанцев это будет весьма насыщенный месяц.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще