Федерализм с татарстанской «щепоткой соли»

Столетие Татарстана породило Монблан научно-публицистической литературы, посвящённой юбилею. Но выход в свет четвёртого – заключительного тома в серии «Республика Татарстан: новейшая история. События. Комментарии. Оценки (1998 – 2000 гг.)» даже на этом фоне стал значительным событием.

Фото: makovski.ru

 

книга

 

Столетие Татарстана породило Монблан научно-публицистической литературы, посвящённой юбилею. Но выход в свет четвёртого – заключительного тома в серии «Республика Татарстан: новейшая история. События. Комментарии. Оценки (1998 – 2000 гг.)» даже на этом фоне стал значительным событием. В нём схвачен момент набора Татарстаном цивилизационной высоты, сотворения российского типа федерализма с татарстанской «щепоткой соли».

Профессор Энгель Тагиров – автор отзывов на предыдущие книги серии – предлагает войти в поток ключевых перемен, произошедших в Татарстане, России и мире на стыке тысячелетий.

 

«ДОГОВОР… ДЛЯ НАС СВЯТОЕ ДЕЛО»

1998 год. Пик межвременья в России. Он отмечен смещением оси власти от центра к регионам (60 процентов властных функций стихийно перетекли на периферию), переходом преобразовательной инициативы от «верхов» к «низам». На этом фоне мегаидея Татарстана по переформатированию типологии российской государственности – от унитаристской к федералистской на конституционно-договорной основе – была не проявлением сепаратизма. Она была единственным способом сохранения целостности и независимости страны, над которой, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, нависла угроза коллапса.

Задача была не только сложной, не имевшей аналогов, но и рискованной. «Мы проходили периоды обострения политической ситуации, сталкиваясь с издержками экономических реформ. Но чтобы всё это было одновременно, пожалуй, испытывали впервые». В такой оценке первого Президента РТ Минтимера Шаймиева – суровая правда. «Тень кризиса над республикой», «Паника на «острове стабильности», «Над Казанью ходят тучи хмуро»… Подобными заголовками пестрела пресса – татарстанская и федеральная.

Что же было главным в этом калейдоскопе событий? Какая историческая энергетика, опровергнув прогнозы, обеспечила Татарстану успех в выполнении его пионерной миссии? В книге «Республика Татарстан: новейшая история…» прорисована методологическая канва ответов на подобные вопросы.

Оживление застывшей на переправе экономики на основе реформирования базовых отраслей (нефтяной, энергетической, машиностроительной, военно-промышленной) – вот то, по крылатому выражению В.И.Ленина, «главное звено, схватившись за которое, можно было вытащить всю цепь назревших проблем». Их поэтапное решение позволило не только выйти из кризиса, но и значительно поднять уровень благосостояния народа, вдохнуть жизненную энергию в социальную сферу – в науку, образование, культуру – и расширить диапазон внешнеэкономических связей.

Появилась возможность дать толчок и плодотворному развитию договорных отношений по линии «Казань – Москва». По примеру Татарстана на путь заключения договоров встали многие регионы. По данным Василия Лихачёва, тогда заместителя Председателя Совета Федерации, картина была такая: 41 субъект Федерации заключил договор с федеральным центром, в этот процесс было вовлечено 76 процентов территории с 52 процентами населения страны. Тенденция регионализации набирала силу. Открывалась перспектива выхода за рамки татарстано-российского «коридора», по которому растекались волны федерализации. Она же диктовала необходимость придать российско-татарстанскому договору ещё большую легитимность, конституционно-правовую обеспеченность. 

Перелистывая страницы книги, получаешь представление об этом нелинейном процессе, чувствуешь накал страстей и эмоций, стояние идей-концепций, типов характеров и ментальностей, за которыми проглядывают совсем не образы врагов, а патриотов-пассионариев, жертвенников, положивших себя на алтарь будущей федералистской России.

Парламент-1998. Вот главный майдан, на горячую сковородку которого залетали искры неотложных проблем. «У нас вчера родился парламент!» В этом журналистском восклицании проглядывалась не смена декорации, а качественный скачок в деятельности законодательного органа власти.

В магме парламентского Везувия оформлялся облик-формат нового политического класса и, шире, элиты. На этом интеллектуальном ристалище возник феномен оппозиции, здесь оттачивалось критическое перо журналистской братии, рождались планы открытия новых, независимых газет. Тяжёлый крест Председателя Госсовета РТ в тот критически-кризисный момент взвалил на свои плечи Фарид Мухаметшин. Преодолевая штормы и смерчи, бушевавшие в неспокойно-политическом российском море, он стал фигурой федерального, международного уровня. Если Татарстану и удалось пройти в тот момент между Сциллой и Харибдой непростых событий, во многом это случилось благодаря таланту Фарида Мухаметшина, уже тогда в федерально-властных кругах прозванного политиком типа Ришелье.

На этом «золотом сечении» уходящего и нарождающегося исторического времени Премьер-министром РТ стал Рустам Минниханов. Оказавшись между жерновами истории, он сумел обуздать дефолт, сформировал ядро бизнес-класса. В анналы истории прошлого века вошли нашумевшие тогда его «апрельские тезисы» и кадровая «революция». Так «младореформатор», ускоряя темп модернизации республики и федерализации страны, непроизвольно готовил себя к будущей роли лидера Татарстана.

 


По примеру Татарстана на путь заключения договоров встали многие регионы. По данным Василия Лихачёва, тогда заместителя Председателя Совета Федерации, картина была такая: 41 субъект Федерации заключил договор с федеральным центром, в этот процесс было вовлечено 76 процентов территории с 52 процентами населения страны


 

Волны-удары переходного фазиса хронотопа не раз покушались и на статус Татарстана как республики. Горячие головы в Думе требовали покончить с проявлением самостийности региона, опустить её до уровня обычных губерний. Замахивались на высший символ власти в Татарстане – президентский. Рождались штрихи кампании, позже ставшие требованием – «пора покончить с эпохой Шаймиева». Минтимер Шаймиев, характер которого настоян на «соли и крови» родной земли, прошедший огни и воды, был подготовлен к испытаниям нового времени. Он не только выстоял на суровых сквозняках истории. Он сумел отстоять, сохранить и укрепить краеугольный камень федерализма – договорной принцип развития российско-татарстанских отношений.

«Договор с Российский Федерацией для нас святое дело, – горячо доказывал он. – Любые покушения на наш договор со стороны Центра могут привести к дестабилизации обстановки, прежде всего в федерации. Договор с ней для нас незыблем, так должно быть и для России». Мы только сейчас понимаем, что, стойко, мужественно отстаивая идею договора, Минтимер Шаймиев совершил подвиг, направивший Россию на путь демократического будущего. Канадская газета «Глобэнд Мейл» (29 апреля 1999 г.) сумела уже тогда оценить значимость договора между Москвой и Казанью, назвав его «шедевром политической изобретательности».

Президента подпитывала идеями талантливая команда – элита, представлявшая интеллектуальный сгусток нации. За каждым из птенцов гнезда Шаймиева – мысль, проект, новация, частица того, что позволяло Татарстану выруливать на трассу прогресса из, казалось бы, безнадёжно-критических ситуаций и тем самым укреплять политико-интеллектуальные сваи федерализма. Авторам документальной повести «Республика Татарстан: новейшая история…» удалось прорисовать образы большинства тех последних могикан.

 

ЧТО ВПЕРЕДИ: КРАХ ИЛИ ПЕРЕЛОМ?

В Татарстане последний год из серии крутых 90-х родился под сенью гамлетовского вопроса: «быть или не быть?» Набравшая политический, экономический и технологический вес республика могла получить развитие и войти в XXI век в качестве локомотива российского федерализма, стать «прибавкой» к цивилизованной части мира, но могла остаться и обычной провинцией. Противоборство двух стихий, набравших инерцию натиска в последнее десятилетие, входило в решающую фазу.

Мудрели народы, умнели политики, укрупнялись фигуры лидеров. Усиливалась тяга к философии федерализма, зрело федералистское сознание, расширялся горизонт исторического видения России.

В феврале 1999 года исполнилось пять лет со дня подписания российско-татарстанского договора. В связи с датой Казань предприняла колоссальные интеллектуальные усилия не только для развенчивания мифов «татарстанского туранизма», но и для внесения корректив в стратегию дальнейшего развития российского федерализма. На международной научно-практической конференции (Казань, 10 февраля) с участием крупных отечественных и зарубежных экспертов наметился сдвиг в понимании феномена российского федерализма как крупнейшего эксперимента в мировой политической практике.

 


В книге «Республики Татарстан: новейшая история…» отражена хроника всех крупных событий того времени. Позитивные сдвиги наметились и в социокультурной, духовной жизни региона. Успешно гасились искры иногда извне залетавших межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Разыграть этноконфессиональную карту в республике не удалось


 

Молодой Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, выступая на форуме с пленарным докладом, перевёл обсуждаемую проблематику с политической в экономическую плоскость. А в этой сфере Татарстан успел серьёзно продвинуться вперёд. Достаточно вспомнить КАМАЗ, начавший отсчёт времени броска в XXI век, АО «Нижнекамск­нефтехим», набиравшее силу и начавшее экспорт своей продукции, АО «Татнефть», вошедшее в конкурентную среду нефтяных гигантов.

Такой Татарстан – с нарастающим экономическим и культурно-цивилизационным потенциалом – расширял возможности модернизации страны и усиливал её конкурентоспособность в мировых координатах. «С Россией всё будет хорошо, потому что с ней – Татарстан». Такое определение значимости республики, данное председателем Комитета Госдумы по делам национальностей Владимиром Зориным, входило в сознание российского общества.

В книге «Республики Татарстан: новейшая история…» отражена хроника всех крупных событий того времени. Позитивные сдвиги наметились и в социокультурной, духовной жизни региона. Успешно гасились искры иногда извне залетавших межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Разыграть этноконфессиональную карту в республике не удалось.

Развивалась многопартийность. Действовали более десятка политических партий, движений и предвыборных блоков.

Разумеется, до идиллии в финальный год прошлого столетия было далеко. Законы диалектики не отменимы. Было всё: конфликты и примирение, захлопывание дверей и открытие сердец, паузы и рывки… Но именно такая температура горения двигала Татарстан «встречь солнцу», ускоряла наступление федеративного утра в России.

 

ВРЕМЯ ТРЕВОГ И ВЕЛИКИХ НАДЕЖД

Российский лидер – Президент Владимир Путин вошёл в реку перемен, оставив за спиной на берегу Россию, лежащую в «руинах», в политическом, экономическом, социальном, идейном смысле отброшенную в разряд третьих стран, ставшую лёгкой добычей мировых геополитических акул. На другом берегу предстояло построить новую, мощную Россию, способную стать не последней скрипкой в оркестре мировых держав. Более того, вернуть её к временам, когда «ни одна пушка в Европе не могла выстрелить без разрешения Петербурга».

Метаидея реванша могла осуществиться лишь через кардинальное переустройство «тыла», переформатирование типа государственности – из унитаристского в федералистский. Татарстан в могуществе России через её федеративное преображение был кровно заинтересован: только опираясь на её «плечо», можно было реализовать мечту об историческом ренессансе.

Какой же особенностью характеризуется начало «нулевых» с точки зрения наполнения России метафизикой федерализма? Авторами книги «Республика Татарстан: новейшая история…» начертана концептуально-аналитическая канва для размышлений и поисков ответов на этот воистину стержневой вопрос. В отличие от прошедших лет, когда столичные учёные и политики срывались на подозрения «сепаратизм – туранизм», в эпицентр внимания и действия вышла договорная проблематика. «Шёл не торг по статьям договора, – отмечает Фарид Мухаметшин, – а «калибровка», наполнение их значением». При этом, хотя драматический накал страстей по этому узловому вопросу и не снижался, трудное движение к формуле согласия продолжалось.

Татарстан вовсе не был, как утверждают некоторые, «загнан в клетку федерализма». Напротив, он был одним из самых результативных его «прорабов». Прогрессирующее влияние республики на эволюцию России нарастало.

После разрушения привычно-советской картины мировидения и коммунистической системы ценностей татарстанский вариант перевода России на рельсы федерализма открывал окно цивилизованных возможностей, демократическое видение её будущего.

Энгель ТАГИРОВ,
доктор исторических наук,
ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО),
президент Международной гуманитарной
академии «Европа – Азия»

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще