21 декабря в Казани состоится очередной съезд Ассоциации «Совет муниципальных образований РТ». Представители муниципалитетов подведут итоги, наметят перспективы. Этот год для местной власти выдался насыщенным на события. Продолжилась работа по республиканским программам и самообложению граждан. Ожидается реформа местного самоуправления.
Сказываются на деятельности сельского предпринимательства различные санкции. Кроме того, на муниципальные образования республики всех уровней легла дополнительная и очень ответственная нагрузка по организации частичной мобилизации, поддержке участников СВО и их семей, забота о вынужденных переселенцах из Донбасса.
Об основных направлениях работы муниципалитетов Татарстана мы побеседовали с председателем Ассоциации «Совет муниципальных образований РТ» Экзамом Губайдуллиным.
– Экзам Саматович, тема самообложения граждан не сходит с повестки дня. Мало того, эти вопросы были вынесены на международную площадку. В конце ноября в Санкт-Петербурге прошёл IV Международный муниципальный форум БРИКС+ «Человек и мир: развитие трендов и адаптация к новому» с участием зарубежных делегаций. Вы выступили с докладом об опыте Татарстана в организации системы самообложения граждан. На ваш взгляд, заинтересовалась ли аудитория этой информацией?
– Представители зарубежных стран конкретного интереса не проявили, у них местное самоуправление работает по совершенно другой схеме, а вот российские регионы, как говорится, приняли моё сообщение близко к сердцу. Их по-хорошему задела наша инициатива, особенно то, что к средствам, собранным гражданами, из бюджета выделяются реальные дополнительные и немалые деньги. Далеко не во всех регионах действует данная схема. Но это понятно, потому что, прежде чем люди поверят в такой способ управления своими территориями, нужно обойти чуть ли не каждого жителя, поговорить, разъяснить плюсы самообложения. Мы у себя в республике через это прошли.
– Такая система у нас в Татарстане начинала работать в 2013 году, и тогда актуально было направлять средства самообложения на местные кладбища. А во что сейчас жители вкладывают деньги?
– Сегодня кладбища в основном благоустроены, вопросов по ним практически не возникает. Сейчас люди активно пользуются предоставленной возможностью построить и отремонтировать в своих населённых пунктах дороги, детские и спортивные площадки, направляют эти средства на благоустройство родников, другие неотложные нужды. Сегодня, например, нет специальной программы по строительству внутрипоселковых дорог. Поэтому здесь, конечно, деньги, собранные за счёт самообложения, выручают. Самообложение, если разобраться, – это одна сотая часть тех программ, которые у нас в республике работают. Поэтому говорить, что только благодаря самообложению на местах решаются все вопросы, будет неправильно. Эта система действует там, где невозможно выделить деньги из защищённой статьи бюджета.
– Экзам Саматович, на встречах с представителями муниципалитетов, на семинарах вы всегда обостряете проблему кадров в местном самоуправлении, говорите о необходимости смены поколений управленцев в местных органах власти. Как эта проблема решается сегодня?
– Я и на съезде буду об этом говорить. Развитие местного самоуправления невозможно без устойчивого развития кадрового потенциала муниципалитетов. А это большая армия управленцев – более шести тысяч муниципальных служащих в республике, и от того, как она будет организована, обучена и мотивирована, во многом зависит успех всех наших планов и начинаний. Для повышения престижа службы в органах МСУ в республике делается многое. Например, каждый год проводятся конкурсы на лучшее местное самоуправление, есть много видов грантовой поддержки.
Ежегодно руководителям поселений выделяются машины. Начиная с 2013 года выделено 2812 автомобилей, в том числе в этом году – 200. Машина для главы поселения – не только средство передвижения, но и возможность оперативного решения вопросов: это и неотложка, иногда такси, техническая помощь…
Мы – организация, которая должна помогать людям, ставить проблему и предлагать решение. Мы как связующее звено между органами государственной власти и населением
Что касается грантов, то начиная с 2013 года в конкурсе на предоставление грантов приняли участие 2416 поселений из 43 муниципальных районов. В настоящее время грант сельским поселениям составляет 1,5 миллиона рублей, посёлкам городского типа, не являющимся административными центрами, – 2 миллиона рублей. На 2023 год запланировано увеличение этой суммы.
У нас мощно поддерживается движение территориальных общественных советов. Более 450 советов получают субсидии для решения вопросов местного значения. В республике уделяется большое внимание подготовке и переподготовке муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления. К примеру, в этом году продолжилась практика обучения глав сельских поселений и сотрудников органов местного самоуправления, его прошли более пяти тысяч служащих.
– Много ли сегодня молодёжи среди руководителей местного самоуправления? Кого больше – представителей старшего или молодого поколения?
– Я бы сказал, пятьдесят на пятьдесят. У нас и молодёжи много. Сегодня я, например, поздравлял главу поселения в Пестречинском районе Радиса Сайфутдинова с 33-летием. Говорю ему: «Ты самый счастливый человек, у тебя всё впереди, до пенсии тебе работать ещё более тридцати лет».
– В последние месяцы поутихли разговоры о реформе местного самоуправления, предусматривающей переход системы органов местной власти на один уровень. Госдума остановилась на первом чтении законопроекта. Как думаете почему?
– Действительно, в 2021 году был подготовлен законопроект, которым предлагается совершенно новая модель местного самоуправления. Напомню, что главная цель нового законопроекта – включить муниципальную власть в единую вертикаль власти страны. При этом в России не только сократится число муниципалитетов, но и будут предусмотрены контрольные механизмы со стороны как регионов, так и федерального центра. Функции органов местного самоуправления упразднённых поселений будут осуществлять территориальные органы местных администраций.
– Это очень важный момент. В чём заключаются основные изменения?
– В Татарстане – крупнейшем по количеству муниципалитетов субъекте Российской Федерации – насчитывается 872 сельских поселения и 39 городских, всего 911. На этом уровне в республике работают главы и секретари сельсоветов, мэры малых городов и около 7,5 тысячи депутатов. Законопроект оставляет только городские и муниципальные округа, а также внутригородские территории городов федерального значения. Таким образом, после принятия закона в Татарстане, вероятно, останутся только существующие ныне 43 муниципальных района и два городских округа – Казань и Набережные Челны. Территории же сельских и городских поселений объединяются в муниципальные округа.
Татарстан, вы знаете, внёс свои предложения по законопроекту. Нужно надеяться на разумный подход к мнению с мест. Я считаю, что регионам надо дать возможность выбора.
– Может быть, вопросы проще будет решать при укрупнённых муниципалитетах?
– Да, можно предположить, что объединение мелких муниципалитетов в одно большое муниципальное образование решит множество вопросов. Однако прежде чем ломать привычную модель, нужно продумать, как будет функционировать новая. У нас в Татарстане существующий уровень власти поддерживается руководством республики и действует достаточно эффективно. Завоёван авторитет у населения, к главам поселений люди привычно идут с массой текущих вопросов. Серьёзную поддержку в развитии сельских муниципалитетов оказывают четыре десятка республиканских программ, которые мы справедливо называем президентскими. Благодаря их реализации под патронатом Президента РТ Рустама Минниханова в большинстве даже самых отдалённых и небольших населённых пунктов Татарстана сегодня достаточно высокий уровень жизни. Недавно побывали в одном таком поселении, зашли в обычный дом, познакомились с хозяевами – в доме центральное водоснабжение, проведён газ, работает интернет. Сегодня люди часто предпочитают работать в городе, а жить в селе. Это вселяет надежду, что сельская традиционная жизнь с её укладом сохранится.
Одно дело – мы отправили мобилизованных. Но у них остались семьи. Задача глав поселений, муниципалитетов – поддержка родных и близких мобилизованных. Это очень большая работа. Все главы муниципалитетов держат руку на пульсе
– Какое место в системе органов государственной и муниципальной власти занимает Совет муниципальных образований?
– Мы – организация, которая должна помогать людям, ставить проблему и предлагать решение. Мы как связующее звено между органами государственной власти и населением. У нас есть эффективная площадка – заседание президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований», именно там поднимаются насущные проблемы, вносятся предложения. Сегодня ругать никого не надо, надо помогать, поддерживать тех людей, кто на переднем крае.
– Муниципалитеты – они всегда на переднем крае…
– Конечно, всё оттуда начинается. Последние события, мобилизационный период показали, что именно главы поселений занимают важное место в этой работе. Одно дело – мы отправили мобилизованных. Но у них остались семьи. Задача глав поселений, муниципалитетов – поддержка родных и близких мобилизованных. Это очень большая работа. Все главы муниципалитетов держат руку на пульсе.
– О чём предполагаете говорить на съезде ассоциации?
– Актуальных вопросов, как всегда, много. Это и поддержка малого и среднего предпринимательства, и обеспечение жителей сельских населённых пунктов качественной питьевой водой, и проблемы с твёрдыми коммунальными отходами. Безусловно, на первом месте для муниципалитетов по-прежнему поддержка мобилизованных и участников специальной военной операции. Сегодня все муниципальные образования включены в эту работу.
Мощный производственный комплекс, инфраструктура позволяют нашей республике уверенно развиваться дальше. Вместе с тем сегодня предстоит находить новые подходы в решении поставленных задач, определять направления дальнейшего развития территорий. На муниципальных органах лежит большая ответственность за решение экономических, а главное, социальных проблем жителей. Сейчас важно не снижать темпов развития, добиваться постоянного роста благосостояния людей. Безусловно, во многом это зависит от слаженной работы всех звеньев муниципальных образований и органов государственной власти.