Единство целей при разнообразии мнений: Госсовет Татарстана отмечает 30-летний юбилей

Фото: Владимир Васильев / «РТ»

Тридцатилетний юбилей отметит 30 марта парламент республики. Накануне знакового события Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин рассказал о важнейших законодательных решениях, во многом определивших облик современного Татарстана. А также о том, как пишутся законы и почему сегодня возрастает роль парламентариев во всем мире.

Единство целей при разнообразии мнений: Госсовет Татарстана отмечает 30-летний юбилей

НАШИ ПОДХОДЫ ПРИЗНАНЫ ОПЕРЕЖАЮЩИМИ

Фарид Хайруллович, тридцатилетие парламента – важное событие в жизни Татарстана. А что означает эта дата для вас лично – для человека, который более 30 лет стоит у руля татарстанского парламента?

– Прежде всего, это знаковый этап в вековой истории татарстанского парламентаризма. За прошедшие 30 лет фактически была написана новейшая история республики, сформирован правовой каркас социально-экономических успехов Татарстана, межнационального и межконфессионального мира и согласия, единства многонационального народа.

Безусловно, всё это стало возможным благодаря правовому фундаменту, заложенному Верховным Советом ТАССР, а до него – Центральным Исполнительным Комитетом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Именно в 1990-е годы под руководством Минтимера Шаймиева была создана особая, я бы сказал уникальная, татарстанская модель социально-экономического развития, сформированы правовые основы современной государственности республики. Была принята Декларация о государственном суверенитете Татарстана и Конституция республики. Фактически с нуля мы сформировали позитивный международный имидж Татарстана. Сегодня о республике знают на всех континентах планеты.

Татарстан всегда считался регионом, в котором сформирована одна из самых прогрессивных систем законодательства. Наши подходы были признаны опережающими, а позднее – модельными, и республиканские законы, принятые в те годы, нередко становились основой для разработок федеральных.

В 1990-е годы была заложена еще одна крепкая традиция татарстанского парламентаризма – выверенный баланс и слаженная работа всех ветвей, уровней и органов власти в единой команде.

Раис Татарстана Рустам Минниханов присутствует на всех заседаниях Государственного Совета. Ежегодно парламент республики разрабатывает план реализации положений Послания Раиса республики Государственному Совету. Идет активная работа депутатов в рамках предоставления Отчета Правительства, обсуждения докладов руководителей территориальных отделений федеральных ведомств. Налажено тесное взаимодействие с татарстанской депутацией в Госдуме, профильными комитетами и фракциями в муниципальных советах. Такая командная работа дает свои результаты. Самое правильное решение может быть найдено только совместно. В этом я уверен.

Тридцатилетие Государственного Совета – важное событие и лично для меня, поскольку большая часть моей трудовой биографии связана с депутатской деятельностью. Что значит работать депутатом? В первую очередь, выражать и законодательно защищать интересы избирателей, слушать и слышать людей, учитывать при принятии решений мнения всех граждан, переплавляя их волю в Закон.

Помню слова своего отца Хайруллы Динкаевича, участника Великой Отечественной войны, ответственного партийного работника, который нередко говорил: «Можно научиться работать с механизмами, но самое трудное – работать с людьми, убеждать их, вести за собой, работать на результат, не считаясь со временем». Его слова во многом стали моим жизненным кредо. Надеюсь, я смог оправдать его наказы.

– Как формировался Госсовет первого созыва? С чем связано переименование Верховного Совета в Государственный Совет? И только ли это переименование?

– Нет, конечно. В середине 1990-х годов, с принятием новой Конституции России и республик в ее составе, уставов регионов был уточнен правовой статус. Сменились названия и механизм формирования органов представительной власти. Практическое воплощение на всех уровнях получил базовый принцип правового государства – разделение и баланс властей. В 1994-1995 годы в субъектах Российской Федерации прошли выборы в обновленные региональные парламенты. Так что свои тридцатилетние юбилеи в этом году отмечают многие региональные парламенты.

Первое заседание Госсовета первого созыва состоялось 30 марта 1995 года. Впервые в истории татарстанского парламентаризма высший законодательный орган власти перешел на «профессиональную основу», был образован постоянно действующий, так называемый «малый парламент», в состав которого вошли 39 депутатов. Он заседал, как правило, по средам. Появилась возможность оперативного рассмотрения вносимых законопроектов, создания по мере необходимости рабочих групп.

Депутатами Госсовета первого созыва были избраны 130 депутатов: 69 – по территориальным и 61 – по административно-территориальным одномандатным округам.

В дальнейшем, к третьему созыву мы сменили данный механизм на пропорционально-мажоритарную систему, при которой выборы проходят по партийным спискам и одномандатным округам. Ее придерживаемся и поныне.

Председателем Госсовета РТ первого созыва был избран Василий Лихачев. Его заместителями – Зиля Валеева и Ренат Харисов, Секретарем – Нурсиня Абдрашитова. Всего было образовано семь постоянных комиссий и Комитет парламентского контроля, его первым председателем стал Сергей Кирилов.

Государственным Советом первого созыва проведено 95 заседаний, в том числе – 23 пленарные сессии. Парламент принял 146 законов, более 2,3 тыс. постановлений. Деятельность депутатов в двух режимах – пленарные сессии и заседания малого парламента – определяла напряженный характер работы его Президиума, который провел 83 заседания. Было рассмотрено 800 вопросов и принято более тысячи постановлений.

ТАТАРСТАН ПРЕДЛОЖИЛ СВОЙ ПУТЬ «МЯГКОГО ВХОЖДЕНИЯ В РЫНОК»

– Какие первые законодательные инициативы были у депутатов Госсовета?

– Конец 1990-х годов был непростым временем для экономики и социальной сферы республики. Шла приватизация, происходили важнейшие сдвиги в вопросах собственности. Татарстан предложил свой путь «мягкого вхождения в рынок». Парламент республики вместе с органами исполнительной и муниципальной власти оперативно реагировал на кризисные моменты, принимал законы, которые помогали решать задачи. Одними из первых в республике были приняты Земельный кодекс, законы о недрах, о нефти и газе. Также был принят блок законов социальной направленности, в частности республиканский закон о целевом налоге для ликвидации ветхого жилья. Фактически именно с принятия этого закона началась реализация уникальной программы ликвидации ветхого жилья, во многом изменившей внешний облик республики. Программа, как вы помните, стартовала по инициативе первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева и не имела аналогов в России. За девять лет действия программы было построено порядка 1,7 тыс. жилых домов общей площадью более 2,6 млн кв. м. Из трущоб в благоустроенные квартиры переехали около 45 тыс. семей. В финансировании программы приняли участие свыше 35 тыс. предприятий и организаций.

Еще один резонансный документ, принятый Госсоветом первого созыва, – Земельный кодекс. Рассмотрение этого документа дало старт обсуждению земельной реформы в республике. Он был принят 10 июля 1998 года, в то время как Земельный Кодекс России вступил в силу лишь в 2001 году.

– Какие из принятых Госсоветом за 30 лет законов вы считаете наиболее знаковыми?

– Всего за три десятилетия депутатами шести созывов было принято более 2,5 тыс. законов, из них треть – базовых. Сложно выделить наиболее важные. Могу назвать те законодательные решения, в которых наша республика стала «пионером».

Так, Татарстан одним из первых принял закон об обращении граждан. Мы на законодательном уровне прописали механизм работы с обращениями граждан и трудовых коллективов, порядок их рассмотрения, регламент приемов заявителей, ответственность должностных лиц за нарушения. С тех пор негласно в республике каждый вторник – это день приема жителей. С обращениями работают как парламентарии, так и органы исполнительной власти. Только в прошлом году в Госсовет поступило более 10 тыс. обращений.

В 2007–2009 годах прошла кодификация законов. В республике приняли Избирательный, Семейный, Экологический кодексы, а также Кодекс об административных правонарушениях. В едином нормативно-правовом акте были объединены по принципу «одного окна» все законы, регулирующие ту или иную сферу жизни республики.

Среди знаковых могу обозначить Стратегию социально-экономического развития Татарстана до 2030 года, принятую в статусе закона. Что касается отрасли сельского хозяйства, то здесь резонансным стал закон о господдержке личных подсобных хозяйств, который дал новый толчок развитию фермерского движения и частично решил вопросы занятости сельчан.

Депутаты рассмотрели большой блок конституционных законов. Хотя законы о государственных символах республики были приняты Верховным Советом ТАССР, именно Госсовет утвердил текст гимна Татарстана.

Вносились изменения и в Конституцию республики. Значительная их часть была направлена на актуализацию положений, регулирующих систему органов власти, их полномочия, координацию их взаимодействия. Кроме того, были расширены социальные гарантии.

Социальная сфера традиционно находится под пристальным вниманием парламентариев. Ежегодно Госсовет Татарстана принимает социально-направленный бюджет, более 70% расходной части направляется на образование, здравоохранение, культуру, льготы и субсидии гражданам… Оказывается поддержка и бизнесу, предоставляются налоговые преференции и льготы.

Я ПОБЫВАЛ ПО ОБЕ СТОРОНЫ «БАРРИКАД»

Вы были депутатом Верховного Совета, и уже шесть созывов возглавляете Государственный Совет. Какой период вам запомнился больше всего?

– Каждый созыв парламента по-своему интересен и уникален, ведь законотворчество всегда отвечает запросам времени. Так, время работы Госсовета первого созыва – это период упреждающего законотворчества, решительных шагов по реформированию экономики, адресной социальной защиты населения. Развивая и уточняя конституционные, договорные положения, законы помогали решать конкретные, практические задачи, возникавшие в то непростое время. Я говорю об этом со знанием дела, поскольку побывал по обе стороны «баррикад»: и в качестве Премьер-министра, и Председателя парламента.

С накоплением законотворческого опыта совершенствовались и формы работы парламента. Была создана Комиссия для идентификации республиканских законов и постановлений Госсовета на татарском и русском языках, введен институт «Правительственных» часов, законодательно утверждена должность Уполномоченного по правам человека.

В период работы Госсовета второго созыва произошло укрепление вертикали власти и гармонизация российского правового поля. В третьем созыве после проведения Съезда народов Татарстана большое внимание парламентариев было уделено разработке Концепции нацполитики республики. Кроме того, этот созыв был связан с масштабной работой по совершенствованию правовой базы местного самоуправления, – самой близкой к народу власти. За этот период Госсоветом было принято более 200 законов, регулирующих правоотношения в муниципалитетах.

Важнейшей особенностью работы парламента четвертого созыва стал переход от ситуативного к системному законотворчеству, опирающемуся на постоянный контакт с органами исполнительной власти, институтами гражданского общества, взаимодействие с обеими палатами российского парламента.

Госсовет пятого созыва сосредоточил свое внимание на законодательном сопровождении основных программ модернизации экономики и социальной сферы.

Депутатскому корпусу шестого созыва пришлось столкнуться с серьезными вызовами: пандемия коронавируса, специальная военная операция, беспрецедентное политическое и санкционное давление. В сложившихся условиях приходилось искать новые формы и методы законотворческой работы, оперативно реагировать на возникшие проблемы и задачи.

С начала спецоперации уже принято более 20 законов и подзаконных актов, направленных на поддержку бойцов и членов их семей. Депутаты Госсовета активно включились в волонтерскую деятельность, принимали активное участие в формировании и отправке гуманитарных грузов, сопровождали гуманитарные конвои на Донбасс. Четверо парламентариев нынешнего созыва являются участниками спецоперации, а Герой России Расим Баксиков был избран депутатом.

Седьмой созыв Госсовета уже запомнился активной работой над совершенствованием федерального законодательства в муниципальной сфере, когда голос Татарстана был услышан, и федеральный законодатель отменил решение по упразднению городских и сельских советов.

Вклад парламента в развитие республики переоценить невозможно. Принятые законы способствовали формированию Татарстана как региона с высокой политической культурой, развитой экономикой и адресной социальной поддержкой населения, территории межнационального мира и межконфессионального согласия.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – ЭТО ОГРОМНОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ОБЩЕСТВА

– Это факт бесспорный, Фарид Хайруллович. А каково вообще, на ваш взгляд, значение парламента в системе власти?

– Я неоднократно говорил, что парламентаризм – это огромное завоевание общества. Сегодня, когда в мире преобладает политика односторонних санкций и рушатся межгосударственные отношения, парламентарии способны сохранить доверие и связь между народами, оказать позитивное влияние на решение острых международных и региональных проблем. В наше время, когда многие страны отказываются слышать друг друга, очень важны парламентская дипломатия, ведь доверие возникает только на этой основе.

Татарстан еще в начале 1990-х годов одним из первых среди субъектов РФ заявил о необходимости развития международных связей на региональном уровне. Республика включилась в процесс развития международных и межрегиональных контактов, внедрения инструментов «народной дипломатии». В настоящее время заключены и имеют силу 11 соглашений и протоколов с зарубежными партнерами, 45 соглашений о межпарламентском сотрудничестве с 38 субъектами России.

Значительный рост авторитета и политического веса происходит и у законодательных органов власти субъектов страны. В их ведении не только региональное нормотворчество – они участвуют в стратегическом планировании развития территорий, формировании органов исполнительной власти, ряда значимых общественных институтов.

Большинство избирателей думают, что законы «пишут» непосредственно депутаты. Но, на самом деле субъектов, имеющих право разработать и внести закон, намного больше. Кто они – эти субъекты?

– Субъекты права законодательной инициативы определены в статье 76 Конституции РТ, а именно – Раис Татарстана, Президиум и комитеты Госсовета, Кабинет Министров респубилки, Государственный Советник РТ, Прокурор Татарстана, представительные органы местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Центральной избирательной комиссии РТ, Уполномоченному по правам человека в республике. Таким образом, всего правом законодательной инициативы обладает 1071 субъект.

– Вот уже более десяти лет республиканский парламент при разработке законов активно привлекает экспертное сообщество. Такая практика оправдала себя?

– Да, безусловно. Практика показала, что это был верный шаг. Законотворческий процесс сегодня уже невозможен без взаимодействия с экспертным сообществом. Создана действенная площадка для обсуждения законодательных инициатив.

Сегодня экспертные советы активно работают при всех восьми парламентских комитетах. В их составе – представители органов госвласти, общественных и научных учреждений, профильные специалисты. Члены экспертных советов представляют заключение по законопроектам на заседаниях комитетов, а также на заседаниях Госсовета.

Когда к обсуждению законопроектов привлекается максимальное количество экспертов, специалистов и правоприменителей, из-под пера депутатов выходят наиболее выверенные правовые акты.

Фарид Хайруллович, в Госсовет избирается 100 депутатов. Как при таком разнообразии мнений удается «примирять» позиции парламентариев?

– Единство целей при разнообразии мнений – вот секрет парламентской работы. С первого созыва и по сей день в стенах Госсовета звучат самые разные точки зрения. Такой плюрализм существенно обогащает парламентскую повестку, ведь, как известно, в споре рождается истина.

Вот уже два созыва подряд представительство в парламенте получают 5 партий, заметно возросли роль и значение фракций «Единая Россия» и КПРФ, депутатской группы ТНВ и объединения женщин-депутатов «Мәрхәмәт – Милосердие».

На протяжении более 10 лет «непарламентским партиям» предоставляется возможность с трибуны Госсовета выразить свою позицию при обсуждении актуальных законопроектов.

Тридцать лет Государственный Совет выступает собирателем и выразителем интересов общества. В этом и заключается его историческая миссия.

Ранее «РТ» «РТ» публиковала подборку из 30 интересных фактов из истории Госсовета и важнейших законодательных решений, которые во многом определили современный облик Татарстана.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще