В День знаний, 1 сентября, в Калининграде Владимир Путин провел открытый урок «Разговор о важном», участниками которого стали победители олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.
Глава государства напомнил, что биотехнологии являются одним из самых перспективных направлений исследований. «У нас программа есть до 2030 года, и дай бог памяти, где-то 120 млрд рублей предусмотрено на эту программу. Вот вы были в «Курчатнике» – это только один из трех центров, которые мы создали в этой области», – добавил он.
Президент указал на важность решения задач, связанных с фундаментальной и прикладной наукой, и использования этих решений в российской промышленности, науке, фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.
Россия должна быть лидером по ключевым направлениям в науке и добиться технологического суверенитета. “Мы сами должны развивать внутри страны такие ключевые направления развития и быть не догоняющими, не ориентироваться только на то, что мы можем сделать не хуже, мы должны быть лидерами по ключевым направлениям. Мы должны иметь в руках так называемые ключи к определенным направлениям научной деятельности”, – сказал Путин.
«Есть вещи, которые являются важнейшими для развития страны. Это генетика, цифровые технологии, биоинженерия, большие данные”, – добавил он.
Глава государства подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях. «Ранняя профессиональная ориентация – это одна из целей, к которым мы стремимся. Чем раньше, тем лучше”, – подчеркнул он. В связи с этим в стране развивается система конкурсов, которая нацелена на выявление талантливой молодежи.
Также Владимир Путин назвал очень важной поддержку российских военных – участников специальной военной операции на Украине со стороны общества, молодых людей. «Ребята, которые воюют там, рискуют своим здоровьем, а многие погибают, они должны понимать, за что они отдают свои жизни. Это чрезвычайно важные вещи. За Россию и за людей, которые в Донбассе живут», – сказал он. В связи с этим в школах по поручению президента будут еженедельно проводиться уроки правильных ценностей.
Способна ли Россия, на ваш взгляд, добиться технологического суверенитета в ближайшее время? Какие направления в науке наиболее перспективны для России? Что можно сделать для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят? Возымеют ли эффект уроки правильных ценностей? Делятся мнением эксперты.
Верховский Илья Аркадьевич
ХМАО-Югра, директор АНО “Центр “Югра-социум”.
Родился в г. Ханты-Мансийске. Окончил Уральский ГосУниверситет по специальности “Политология и социология”. Работал социологом на государственной службе, журналистом, преподавателем. Эксперт Изборского клуба.
Правильные ценности – это чрезвычайно необходимое нам сейчас “разумное, доброе, вечное”. Человечное.
Нацистская мерзость, вдалбливаемая украинским детям, начиная с детского сада, формирует нелюдей. И, как показывает практика, детский разум, впитывает, как губка, всё, что в него закладывают.
Если на кухне завелись тараканы, их можно давить, травить “Дихлофосом”, китайскими ядовитыми карандашами и даже на какое-то время вывести. Но рано или поздно они вернутся снова. А чтобы этого не случилось, нужно вычистить всю грязь и плесень, накопившиеся в углах. Тогда никакие злые силы не смогут принести в наш дом страх, боль и слёзы.
Нужно просто вычистить всю грязь и плесень из человеческих душ…
Каскинов Азат Зайнитдинович, Республика Башкортостан, Помощник депутата Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации Р.А. Баталовой.
Что имел ввиду Президент, говоря о технологическом суверенитете? Во-первых, по моему глубокому убеждению — это, ни в коем случае, не изоляция. Это сильная переговорная позиция нашей страны при выстраивании различных содружеств с другими странами. У вас либо есть обменный фонд, либо её нет. Что означает с точки зрения любой страны достижение технологического суверенитета? К примеру, в стране должна появиться второе производство, или же промышленность, то есть она должна опираться не на министерства, ведомства и корпорации, а непосредственно на свою команду разработчиков, на средние технологические компании и на институты. Это такие институты, которые нацелены на производство конечного продукта и создание рынка, а не на немедленное извлечение прибыли. Кстати, именно этой доли рынка в нашей стране отсутствует, но без нее технологический суверенитет недостижим. Теперь конкретно: для достижения технологического суверенитета просто необходима поддержка средне специальных образовательных учреждений – колледжей. Они сегодня сами себя могут обеспечивать, если для них создать благоприятные условия. А именно: помочь в приобретении современных мастерских, соответствующих современным требованиям и стандартам. Их сегодня там к сожалению, нет. Для этого нужна кооперация бизнеса и учебного заведения. Бизнес должен говорить какие нужны ему специалисты, а учебное заведение – какое ему нужно оборудование. Только в «дружбе» учебное заведение – колледж можно создать устойчивый технологический суверенитет на долгие годы.
Лыжина Надежда Петровна, Томская область, Директор Регионального центра развития образования, сопредседатель регионального штаба ОНФ.
Глава государства указал на важность решения задач, направленных на развитие фундаментальной и прикладной науки, использование этих решений в российской промышленности, фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях, а также сделал акцент на важности ранней профессиональной ориентации.
Для построения эффективной модели профориентации, выявления и развития способностей и талантов у школьников необходимо создавать развивающую, мотивирующую среду, насыщенную профессиональными пробами и практиками, позволяющую планировать карьерную траекторию с учётом профессий будущего, потребностей работодателей и интересов личности ребёнка.
Школьники, как можно раньше, должны иметь возможность получать опыт практического решения исследовательских и прикладных, научно-технологических задач, включаться в научно-технологическую повестку, встраиваться в производство и не только учиться разрабатывать проекты, но и создавать материальный продукт.
Речь идет о том, чтобы дети могли проходить практику непосредственно там, где ведутся научные исследования и прикладные разработки, осуществляется производственная деятельность. В связи с этим Региональный центр развития образования выступил с предложением создания школьного технико-внедренческого полигона на базе Томской особой экономической зоны, где может быть организована практическая деятельность талантливых ребят и резидентов ОЭЗ «от замысла к продуктовому результату».
И, конечно, очень важно, чтобы наша молодежь получала оценку своих профессиональных достижений, которые сегодня востребованы отраслями экономики. А это разнообразие всевозможных конкурсных мероприятий, о чем говорил Президент, с участием университетов, организаций СПО, научных центров, бизнеса, ведущих корпораций и производств страны. Таким ярким примером является всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» Фонда «Талант и успех».
Использование потенциала фундаментальной и прикладной науки в целях развития отечественной промышленности, на чем делает акцент Президент, требует коллективных усилий. В том числе и привлечение потенциала и ресурсов университетов для профориентации молодежи: занятия в лабораториях, совместная системная проектно-исследовательская деятельность ученых, студентов и школьников. У нас такое взаимодействие развивается и примером является деятельность научно-технологических студий «Уроки настоящего», создание Парка естественно-научного образования Томской области на основе взаимодействия: школа-вуз-научный центр-производство. Еще очень важно, чтобы плечо подставил бизнес. Совместно с предпринимателями мы проводим в регионе выездные предпринимательские школы, профильные смены-интенсивы, предпринимательские пробы. Но, вместе с тем, социальная ответственность бизнеса перед образованием должна повышаться. Если бизнес придет в школу как партнер на равных – это будет только способствовать продуктивному решению задачи подготовки востребованных кадров.
Наряду с этим нельзя забывать о духовном, нравственном, патриотическом воспитании молодежи. С нового учебного года во всех школах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговор о важном», где будут обсуждаться темы, волнующие ребят: отношение к своей Родине – России, её уникальной истории, богатой природе и великой культуре, нашим героям, исторической роли России в мире и многие другие. Сегодня это самая актуальная составляющая воспитания российских школьников и студентов.
Крюкова Анна Яковлевна, Республика Адыгея, Заместитель председателя Общественной палаты Республики Адыгея.
Технологический суверенитет – единственно возможный и необходимый путь развития нашей страны, и не только в условиях экономических санкций со стороны ” недружественных” государств. Просто санкции ускорили процесс. Правительство утвердило долгосрочный прогноз научно – технического развития России до 2030 года в котором обозначены основные направления развития фундаментальных исследований в области наук , применении их результатов в практике промышленности, социальной сфере.
Разумеется, что процесс этот потребует определенного времени, но в тоже наша страна имеет опыт решения проблем, которые создают некоторые государства по отношению к нашему государству. Видимо, введением санкций, они планировали быстрое разрушение экономики России, создание напряженности в обществе, но этого не случилось.
Технологический суверенитет будет достигнут, этот процесс будет развиваться через совершенствование системы образования, подготовки кадров, выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.
На встрече с победителями олимпиад в Калининграде наш Президент особое внимание уделил вопросу ранней профориентации школьников.
Определенные шаги в этом направлении делаются в Республике Адыгея. У нас как и в других регионах работает детский технопарк “Кванториум” и его филиалы в образовательных организациях республики . Он создан в рамках регионального проекта “Успех каждого ребенка” национального проекта “Образование”. Технопарк является уникальной площадкой для дополнительного образования детей и молодежи в сфере инженерных наук. Площадки “Кванториума” развивают направления , которые востребованы в республике.
Также в республике создан и успешно работает региональный образовательный центр “Полярис – Адыгея” для выявления и поддержки одаренных детей. Центр строит свою деятельность по модели образовательного центра “Сириус”, тесно сотрудничает с Адыгейским государственным университетом, Кавказским математическим центром. Главным в работе центра является выявление одаренных детей, максимальное раскрытие их способностей и поддержка.
Введение в школах уроков нравственных ценностей можно только приветствовать. Минпрос ответственно и оперативно готовит методические рекомендации по их проведению, что значительно помогает работе учителя, проводящего эти уроки. А эффект от уроков нравственных ценностей я уверена обязательно будет.
Ахмадов Тамерлан Тахирович, Чеченская Республика, корреспондент, экономист, эксперт в сфере закупок
экономист, эксперт в сфере закупок и эксперт по энергосбережению.
Технологический суверенитет стал базовой необходимостью для современного независимого государство. История последнего времени наглядно показало нам, что отставание в той или иной отрасли может привести к “шантажу” со стороны других государств. Российская Федерация имеет все возможности и большой исторический опыт для полного суверенитета во всех отраслях, главное планомерное, подконтрольная помощь тем отраслям, которые отстали, а так же развитие и поддержка науки со стороны государства.
Шмидт Сергей Федорович, Иркутская область, публицист, радиоведущий, Кандидат исторических наук, доцент, публицист, радиоведущий
Деглобализация еще в предыдущем десятилетии превратилась в полноценный мегатренд мирового развития. Россия сыграла не последнюю роль в становлении этого мегатренда, но она не единственный актор, запустивший процессы деглобализации или, иначе, ресуверенизации, усиления протекционистского вмешательства государственных властей в социально-экономические процессы.
Прежние казавшиеся рациональными мечты о том, что нефтегазовая страна в системе глобальной экономики с углубленным международным разделением труда и ослабленными межгосударственными барьерами может спокойно положиться на то, что научные и технические достижения останутся уделом стран с передовой экономикой, но их можно будет покупать на сырьевые доходы, поставлены на паузу.
На принципы «каждый сам за себя» и «позаботься о себе сам» ориентируется всё больше стран. Разумеется, в таком меняющемся, стремительно деглобализирующемся мире следует усиливать государственную заботу о собственной науке и собственных технологиях. И дело тут не только в конкретном международно-политическом конфликте России и Запада из-за Украины, а в общем направлении мирового развития.
Шиндяев Владислав Васильевич, Иркутская область. политконсультант, региональный эксперт “Центра общественно-политических, правовых и коммуникационных проектов”.
Я взял бы гораздо шире, о чем неоднократно отмечал Президент Владимир Путин в вопросах развитии фундаментальной и прикладной науки, частью которого и является технологический прогресс. В стране есть сильные академические институты, университеты, которые дают образования по самому широкому спектру естественно-научных знаний. В России действует Академия наук с большими традициями, заложенными еще при Петре I, и, конечно, ее Сибирское отделение. Мы понимаем, что это шикарная база, чтобы развивалась любая наука как для развития промышленности, новых сфер экономики и сельского хозяйства. Только в СО РАН работают институты, которые занимаются солнечной физикой, географией, геологией, органической химией, энергетикой и Байкалом, изучением биологии растений. Сейчас в науку пошла молодежь, а это значит, что этот потенциал создает огромный задел, чтобы России приобрела свой научный промышленный суверенитет.
Для этого у нас есть преценденты. Многие технологические разработки разрабатывались и разрабатываются в нашем Иркутском научном центре СО РАН. И многие разработки уже имеют только российский «след» и могут развиваться вне зависимости от других государств. При грамотном подходе и финансировании страна будет иметь все самое необходимое в научных направлениях, поэтому тема технологического суверенитета будет одной из самых актуальных.
Кобыскан Александр Степанович, Республика Башкортостан, Доцент БГПУ им. М. Акмуллы, кандидат филол. наук, Член Союза журналистов Республики Башкортостан и России, общественный активист, занимаюсь исследованием информационного пространства региона, дискурса, урботекста и семиотики городского пространства, корпоративных подъязыков.
Обеспечения технологической безопасности России можно добиться, если выполнить три условия:
Подвергнуть ревизии политику государства в отношении школ, колледжей и университетов. Работники образования должны получить значимый статус в обществе, а популярная идея об ужесточении требований к образованию должна коррелироваться с достойной оплатой труда педагогов и преподавателей.
Молодые ученые должны получать поддержку не только в грантовой форме, но и в виде конкретных социальных мер. Таким образом снизится «утечка мозгов» не только за рубеж, но и из профессии.
В технологическом секторе необходимо перенять опыт Японии и Китая. Заимствование разработок и их адаптация в реалиях отечественного промышленного производства позволит сделать серьёзный задел на будущее.
Силаева Зоя Владимировна, Республика Татарстан, Кандидат политических наук, Член Российской ассоциации политических наук, доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук Казанского федерального университета.
В сложившихся условиях, чтобы добиться реального культурного, научно-технологического и информационного суверенитета, необходима продуманная и системная работа в области образования и воспитания, начиная с дошкольников. Для этого надо понимать, с какими сложностями и трудностями мы сталкиваемся сейчас, почему ранее созданные и внедрённые программы не возымели успеха и чего мы хотим добиться в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Только после качественного анализа можно говорить о внедрении новых направлений работы, идей и механизмов их реализации. К сожалению, сегодня не все школьники понимают ценность знаний, которые в них вкладывают, многое им не интересно. Материальное доминирует над духовным, потребительское над производительным. Безусловно, сегодня важна ранняя профориентация всей молодёжи и работа не только с наиболее талантливыми ребятами, а и со среднестатистическими. Надо создавать условия для всех, развивать способности, которые есть в каждом.
Можно возобновить бесплатные кружки. Важно также, прежде всего, сформировать уважение к учителю, педагогу, поднять его авторитет, чтобы те же самые уроки правильных ценностей дали желаемый эффект. А пока мы видим текучесть педагогических кадров и в ряде регионов даже их нехватку. Необходимо увеличение набора в Вузы по целевым, значимым для государства программам, но в то же время необходимо и понимание важности тех или иных специальностей и со стороны будущих студентов. Выбор будущей профессии должен быть осознанным. Каждый должен работать по призванию и быть увлечённым своим делом. Надо понимать, что хорошего специалиста быстро подготовить нельзя, так или иначе, необходимо 5-9 лет. Поэтому к реальному, культурному, научно-технологическому и информационному суверенитету надо стремиться, но этот процесс не будет быстрым. А если не будет качественной системной аналитики современных сложных процессов, то все инициативы будут пробуксовывать и не приведут к желаемым результатам.
Камалов Рустем Ильдарович, Республика Татарстан, директор АНО “Волжско-Камский экологический центр”
Заслуженный эколог Республики Татарстан. Эксперт в вопросах охраны атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов.
Сильные регионы с развитым научно-технологическим комплексом – основа технологической независимости страны!
Значимую роль в формировании технологического суверенитета играют регионы с высоким научно-технологическим потенциалом, такие как Татарстан, у которого есть желание и компетенции для быстрого овладения критически важными технологиями. Республика с высокой концентрацией научно-исследовательских центров, со своей региональной научно-производственной спецификой должна стать опорным научным регионом для отработки модели научно-технологического развития в текущих экономических условиях санкционных ограничений.
Что же сделано и делается в республике? Разработаны Стратегия научно-технологического развития Республики Татарстан и «Государственная программа научно-технологического развития Республики Татарстан».
«Государственная программа научно-технологического развития Республики Татарстан» будет использована как единая базисная платформа для максимального привлечения инструментов государственной поддержки:
Федеральная программа «Приоритет 2030»;
Платформа университетского технологического предпринимательства;
Передовые инженерные школы;
Студенческие стартап студии и Студенческий стартап;
Кампусы международного уровней;
Научно-образовательные центры мирового уровня;
Инновационные научно-технологические центры;
Центр Трансфера Технологий.
В конкурсе на предоставление поддержки по созданию передовых инженерных школ (ПИШ) выиграли три университета: Казанский федеральный университет, ФГБОУ ВО “КНИТУ”, АНО ВО «Университет Иннополис», а также ПАО «Татнефть», которая создаст школу с Университетом ИТМО (г. Санкт-Петербург) на базе АГНИ (г. Адьметьевск).
Республика заняла второе место по результатам проведенной первой очереди конкурса «Студенческий стартап».
Для повышения уровня научно-исследовательской работы и качества образования, развития прилегающих к вузам территорий, культурного взаимопроникновения городской и университетской среды в стране ведется работа по созданию сети университетских кампусов. На конкурс поданы заявки на строительство межвузовского кампуса на территории КАИ в Казани, АГНИ в Альметьевске и КНИТУ в Нижнекамске.
Для реализации проектов Стратегии и государственной программы научно – технологического развития Республики Татарстан рассматривается вопрос создания ИНТЦ.
Среди перспективных направлений деятельности ИНТЦ предлагается выделить такие как: химия и нефтехимия, инновационная персонифицированная медицина, АгроТех, цифровая промышленность, инновационные транспортные системы,устойчивая энергетика.
В целях координации и мониторинга мероприятий, аналитического и методического сопровождения реализации комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, а также информационного сопровождения в республике создается Проектный офис по реализации «Государственной программы научно-технологического развития Республики Татарстан».
Таким образом, Татарстан активно включился в долгосрочную и очень важную работу по развитию научно-технологического комплекса, являющегося одним из главных драйверов экономического развития России.
Никитин Алексей Федорович, Пензенская область, кандидат исторических наук , преподаватель Пензенского государственного университета, Пензенской духовной семинарии.
В 1990-е гг. геостратегические противники России постарались лишить нас всего того, что соответствует статусу сверхдержавы. И в первую очередь разрушению подверглись высокотехнологичные производства и обслуживающие их научные структуры. Если бы при В.В. Путине не удалось восстановить часть этого потенциала, не привлекая при этом особого внимания Запада, то в нынешнем с ним столкновении мы имели бы чрезвычайно уязвимые позиции. Наши высокие технологии являются щитом современной России, и их развитие жизненно важно для нашей страны.
Кузменкин Владимир Иванович, Новосибирская область, журналист, аналитик.
Вопросы о технологическом суверенитете и ускорении нашего развития конечно, являются сегодня важнейшими. Нельзя сказать, что задумались над этим только сегодня, но осознание того, что рубикон пройден, появилось недавно, когда западный мир вступил в жесткую конфронтацию с Россией. Стало ясно, что разговоры про новый технологический уклад и инновационные тренды вовсе не то же самое, что кропотливая работа, направленная именно на укрепление технологического суверенитета страны.
Ответы ищут. Недавно в Новосибирске прошел VII Всероссийский молодежный научный форум «Наука будущего — наука молодых» (18+), где шла речь и о перспективных направлениях и о привлечении молодежи в науку. Форумы важны, но сейчас наибольшее значение приобретают именно практические шаги. Например, в прошлом году визит в Новосибирскую область премьер-министра Михаила Мишустина как раз оставил практический след. Премьер дал конкретные поручения по развитию направлений исследований и разработок. Речь шла и о строительстве кампуса мирового уровня для НГУ, и о трудоустройстве и обеспечении жильем молодых ученых, развитии специализированных учебно-научных центров, обновления приборной базы ведущих научных организаций. Хороший пример – знаменитая новосибирская физматшкола, которая сейчас называется СУНЦ НГУ(Специализированный учебно-научный центр Университета).
Уроки правильных ценностей – вещь хорошая, но практика будет иметь большее значение: истории успеха, отечественное первенство в важнейших направлениях, тесные контакты с научными организациями в настоящее время кажутся более приоритетными.
Рузаков Игорь Олегович
Свердловская область
Сопредседатель партии “Зелёные”, член Избирательной комиссии Свердловской области.
Много лет работаю в партии “Зелёные”, 30 лет общего юридического стажа, адвокат.
Технологический суверенитет России не просто достижим, а обязателен и является одним из ключевых преимуществ в стратегическом восприятии конкуренции цивилизаций. Мы имеем ресурсную, пока ещё (увы, не в полной мере) научную базу, необходимо восстановить систему профтехобразования, отладить во многом порушенное в связи с “болонизацией” высшей школы и… Много что нужно, но ключевые моменты есть в наличии. Нужна политическая воля и на федеральном, и на региональном уровнях. Ну и подумать о правовой защите уже наших ниокр. Пока их так и продолжают хищнически вывозить в светлых головах наших молодых и не очень учёных. Проще говоря, пока актёры, футболисты и прочая наиважнейшая (непонятно для кого) публика щедро живёт на бюджетные средства, учёные с практическим опытом бегут из вузов и госорганов в корпорации. И это в лучшем случае.
Володина Наталья Анатольевна, Пензенская область, профессор кафедры “Государственное управление и социология региона” Пензенского государственного университета.
Изменения, происходящие в современном обществе и связанные с модернизацией всех сфер жизнедеятельности человека, действительно стремительны и требуют столь же быстрого осмысления. Это довольно сложно, так как спектр изменений очень широк: это и представления общества о безопасности и качестве жизни в связи с климатическими и экологическими факторами, и изменение политических и экономических границ, и внедрение инноваций в сфере информационных технологий. Все перечисленные факторы прямо или косвенно способствуют преобразованию прежних и появлению новых профессий. Очевидно, что именно профессионалы способны обеспечить развитие и в технологической, и во всех других сферах. В связи с этим приоритетом должно стать образование на всех его этапах. Образование должно быть системным и соответствовать современному запросу общества. Образование должно быть непрерывным – существует необходимость своевременного постоянного обновления содержания образования, форм и методов работы на всех образовательных ступенях. Образование должно быть всесторонним, что обеспечит человеку возможность выбора сферы своей профессиональной деятельности. А по отдельным направлениям необходимо работать на опережение социального запроса.
Шмелева Елена Владимировна, Тульская область, рРуководитель регионального отделения Общероссийского общественного движения “Народный фронт “За Россию”.
Те темпы, которые Россия наращивает в развитии промышленности, науки, фармацевтики, медицины, сельского хозяйства приведёт ее к приобретению технологического суверенитета ближайшее время. Открываются новые факультеты и вузы, осуществляется поддержка высокотехнологичной сферы предпринимательства. Эти меры поддержки должны быть комплексными, начиная с профориентации в школе, подготовки кадров, а также их мотивации, заканчивая поддержкой учёных, бизнеса, производства. Сможет ли Россия?! Для жителей нашей страны нет ничего невозможного!
Рева Екатерина Константиновна, Пензенская область, заведующий кафедрой “Журналистика” ПГУ, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой “Журналистика” Пензенского государственного университета, председатель Общественного совета при Департаменте информационной политики и СМИ Пензенской области.
Технологический суверенитет России возможен при условии, что отечественная технологическая политика будет направлена на развитие российского станкостроения и ускоренного создания высокотехнологичных производств, которые обеспечат основные потребности ключевых секторов экономики.
В связи с этим среди важнейших направлений науки можно назвать IT-сферу, науки о материалах.
Считаю, что в нашей стране немало делается для выявления талантливой молодежи. Это и проведение конкурсов и олимпиад, и возможность проходить обучение в крупных образовательных центрах. При этом следует повысить информированность школьников о проводимых мероприятиях, направленных на определение и развитие их потенциала.
Уроки правильных ценностей нужны и могут быть эффективными. Но многое будет зависеть не только от качества учебной программы таких занятий, но в еще большей степени от личности педагога, его истинных убеждений, идеалов, морального облика, умения общаться с детьми на самые разные темы, выходящие за пределы школьных предметов.
Муравский Ярослав Дмитриевич, Тульская область, член Общественной палаты Тульской области, директор АНО “Главная дорога”, член Совета Благотворительного фонда “Не молчи”.
Профессиональная ориентация в нашей стране достаточно острый вопрос. По моему мнению нужно начинать со школы, необходимо показывать, рассказывать и вовлекать детей в профессии. В системе высшего образования возможно пересмотреть некоторые специальности согласно современным требованиям.
Технические успехи и прорывы можно совершить при создании комфортной среды для школьников, студентов и тех, кто уже работает в данной сфере. Нам нужно развивать аналог Силиконовой долины, какой-то глобальный центр новых технологий, чтобы молодежь стремилась попасть туда и работать во благо.
Симонова Елена Викторовна, Тульская область, профессор, доктор ист. наук, профессор, руководитель Центра региональных исторических исследований ТГПУ им.Л.Н.Толстого, член Общественной палаты Тульской области.
В основе прогресса лежат технологии. Они нужны во всех сферах жизни – от на первый взгляд, элементарного – строительных инструментов до высокотехнологичных сфер – медицины и космоса. Стратегическое превосходство в научных разработках и, главное, их внедрение в производство и в жизнь – залог успеха развития нашей страны. Это большая задача. Важно решать ее системно. Здесь нужны и система подготовки кадров (как, на первый взгляд, это своеобразно не звучало – начинать надо с детского сада), и финансирование, и укрепление существующих и развитие новых научных школ, поддержка фундаментальных научных исследований.
На мой взгляд, Россия, может добиться технологического суверенитета в ближайшее время. Основа есть – конструкторские бюро, и действующие научные коллективы. А для ранней профориентации молодежи нужно развивать уже созданные Технопарки, Кванториумы, тематические игровые площадки, сеть специализированных школ и программ дополнительного образования и т.д.Главное, чтобы эта работа не была формальной, а выполнялась с душой (тут другая проблема – вериги, которые тащат на себе учителя – отнимающая силы формализация и бюрократизация (вроде бы как и борются с этим, но ещё не побороли). А правильные ценности формируются не на уроках, а только примерами, правилами жизни и поведения в процессе совместной деятельности, повседневной жизни (полезной деятельности, проведения досуга). Верю, что поставленные задачи будут выполнены, потому как потенциал для их решения есть.
Московский Валерий Евгеньевич, Тульская область, директор волейбольного клуба “Тулица”, член Общественной палаты Тульской области.
Невозможно переоценить важность решения задач, связанных с фундаментальной и прикладной наукой, максимально продуктивного их применения в российской промышленности, науке, фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях. На открытом уроке в Калининграде Владимир Путин подчеркнул жизненную необходимость реализации данной программы и то, что на неё заложено очень серьёзное финансирование. Так же Президент страны акцентировал внимание на ранней профессиональной ориентации и выявлении талантливой молодёжи. “Чем раньше, тем лучше”, – подчеркнул он. В очередной раз подчёркнута была важность поддержки российских военных – участников специальной военной операции на Украине со стороны общества, молодых людей. И уроки с акцентированием на правильных ценностях, исторической правде и величии русского народа, которые по поручению Президента будут еженедельно проводиться в школах, – крайне важное и своевременное решение.
Бобунова Людмила Михайловна, Брянская область.
В основе технологического суверенитета лежит образование и подготовка кадров. Чем раньше мы начнём готовить своих детей к определённой профессии, тем увереннее они войдут в свою взрослую жизнь. Конечно, не все смогут поступить в высшие учебные заведения и сделать карьеру учёных, многие состоятся, как квалифицированные работники среднего звена, в рабочих профессиях. А вот с этим, на мой взгляд, сейчас есть небольшая проблема. Было время, когда закрыли многие училища, где готовили каменщиков, плотников, газоэлектросварщиков и т.д. Отсутствие рабочих кадров на рынке труда уже доказало ошибочность такого решения прошлых лет. Сейчас ситуация выправляется.
Думаю, нужно проводить больше конкурсов, олимпиад, чтобы выявлять талантливых детей и помогать им продвигаться дальше, поддерживать их интерес к научной деятельности, к совершенствованию своих умений. Да, многое уже делается в этом направлении, и это радует.
В День знаний в Унече Брянской области в техникуме отраслевых технологий и транспорта им. Героя России А.В.Рассказы открыли новые учебные прекрасно оборудованные мастерские, где будут проходить, в том числе, и соревнования в рамках региональных этапов чемпионата «WorldSkills». Это престижное состязание молодых специалистов стало у нас популярным и многие стремятся завоевать право участвовать в нём.
По роду своей деятельности мне часто приходится общаться с молодыми людьми. У нас замечательная молодёжь, пытливая,смелая, патриотичная. Уверена, что Россия сможет стать лидером по ключевым направлениям в науке и сможет добиться технологического суверенитета. Все предпосылки для этого есть.
Гимадутдинов Айрат Фердинандович, Республика Татарстан, управляющий партнер Аудиторско-консалтинговой компании “Кроу Аудэкс”, председатель Комиссии по вопросам экономики Общественной палаты Республики Татарстан.
Способна ли Россия добиться технологического суверенитета в ближайшее время? Вариантов нет, Россия должна его добиться. При этом необходимо правильно выбрать приоритеты, следование которым даст максимальный эффект, закроет первоочередные нужды страны. А в остальном, понимая, что за короткий промежуток времени невозможно объять все сферы, наладить продуктивное сотрудничество с “дружескими” странами. У каждой из которых тоже есть чему поучиться. На сегодняшний день наиболее актуально, на мой взгляд, развитие прикладных наук, тех направлений, которые будут востребованы бизнесом, экономикой. В том числе, в части импортозамещения.
В деле ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят важную роль призваны играть различные детские центры развития по интересам – робототехники, программирования, моделирования и т.д. Необходимо поддерживать и популяризировать их работу, расширять направления деятельности. Уроки правильных ценностей необходимы, их введение назрело давно. Но прежде необходимо поднять статус учителя в школе. К сожалению, в последнее время, авторитет учителя снизился, многие родители обращаются часто с ним как со слугой. А учитель должен иметь права ставить на место таких родителей, которым, возможно, самим не привили правильных ценностей.
Борисов Денис Алексеевич, Новосибирская область, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ.
Слушая выступления разных наших чиновников, складывается впечатление, что многие из них воспринимают технологических суверенитет как отметку на воображаемой шкале государственных достижений. Отсюда технократы начинают всё примитизировать до набора показателей, а достижение технологического суверенитета превращается в очередное начётничество: проставить галочки и красиво отчитаться. Всё это, безусловно, связано с карьерой конкретного чиновника, но очень слабо соприкасается с интересами государства.
Технологический суверенитет – это часть нашего общественного процесса, которая отвечает за развитие нашего общества через способность понимать и работать на фронтире современного научного знания. В основе этого процесса человеческий капитал и вложения в него. А теперь просто обратимся к цифрам, которые выделяются у нас на науку и образование, а цифры по оттоку молодых ученых видели?! В общем количественные показатели не в пользу нашего технологического суверенитета, если мы хотим реально продвинуться в этом направлении, то самое время пересмотреть бюджетную политику в области науки. Где ипотека для преподавателей и учителей под 0,01%?
Общественный процесс – это растянутое на длину человеческой жизни явление, который не может решаться только в проектном формате как это хочет видеть большинство наших государственных менеджеров: выделить сумму на строительство какого-нибудь “супербобазера” и с помпой разрезать ленточки. Вот пример из недавней проектной работы в медицинской сфере, когда закупили кучу томографов для поликлиник (по каким ценам и кем – это отдельная тема), только в регионах они простаивают, потому что специалистов для работы на этих томографах нет. А где специалисты?! Уехали в Германию. Почему? Потому что в родной стране дипломированному рентгенологу платили 35000 рублей, для сравнения в такси водитель получает в среднем 60!
Ранняя профессиональная ориентация детей – это хорошо, но не за счет среднего школьного образования. В средней школе нужно отменят любую профилизацию, ибо современное знание строится на стыке наук, носит междисциплинарный характер, а значит требуются специалисты с широкими познаниями в разных сферах жизнедеятельности. Наши школьные выпускники должны одинаково уметь и в математику и в биологию и в литературу и в историю, иначе хорошим учёным не станешь. В конце концов ранняя, профилизация противоречит биологическим процессам, поскольку мозг человека развивается до 25 лет, а значит молодой человек не может даже до конца университета быть уверенным в том, кем он хочет стать. Государство, навязывая ему только один путь развития, ограничивает будущие возможности.
Главная задача государсва повышать средний уровень начального, школьного и высшего образования повсеместно – это единственный путь к технологическому суверенитету, акцент должен быть на середниках, а таланты не надо искать, они сами себя найдут, Михаила Ломоносова никто не искал, он сам в лаптях пришёл.
Голосовский Алексей Владимирович, Ростовская область, исполняющий обязанности главы Администрации Куйбышевского района.
Занимаемая должность – исполняющий обязанности главы Администрации Куйбышевского района, Ростовская область
Реалии сегодняшнего дня таковы, что ранняя профориентация школьников – залог успешного будущего страны. Детей следует как можно раньше приучать к мысли о выборе профессии и важности профориентирования. Многие дети по разным причинам затрудняются с выбором, тонут в море и мире профессий.
Как часто школьник идет по проторенной дорожке, выбирая в профессиях то, что престижно, то, что денежно, или следуя наставлениям родителей. Это приводит к апатии и равнодушию на работе, к неэффективности выбранного ремесла, частой смене места работы. Поэтому самоопределение в профессиональной деятельности так важно.
Необходимо использовать больше оригинальных приемов профессионального самоопределения молодежи, особенно находящейся в группе риска. Современная жизнь, полная большого количества информации, автоматизированных процессов, требует от молодого поколения универсальных навыков. Сегодня мало быть хорошим специалистом, надо уметь подать себя, презентовать собственные умения и таланты в условиях повышенной конкуренции.
Не нужно забывать, как сильно влияет взгляд родителя на представления о выборе профессии сына или дочери. Дети принимают их точку зрения. Поэтому родителям так важно быть объективными.
В идеале родители должны помогать учителю, мастеру, классному руководителю и проводить раннюю профориентацию в условиях семьи. Родители презентуют детям профессии, понятные и подходящие им самим, не делая скидку на особенности и таланты собственного чада. Родители должны помогать и направлять его исследования в области будущей профессиональной деятельности.
Также актуален вопрос о выборе профессии сельскими школьниками. Они подчас бывают весьма талантливы. С детства помогают родителям, осваивая большое количество практичных профессий, связанных с сельским хозяйством, растениеводством, животноводством. Ремесла более интеллектуальные бывают недоступны для них практически. Не нужно лишать выбора учеников сельской школы, а с помощью видео, экскурсий, в том числе виртуальных, в городские фирмы и предприятия дать возможность им ознакомиться со всеми профессиями.
Еще Сенека сказал: «Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». И нашим детям нужно помочь поймать попутный ветер!
Сухоленцева Елена Николаевна, Орловская область, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ФГБУ ВО ОГУ имени И.С.Тургенева, эксперт от Орловской области.
Безусловно, ранняя профориентация возможна уже в подростковом возрасте. На базе школ необходимо во внеурочной деятельности знакомить ребят с ключевыми направлениями промышленности, науки, фармацевтики, медицины,сельского хозяйства и др. Диагностируя направленность деятельтности учеников,возможно помочь им выявить творческие способности и таланты. Благодаря участию детей в конкурсах различной направленности возможно выявить талантливых ребят и в дальнейшем использовать их потенциал для развития технологического суверенитета России.
Ярошенко Светлана Николаевна, Брянская область, учитель общественных дисциплин.
Учитель общественных дисциплин в МБОУ СОШ № 3 г. Суража Брянской области, учитель высшей квалификационной категории
Безусловно, Россия может добиться технологического суверенитета, ведь у нас есть все ресурсы и человеческий потенциал. А чтобы потенциал человека развивать необходимо думать о нашей современной молодежи. С этой целью и проводятся различные конкурсы, конференции и другие мероприятия по выявлению талантливых детей. Их необходимо выявить, развить их способности и направить в нужное русло.
Игнатов Алексей Сергеевич, Тульская область, политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования “ИГНАТОВ консалтинг”, автор книги по технологии организации работы депутатов и политиков «Электоральная машина действующего депутата». Сайт www.ignatov.info
Абсолютно согласен с Президентом! Более того, у нашей страны есть все возможности добиться интеллектуальной и технологической независимости. Это не означает, что Россия должна закрыться от всего мира. Мы можем и должны сотрудничать со всеми странами.
Но при этом мы не должны критически зависеть от чужих технологий и товаров. У России все основные технологии и производства должны быть своими! И для достижения этой цели нам очень нужен капитальный ремонт системы российского образования.
Повторейко Анастасия Викторовна, Псковская область, главный врач ГБУЗ ПО “Псковская областная инфекционная клиническая больница”, депутат ПОСД.
Сейчас мы живем в период глобальных перемен, но перспектива глобализация в будущем наоборот видится всё меньше и меньше. Объединение всего мира, бесспорно, даёт плоды заработка и культурно – социального развития. Однако, сильным становится абстрактный доллар или ещё более неосязаемая криптовалюта, а государства – участники глобальной интеграции становятся слабыми в смысле комплексного подхода к внутренней стабильности. Всегда существует страх оказаться ничем и нигде, если остальные страны по какой то причине решат, что ты не тот, кто должен быть в обойме. Даже не из-за этого, а по причине национальных, духовных, исторических ценностей и долга, всё чаще государства готовы выбрать другой путь. И вот здесь технологический суверенитет – это как истина и главный фундамент для строительства пока слабого в новой для него системе координат, строя.
Основой богатства и безопасности теперь будет являться возможность производить большую часть товаров и услуг вне зависимости от влияния политики других стран. В свою очередь, такое состояние экономики и осмысленный подъем тяжелой и лёгкой промышленности станет возможным, только благодаря кардинально новому подходу к подготовке кадров. Технологический прогресс могут двигать учёные и технические профессии, а также схожие с ними специалисты IT. В перспективе произойдет выравнивание профессий после крена в сторону юристов, экономистов и менеджеров.
Если все будет успешным и рост производства достигнет больших масштабов, внутренний рынок, конечно, будет мал. Однако, если торговля с другими государствами станет нежелательной или невозможной, то для поддержания на плаву на помощь может прийти старая добрая система бартера без курсов и обвалов.
Президент РФ Владимир Путин сказав, что Россия должна добиться технологического суверенитета, по сути, определил единственно возможный курс развития страны на предстоящий период. Различием и духовной основой достижения этой задачи является то, что раньше мы хотели быть с западом из-за его развитого производства и всего, что за этим следовало, а сейчас, будем развивать свои технологии, как религию понимая чуждые западные ценности и, соответственно, угрозы нашей безопасности.
Синичникова Тамара Геннадьевна, Омская область, член Общественной палаты Омской области, Председатель Омского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации “Союз женщин России”
Член комиссии по социальной политике, развитию здравоохранения и демографии Общественной палаты Омской области, Член комиссии по вопросам науки и образования Общественной палаты Омской области. Родилась 11 июня 1952 года в Сахалинской области. В 1974 году окончила Омский государственный педагогический институт имени А.М.Горького по специальности “Русский язык и литература”. Директор общеобразовательного учреждения “Гимназия № 26”. Председатель Омского областного отделения общественной организации “Союз женщин России”. Под руководством Синичниковой Т.М. ежегодно проводятся благотворительные акции “Материнское сердце”, “У России не чужих детей”, “Помоги сельской школе”, “Вдовы России”. Участвовала в Международном проекте “Женщины за выживание планеты”, разработке Программы деятельности Союза женщин России “Равенство, Развитие. Мир в XXI веке”.
Имеет звания Отличника народного просвещения и заслуженного учителя РФ, медаль “За заслуги в просвещении”. Награждена: Почетная грамота Председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей Е.Ф. Лаховой; Памятная медаль Союза женщин России; Почетная грамота Министерства труда и социального развития Омской области; Благодарность Политсовета Омского регионального отделения Всероссийской политической партии “Единая Россия”, Почетная грамота Общественной коалиции Омской области, Благодарственное письмо Правительства Омской области, знаком отличия “За служение Омской области” III степени.
Патриотизм – это очень широкое понятие, и рассматривать его следует под разными углами: речь можно вести и о природе, и об искусстве, и о науке, и о значимых исторических событиях, и о ценностях российского общества. В свете сказанного нужно отметить, что тематика введённых с началом нового учебного года классных часов весьма разнообразна и интересна. Актуальная сегодня форма диалога позволит ученикам быть не просто слушателями и зрителями, а активными и вовлеченными участниками дискуссий на предложенную тему. Некоторые критикуют идею “Разговоров о важном”, видя в них навязанную пропаганду. Однако учителя находят в данной внеурочной деятельности неоспоримые плюсы: родителям в свете их занятости нечасто удаётся пообщаться с детьми о важных вещах, в том числе о любви к Родине. Так что в руках неравнодушных педагогов такая серия классных часов – ценный инструмент воспитания молодого поколения.
Минахметов Динар Захидович, Республика Татарстан, генеральный директор ООО “Таймас-групп”, предприниматель с 14-летним стажем. Компании: Таймас-групп, Итель.рф, Sekvoiya. Строительный бизнес (Москва, Казань, Ижевск, Н. Челны). Инвестиции.
У нашей страны большой потенциал в сфере технологического будущего. У нас есть и знания, и прошлый опыт, и, что немаловажно, ресурсы. Да, в данный момент времени многие составляющие для высокотехнологичного оборудования мы импортируем, и в условиях санкций в этой связи возникло много проблем. Ситуация в мире показала острую необходимость в развитие собственного производства. Мы увидели много свободных ниш. Для начала сейчас важны для нас базовые человеческие потребности, а именно, медицина и все, что с ней связано, продуктовая отрасль, одежда, а дальше – робототехника и космос.
Чтобы Россия приобрела технологический суверенитет, нашему правительству необходимо обеспечить условия для предпринимателей в виде дополнительный инвестиций, в первую очередь, в стратегически важные отрасли, а также обязательно предоставить предпринимателям льготные кредиты с пониженными ставками на европейском уровне (до 5%) и выделение грантов. Это дополнительные меры к тому, что сейчас нам необходимо выявлять перспективных и талантливых специалистов, и эти самые специалисты должны весомым образом поощряться. И, кстати, своевременное привитие патриотизма и ценностей нашего народа молодому поколению также будет способствовать развитию технологий в России, так как будет меньше “утечки мозгов”. При должном уважении и поддержки со стороны государства людей, занятых в сфере науки и разработок, мы преодолеем этот кризис гораздо раньше.
Процесс глобализации, который наблюдался очень долгое время во всем мире, с одной стороны, сделал многие вещи удобными. Не тратясь на развитие серьезного производства, мы спокойно обходились импортируемыми компонентами для своих нужд. Но мы стали во многом зависимы. А любая зависимость заставляет как людей, так и страну идти на компромиссы, уступки, даже в ущерб собственным интересам. Также мы не можем быть “завтра” уверены в дружественных нам “сегодня” странах . Нам необходимо стремиться к независимости от кого бы то ни было. Процесс этот долгий. Но чем раньше начнем в этом направлении двигаться, тем быстрее приблизимся к цели!
Агапов Олег Дмитриевич, Республика Татарстан, советник ректора по стратегическим инициативам, доктор философских наук, профессор.
Динамика развития России в Новое и новейшее время тесно связано с развитием высшего образования, начиная с XVII – XVIII вв. (1686 г. – Славяно-греко-латинская академия, 1724 г. – Российская академия наук, 1755 г. – Московский университет). Новый виток развития страны ее государственный суверенитет с социально- экономической, технологической, военно -политической философско-теологической, научной, социокультурной составляющей может обеспечить только высшее образование и наука. Вне совместного развития социальных, гуманитарных и технологических инноваций невозможно создать Россию отвечающую на исторические вызовы Современности. Президент Российский Федерации в своей лекции в серии “Разговоров о важном” справедливо связывает технологический суверенитет с новых укладом страны. Разумеется, если будет создана система преемственности между учёными, конструкторами, инженерами Россия сможет стать страной опережающего социально-технологического развития.