Съезд Ассоциации «Совет муниципальных образований Татарстана» пройдет сегодня в Казани. О том, какие вызовы стоят перед местной властью и чем может обернуться для республики реформа органов местного самоуправления, в интервью «РТ» рассказал руководитель Ассоциации Экзам Губайдуллин.
«В ДАННОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ»
– Госдума РФ рассматривает закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Согласно концепции законопроекта, до 2035 года все сельские и городские поселения должны быть объединены с районами в муниципальные или городские округа, а их советы и исполкомы ликвидированы. Экзам Саматович, как вы относитесь к этой инициативе?
– Данная инициатива обсуждалась в России с 2019 года, тогда были внесены изменения в федеральное законодательство, разрешающие переход на одноуровневую систему органов муниципальной власти. Некоторые регионы уже так фактически и работают. Поэтому для нас стало неожиданностью, что в прошлом году такая законодательная инициатива появилась вновь, причем в безальтернативном варианте. Я считаю, что в данном законопроекте нет необходимости, поскольку каждый регион сам принимал решение, какая система управления для него оптимальна.
– Тем не менее процесс обсуждения закона идет…
– Мы в Татарстане стараемся придерживаться системы муниципального управления, которая сложилась еще во времена СССР. Существовала система сельсоветов. Возможно, их полномочия были в несколько усеченном виде, поскольку многие вопросы на селе решались директорами колхозов и совхозов. Но система была рабочей. Первый закон о местном самоуправлении в современной России появился в 2003 году. На основании этого документа в республике была сформирована система муниципальных органов власти, которая сегодня работает. За многолетнюю историю она показала свою эффективность. Нашу модель муниципального управления переняли многие регионы России.
«ПОЛНОМОЧИЙ МНОГО, НО НЕ ВСЕ ОНИ ПОДКРЕПЛЕНЫ РУБЛЕМ»
– Сегодня у глав сельских поселений больше полномочий, чем у руководителей сельсоветов?
– Больше. У руководителей глав поселений в целом более 20 полномочий, включая федеральные и региональные. Если говорить объективно, они отвечают на своей территории почти за всё: дороги, освещение, водоснабжение… Даже если нужно отвезти заболевшего сельчанина в районную больницу, жители обращаются к главе. Полномочий много, но не все они, к сожалению, подкреплены рублем. Поэтому Правительство Татарстана разработало меры поддержки сельских поселений. Самая существенная из них – это программа самообложения граждан. На один собранный татарстанцами рубль из бюджета республики добавляется еще 4 рубля. Деньги направляют на самые насущные нужды муниципалитета: ремонт дорог, благоустройство территорий и сельских кладбищ, решение проблем с водоснабжением и площадками для размещения отходов… Самое ценное в программе – то, что жители сами решают, сколько собрать и на какие нужды. Каждый чувствует себя причастным к развитию своего поселка, села.
– Сколько средств было собрано в республике за эти годы, решения каких задач удалось добиться?
– Каждый год по программе самообложения граждан в республике собирается около 1,3 млрд рублей включая софинансирование из бюджета. Как я уже сказал, средства расходуются на разные задачи, которые объединены единой целью – улучшением качества жизни сельчан.
Но средства самообложения – это еще не всё. Для поддержки поселений также ежегодно выделяются 170 грантов по 2 млн рублей каждый. Они позволяют решать одну из самых острых проблем сельских муниципалитетов – укрепление материальной базы. Во времена колхозов у председателя были техника, топливо, стройматериалы… У глав поселений ничего этого нет. Благодаря грантам они могут приобретать трактора для обслуживания территорий.
Серьезную поддержку главам поселений оказывает Раис Татарстана Рустам Минниханов, ежегодно выделяет по 200 служебных автомашин. Эта техника часто используется не только для рабочих поездок, но и как скорая помощь, аварийно-спасательная машина. Если где-то трубу прорвало, вышел из строя насос, ветром повредило провода, глава на своей машине везет ремонтников к месту ЧП. Ведь если ждать помощи из райцентра, людям придется дольше сидеть без света, без воды…
Главы наших поселений – это очень ответственные люди. Более трети из них трудятся на своих должностях уже более десятка лет. Среди них немало и бывших руководителей сельхозформирований.
МЫ ОЧЕНЬ РАССЧИТЫВАЕМ, ЧТО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ ПРИСЛУШАЕТСЯ К ГОЛОСУ РЕГИОНОВ
– Переход на одноуровневую систему снизит качество управления?
– Конечно, если закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» будет принят, мы найдем возможность исполнить его без ущерба для местных жителей. Один из вариантов – перевести глав сельских поселений в разряд муниципальных служащих. Но это будет уже другая история. Мы потеряем принцип выборности и институт сельских депутатов. А их примерно 7,5 тыс. человек.
Нужно отдать должное Раису Татарстана, депутатам Госсовета республики, которые пытаются донести до федеральной власти нашу позицию. Хочу сказать, что регионов, которые заинтересованы в сохранении системы муниципального управления, очень много. В целом по стране, по моим оценкам, ситуация складывается 50 на 50. Поэтому я думаю, что будут приняты разумные решения. Нельзя отталкивать население от власти.
Наоборот, нужно опираться на людей. Мы и сейчас порою не всегда доходим до каждого сельчанина, где-то недорабатываем, кого-то можем не услышать, хотя муниципальная власть работает как часы. А что будет в случае ликвидации двухуровневой системы?
Сейчас в Государственной Думе принято решение отложить рассмотрение законопроекта на следующий год. Мы очень рассчитываем, что федеральный законодатель прислушается к голосу регионов.
– Какие еще вопросы вы планируете обсудить на съезде Ассоциации «Совет муниципальных образований Татарстана»? Какие вопросы стоят перед органами местной власти?
– Главный вопрос сегодня – это поддержка участников специальной военной операции и их семей. В 2022 году, когда только была объявлена СВО, мы не знали, сколько времени потребуется на достижение наших целей. Но сейчас военные действия продолжаются. Всё больше бойцов из Татарстана отправляются на передовую, становится больше семей, которые нуждаются в поддержке. В этом направлении мы проводим целый комплекс мероприятий.
– Какой вклад вносит поселенческий уровень в поддержку бойцов СВО?
– Каждый вносит свою лепту независимо от доходов, возраста, социального положения. Все стараются по мере возможностей. Кто-то помогает деньгами, кто-то – своим трудом. Пожилые люди плетут сети, готовят супы, изготавливают окопные свечи. Очень большой вклад вносят депутаты поселенческого уровня, сельские предприниматели, фермеры, которые помогают комплектовать гуманитарные грузы. Они закупают медикаменты, квадрокоптеры, помогают техникой… В сельской глубинке живет очень отзывчивый народ, они душой болеют за наше общее дело, за нашу страну.
ЕСТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬ МОЛОДЕЖЬ НА СЕЛЕ
– Еще одна главная задача, которая сегодня стоит, – это сохранение сельского населения. Урбанизация продолжается, нехватка рабочей силы на селе ощущается все острее. Как, на ваш взгляд, можно сохранить сельский уклад жизни, привлечь молодежь на село?
– Села Татарстана — это не только опора сельскохозяйственной отрасли, это территории, где сохраняются традиции и обычаи, культура народа и родной язык. Поэтому проблема сохранения села многогранна. У нас есть ряд предложений, чтобы удержать молодежь на селе. Самое эффективное – это заинтересовать молодых людей заниматься фермерством, развивать животноводство. Сегодня тем, кто хочет держать КРС и закупает нетелей, бюджет возмещает по 60 тыс. рублей затрат. На наш взгляд, эту сумму нужно увеличить хотя бы до 80 тыс. рублей. Кроме этого, из бюджета выделяется по 3 тыс. рублей на содержание коров. Эту сумму также нужно увеличить. Есть еще один важный вопрос – обеспечение кормами.
– Сейчас по всей республике развивается сеть кормоцентров. На ваш взгляд, эта мера эффективна?
– Это очень хорошее решение. Кормоцентры уже работают в Кукморском, Сабинском, Мамадышском, Балтасинском районах… Отзывы у сельчан положительные. Сегодня, если подсчитать стоимость реализации сырого молока в хозяйствах и стоимость кормов, то в целом рентабельность получается до 40–50%. Это очень выгодно. Поэтому нам нужно усилить работу по вовлечению молодежи в занятие фермерством. Необходимо увеличивать компенсации затрат на строительство мини-ферм, на закупку оборудования для содержания КРС. Все эти меры позволят решить множество возникающих на селе проблем, включая маятниковую миграцию в города.
– Некоторые проблемы остались еще с советских времен. Например, обслуживание гидротехнических сооружений, которые строились для обеспечения водой систем мелиорации. Построенная система прудов сегодня находится в ведении местных органов власти, но средств на обслуживание сооружений нет. Каким вы видите выход в этой ситуации?
– На передаче гидротехнических сооружений местным органам власти когда-то настаивали сами сельчане. Эти пруды сдают в аренду для организации мест отдыха и разведения рыбы. Но частники не вкладывают деньги в ремонт, в итоге дамбы и гидрозатворные механизмы ветшают. Мы считаем, что их необходимо вернуть в систему «Татмелиорации».
Но это не единственная из застарелых проблем. Развитию сельских территорий мешают низкие нормативы на содержание внутрипоселенческих дорог, сложная процедура сокращения санаторно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, проблема обеспечения чистой питьевой водой… В этом году заканчивается реализация национальных проектов и начинается новый цикл. Планируется запустить 29 федеральных программ для достижения целей развития страны. И республика получит на будущий год 67 млрд рублей. Это почти вдвое больше, чем освоено по нацпроектам в прошлом году. Я считаю, что новые программы запустят следующий этап развития городов и сел нашей республики.