Многочисленные кружки и детские центры предлагают сегодня развивать и обучать детей самым разным вещам – изобразительному искусству, иностранным языкам, чтению, арифметике, танцам и так далее.
Афиши пестрят объявлениями о детских мастер-классах и концертах, и время малышей бывает расписано буквально по минутам. Родители хотят как можно раньше приучить своих чад к жесткому графику: чтобы на разные «глупости» времени не оставалось. А также вложить в их головенки как можно больше знаний.
Где-то здесь присутствуют родительские амбиции: будет чем похвастаться перед знакомыми – ребенок читает чуть ли не с пеленок. Однако специалисты советуют не забывать, что ребенок еще не взрослый человек, он быстрее устает, а кроме того, у него есть собственные желания и предпочтения. Главное же – помнить, что основное и самое любимое занятие детей – игра.
По словам семейного психолога Рузили Рамазановой, в отношении иностранных языков действительно есть смысл начинать изучать их как можно раньше, даже до трех лет. Точнее, не изучать в прямом смысле слова, не корпеть с ребенком над учебниками и заставлять его заучивать иностранный алфавит, а погружать чадо в языковую среду путем «аудирования». То есть разговаривать с ним на этом языке, смотреть вместе мультфильмы, слушать сказки и уроки. В раннем возрасте особенность непроизвольного восприятия такова, что ребенок очень легко запоминает иностранную речь. Конечно, ничего страшного, если он начнет изучать языки, придя в школу, но это потребует уже больших усилий и времени. Если уж вы начали изучать с ребенком языки с раннего детства, постоянно закрепляйте эти знания: разговаривайте, читайте, смотрите мультфильмы и фильмы на иностранном языке. Причем если вы слышите, что ребенок произнес слово, исказив его, не говорите: «Ты сказал неправильно». Просто повторите так, как нужно.
Не стоит запрещать первоклашкам брать с собой в школу любимую игрушку, чтобы поиграть с ней на перемене. Сразу ребенок школьником не станет
– Кстати, у детей, которые рано начали изучать языки, при общении с их носителями не возникает языкового барьера, как это бывает у многих взрослых, – объясняет психолог.
К тому же чем раньше вы начнете изучать язык, тем раньше поймете, есть ли у ребенка к этому способность. К тому же если человек уже знает один иностранный язык, другой «накладывается» на него уже гораздо легче, владение несколькими языками делает наше мышление более гибким.
Тем не менее в погоне за знаниями родителям не стоит забывать, что, подчеркнем еще раз, до 7 лет ведущий вид деятельности у детей – это игра, и лишь к семи годам у них появляется интерес к учебе. Они начинают конструировать игру, в которой уже существуют правила, нормы, даже наказания – некий прототип нашего общества, мира взрослых. Но переход из детства во взрослый, школьный, мир должен происходить постепенно. По словам специалиста, не стоит запрещать первоклашкам брать с собой в школу любимую игрушку, чтобы поиграть с ней на перемене. Сразу ребенок школьником не станет.
Рузиля РАМАЗАНОВА, семейный психолог: | |
Три летних месяца перед школой лучше вообще не загружать будущего первоклассника серьезными интеллектуальными занятиями. |
Чтобы облегчить этот переход, Рузиля Рамазанова рекомендует приучать ребенка к школьному режиму постепенно: занятие – краткий отдых – занятие. Три летних месяца перед школой лучше вообще не загружать будущего первоклассника серьезными интеллектуальными занятиями. Самые подходящие занятия в это время – активный отдых: плавание в бассейне, подвижные игры на воздухе. Физическое состояние ребенка находится в тесной взаимосвязи с нервной системой. Как говорится, в здоровом теле – здоровый дух.
– В марте-апреле у детского организма происходит некоторый естественный спад, и в это время тоже можно сделать перерыв в занятиях, – советует Рузиля. – Дети вообще хорошо чувствуют свой организм. Лучше, чем взрослые. И если ребенок говорит, что устал, прислушайтесь к нему, присмотритесь. Для маленьких детей лучше организовывать занятия утром, но если ребенок после дневного сна снова полон сил, то можно позаниматься и во второй половине дня. Если же вечерами малыш больше пассивен, чем активен, то вечерние занятия для него будут неэффективны. Случается, что ребенок жалуется, что ему надоело, стало неинтересно. Поговорите с педагогом: если у ребенка действительно есть склонность к этим занятиям, просто сделайте перерыв, а потом вернитесь к ним.
Теперь о чтении. Есть методика американского врача Гленна Домана – карточки, обучающие чтению буквально с грудного возраста. Нужно показывать ребенку карточку, где нарисован предмет и написано его название. По словам Рузили, если вы начали заниматься с ребенком по этой методике, то нужно делать это постоянно, системно. Правда, есть здесь и недостатки. Поскольку слово написано на карточке целиком, ребенок не видит его структуру, ведь он не складывает буквы в слоги, а слоги в слова как в традиционной системе. У детей, которых рано начали учить читать по системе Домана, как правило, хорошая техника и скорость чтения. Но маленький ребенок, допустим трехлетний, пока не понимает смысла всего, что он читает. Мышление у него для этого еще недостаточно развито. Воспринимать содержание текста он начинает ближе к 6-7 годам.
Как бы там ни было, помните, что это ребенок – ваш вечный «двигатель», «бегатель» и «прыгатель», и что детство у него только одно.