Дмитрий Туманов: «Аналогов «Созвездия» в мире не было и нет»

«Созвездие-Йолдызлык» за 23 года своего существования стало брендом Татарстана

Автор проекта «Созвездие-Йолдызлык» – о последствиях пожара в арт-резиденции и почему фестиваль так важен для глав районов республики.

Автор статьи: Элеонора РЫЛОВА

Автор проекта «Созвездие-Йолдызлык» – о последствиях пожара в арт-резиденции и почему фестиваль так важен для глав районов республики

 

 

«Созвездие-Йолдызлык» за 23 года своего существования давно стало брендом Татарстана. Регалий у этого проекта и самого его основателя – множество. Достаточно сказать, что с 2015 года он проходит под эгидой ЮНЕСКО, а в 2016-ом на XII съезде Уполномоченных по правам ребенка, посвященного вопросам поддержки талантливых детей, проект признан лучшим воспитательным движением в России и рекомендован к внедрению во все регионы страны. 

 Случившийся в арт-резиденции пожар выбил из колеи директора республиканского центра по поддержке творчески одаренных детей и молодежи Дмитрия Туманова, с которым мы поговорили о жизни после трагедии и не могли не затронуть тему уникального опыта воспитания национальной творческой элиты.

 

– Как вы считаете, что привело к тому, что в только что отреставрированном здании арт-резиденции случился пожар и как вы это пережили?

– Для нас это большая беда, мы до сих пор не можем прийти в себя. Раис Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов выделил огромные деньги – 840 миллионов рублей на ремонт театра Алафузова, лично следил за ходом строительства. Сделали все роскошно. Мы с большим воодушевлением начали работать, ставить спектакли, проводить концерты, строили грандиозные творческие планы и тут такое… У меня случился гипертонический криз, мне пришлось сделать операцию на глаз. Но спасибо Рустаму Нургалиевичу, он нас спас.

Почему это произошло? Проблема в том, что у нас нет хороших хозяйственников. Все строительные работы были поручены ГИСУ. И мне до сих пор непонятен выбор подрядчика. Эта фирма занималась реставрацией Национального музея, усадьбы в Ленино – Кокушкино, и на обоих объектах был пожар.                             

Нашу ситуацию я вижу так: театр нужно было открыть к определенной дате, и подрядчиков торопили. Это называется «штурмовщина». Мы, как будущий эксплуатант, к строительному процессу не были допущены.

За неделю до приёмки начала течь крыша. Я в присутствии 50 руководителей разного ранга сказал, что в таком состоянии здание принимать нельзя. Но все заверили, что к открытию всё исправят. Я считаю, что свой гражданский долг выполнил – предупредил. И, поверьте, это было непросто пойти наперекор подрядчикам и ГИСУ, когда все в один голос уверенно заявляют, что нет ничего страшного, для устранения недостатков достаточно двух дней. А когда мы все-таки открылись, сразу начала течь крыша и рухнули потолки. Я единственный, кто был против сдачи объекта, но ради того, чтобы сдать резиденцию к обещанной Раису дате, никто на такие тревожные звонки не обратил внимания.

 

– Возможно, сказался и солидный возраст постройки?

– В Казани есть и более старые здания. Я думал, что, когда выделяются такие огромные деньги, за их расходованием сразу должен следить УБЭП. На объекте трудились в основном мигранты, а на восстановлении памятников архитектуры, каким является Алафузовский дворец, должны работать специалисты соответствующей квалификации с пониманием стоящих перед ними задач.  Как-то я ехал на такси, и, подъезжая к Алафузовскому театру, водитель воскликнул: «О, я здесь шабашил!». Очень показательный пример отношения к делу.

Но главная причина случившегося – даже не в поспешной сдаче объекта, не в ГИСУ и не в мигрантах. Виной всему наша костная система. В федеральном законе об охране памятников культурного наследия должны быть учтены многие нюансы, что можно и что нельзя делать при их реставрации. Если историческое здание будет эксплуатироваться с применением современных мощных приборов и световых технологий, тогда и его внутренности не должны оставаться из дерева, а должны заменяться на новейшие материалы.

 


Архитектурные памятники должны реставрировать серьезные мастера. Как можно доверять фирме, у которой сгорает третий восстановленный ею объект?!


 

Алафузовский дворец, заработавший как театр, получил огромную энергетическую нагрузку, умноженную на недоделки при штурмовщине, что и привело к печальным последствиям. Вывод, который можно сделать из всего этого, и я им поделился с Маратом Мансуровичем Айзатуллиным (министром строительства, архитектуры и ЖКХ. – Прим. ред.) – давайте не будем нанимать мигрантов, потому что они ни за что не отвечают. У себя на родине – отвечают, перед муллой, соседями, перед своим родом, а на чужой для них земле, в чужом социуме – нет.  Архитектурные памятники должны реставрировать серьезные мастера, у которых есть совесть. Как можно доверять фирме, у которой сгорает третий восстановленный ею объект!

 

– Официальная версия следствия – поджог. Кто его мог совершить?

– Была и такая версия. Могу только сказать, что после того, как сделали потолки, и они опять обрушились, было принято решение менять крышу. Рустам Нургалиевич дал такое поручение, и работы велись.  Говорят, что, когда горел Нацмузей, окалина попала на горючий материал, и пожар продолжился. Не знаю, что было у нас, об этом пусть лучше расскажут компетентные специалисты, занимающиеся расследованием.

 На пожар приехали девять пожарных машин, был организован штаб, прибыл сам глава МЧС и стал руководить процессом. В целом здание удалось отстоять, но урон оказался нешуточный.

 

– Какой ущерб был нанесён?

– Сгорел зрительный зал вместе с единственной в Поволжье поднимающейся и опускающейся сценой. Вся аппаратура была дорогостоящая итальянская, американская. Часть её была залита водой и вышла из строя. Удалось спасти редчайшую звукозаписывающую студию, пульты сохранились. Мы успели вынести костюмы и реквизит. И, слава Богу, никто не пострадал!

Знаете, я каждый день приходил в этот мир волшебства и думал: «Ну, не может быть такого, чтобы это всё нам дали на всю жизнь». И действительно так и случилось. Сейчас, с учетом повышения цен на стройматериалы, сумма восстановления приближается к выделенной на реконструкцию.

Исполнитель, чтобы сохранить репутацию, за 100 миллионов хотел всё восстановить, но ГИСУ привлекла к работам другую фирму. Сейчас выделили средства на контраварийные работы. Сделали крышу в тех местах, где она была повреждена огнем. Но там, где она протекала с самого начала, она продолжала течь, и мы её залатали своими силами.  В процессе работ вскрываются многие недоделки. И это преступная халатность тех, кто занимался объектом изначально. Виновные должны нести ответственность, и с себя я её не снимаю, с наших цехов. Но это значит, что мне нужно изучить все эти СНИПы, уметь читать схемы, но я на другое заточен. И ничего нельзя сделать, когда ты не подписываешь акт приёма-сдачи объекта, когда ты изолирован от этого процесса.

 Сейчас утверждают, что фундамент не был укреплён и пошёл трещинами. Главная травматизация этого здания – от дороги, по которой ездят КАМАЗы, автобусы, огромный поток машин, и всё вокруг сотрясается от их скорости и веса. Перекрытия второго этажа деревянные, а у нас там занимается легендарный хореографический коллектив «Дорога из города», в котором 300 детей. Моё предложение сделать бетонные перекрытия не прошло. Так что причин для переживаний, волнений у меня и команды «Созвездия» множество.

Нет, объект не бросили, все за него волнуются, переживают. Лейла Фазлеева (вице-премьер РТ – Прим.ред.) проводит оргкомитеты, каждую неделю в арт-резиденции бывает министр по делам молодёжи Ринат Садыков. Нужны огромные деньги на покупку новой аппаратуры. Я говорю: «Мы концертную аппаратуру поставим, не будем тогда её списывать. Но дайте актерам играть! Театр любим, он нужен».

 

– Оставшись без площадки, как вы выходите из положения?

– Слава Богу, остались два крыла, где мы проводим репетиции. Театр продолжает работать. Нам дали возможность по средам выступать в Культурном центре имени А.С. Пушкина. Мы там, конечно, всем мешаем, потому что возим туда-сюда декорации, костюмы, реквизит… В КЦ Пушкина нет соответствующей театральным требованиям световой аппаратуры, а 70 процентов успеха спектакля – это световая и звуковая партитура. Все это затрудняет, но не останавливает нашу работу.

 

 

Мы начали ездить по районам, показывать спектакли в клубах, Дворцах культуры. Мы возим музыкальную комедию «Аршин мал алан», спектакль-притчу «Свет далёкой звезды» по мотивам жизни и творчества Хасана Туфана – русскую и татарскую версию, театральные инсценировки по произведениям классиков российской поэзии и музыки. Но не все наши постановки подходят для гастролей, например, в «Изобретательной влюбленной» огромные декорации.  Для меня это боль – как долго ребята выдержат. В таких условиях работать тяжело. Но это служение. Вообще, актерская профессия в России — это подвиг, особенно в провинции. 

С другой стороны, нет худа без добра. Здорово, что люди видят это сокровище – талантливые постановки и талантливых актеров, исполняющих российскую и татарскую классику. У нас же титульные театры, за исключением камаловского, мало гастролируют.  А некоторые – и слава Богу, что не ездят. Театральная труппа «Созвездия-Йолдызлык» сложилась в прекрасный ансамбль, в ней великолепные совсем молодые и уже опытные актёры: Искандер Нуризянов, Владимир Шнитко, Екатерина Жукова, Денис Крутовских и другие яркие артисты – выпускники ГИТИСа, знаменитой «Щуки», Казанского института культуры и искусства, Казанского театрального училища. Многие из них имеют музыкальное образование, полученное в стенах Казанской консерватории или Казанского музыкального колледжа им. Аухадеева.

 

– Все знают, что «Созвездие-Йолдызлык» — это песни, танцы… и вдруг театр?

– Когда я ушёл из Качаловского, у меня была мечта создать свой театр. Мне повезло в жизни – я видел великих мастеров. В 2009 году мы написали письмо президенту Шаймиеву, которое подписали Фарид Бикчентаев, Ренат Тазетдинов, Зиля Сунгатуллина, Раиля Гарипова, в котором поделились своими мыслями о необходимости воспитания молодых дарований в сфере театрального искусства. Мы хотели передать всё самое лучшее своим ученикам, а воплощать эти умения и знания негде. Смешно, но в 1,2-миллионной Казани всего 7 театров. Огромная трагедия, что нет музыкального театра. Можно сказать, что появление театра «Созвездие-Йолдызлык» – воплощение давней мечты.

Наш театр – продолжатель традиций Вахтанговской школы. Это называется фантастический реализм. Я против эксперимента. Надо убрать всю эту богомоловщину, которая растлевает наш культурный код.  Ведь только театр формирует нацию. С древнегреческого — это «коридор Бога». Жан-Луи Барро сказал: «Все мы рождаемся в мучениях и умираем в страданиях. И в этот короткий отрезок бытия мы все испытываем мучительное чувство одиночества и несправедливости окружающего мира». И только театр в течение трёх часов дает великое чувство справедливости, когда добро побеждает зло. От этого счастливого мгновения люди не откажутся никогда.

В театре сочетаются все жанры: слово, музыка, танец. В Древней Греции в театре могли присутствовать только самые достойные жители мегаполиса, граждане с избирательным правом. А когда нам с театральных подмостков показывают Ольгу Бузову – это к культуре не имеет никакого отношения.

 

– За 23 года существования через «Созвездие-Йолдызлык» прошло 1,3 миллиона детей. Но не все из них в последствие выбрали творческую стезю.

–  Главное – они стали людьми. «Хороший человек – не профессия» — это подлая фраза, внедренная в наше сознание англосаксами. Наша работа (фестиваля и театра «Созвездие-Йолдызлык») направлена на то, чтобы слово «провинция» навсегда исчезло из лексикона российского человека.  Мы верны концепции, что можно построить города, но если по улицам этих городов не будут ходить одаренные люди, эти города будут мертвыми. И третий принцип, на котором строится наша деятельность, – счастье всем даром, чтобы никто не ушел обиженным. Мы его уже реализовали благодаря поддержке первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева и Раиса РТ Рустама Нургалиевича Минниханова.

 


Мы показали пример всему миру, как воспитывать настоящую творческую элиту


 

 Аналогов «Созвездию» в мире не было и нет. Это самый лучший и единственный получившийся проект гражданского общества, который честно осуществляет демократический аудит в рамках воспитания самого дорогого – национальной элиты. Минтимер Шарипович Шаймиев сказал гениальную фразу: «Небо над Татарстаном чистое, его освещает своим светом талант лауреатов и победителей «Созвездия-Йолдызлык», и по этому свету весь мир видит, что у татарской нации – чистые помыслы». 

 

– Для многих непосвящённых «Созвездие» — это детский конкурс. Как это увязывается с воспитанием татарстанской элиты?

– «Созвездие-Йолдызлык» — это постоянно действующий центр по поддержке одарённых детей, который проводит 181 мероприятие в год. Мы их находим, готовим, проводим творческие консультации и мастер-классы с участием педагогов и деятелей культуры и искусства Татарстана и Москвы. Фестиваль очень много значит для муниципальных районов республики. Как сказал председатель исполкома Атнинского района: «До 2006 года мы были сельскохозяйственным районом. А потом приехало «Созвездие». Я видел, как, например, Энгель Фаттахов (экс-руководитель Актанышского района. – Прим. ред.) сам каждому ребенку микрофон подносит, не доверяет звукорежиссеру, сам проверяет, включён он или нет.

С сентября в районах начинают готовиться к фестивалю, главы выделяют от 2 до 6 млн рулей, чтобы дети района имели достойные костюмы, крепкие навыки в вокале, хореографии, конферансе. Мы ездим, оказываем консультационные услуги, помогаем выбрать репертуар. Вся республика поделена на 10 регионов, в которых проходят зональные этапы конкурса. Фестиваль – это мощнейшая система по отбору талантов, начиная с детского сада. Это зона ответственности глав районов, они нанимают педагогов, бывает, что и из Москвы, заказывают костюмы, съемки роликов. Это огромная индустрия. Представьте, что по всей республике отшивается 60 тысяч костюмов!

Мы в основном курируем ситуацию на этапе полуфиналов, куда выезжает республиканское жюри. С февраля до апреля мы ездим по этим зонам и отсматриваем детей. В конкурсах участвуют 1200 – 1800 юных артистов, в общей сложности представляющих порядка 360 художественных номеров. Мы приезжаем на три дня. Первый день и половину второго мы смотрим, распределяем места, а за 2,5 часа моя группа готовит гала-концерт с наградами, поощрительными призами, подарками от спонсоров. Заключительный праздничный концерт транслируется по всему миру через интернет и имеет огромное количество просмотров. Наверное, излишним будет говорить как счастливы дети, их родители, бабушки и дедушки!

В полуфиналах фестиваля участвуют от 17 до 22 тысяч детей. А в Казань приезжают 5,5 тысяч человек. И они еще неделю соревнуются, кто из них выйдет на сцену в гала-концертах в УНИКСе и «Пирамиде», последний проходит с участием президента, премьер-министра Республики Татарстан.

 

 

«Созвездие-Йолдызлык» – единственный фестиваль в России, где по его итогам присваиваются звания заслуженных работников культуры педагогам, занимающимися с творческими детьми. Чиновники-бюрократы придумали, что для того, чтобы получить звание, нужно отработать 10 лет. Откуда взялась эта цифра?   Минтимер Шарипович Шаймиев ещё в 2002 году ввел традицию на выдвижение педагогов, добившихся высоких результатов в своей деятельности вне зависимости от стажа работы. Сегодня Татарстан – единственный регион в России, в котором статус педагога дополнительного образования, педагога, работающего в сфере искусства, очень высок. Золотыми буквами нужно выбить имена глав, которые по итогам «Созвездия» начали давать педагогам квартиры. В республике мы общими усилиями подняли престиж профессии педагога, превратили преподавателей из обслуживающего персонала в значимую персону района.

А как в деревне высок престиж семьи, в доме которой на стене висит Грамота ребенка победителя фестиваля, подписанная Миннихановым, Шаймиевым, Песошиным, Фазлеевой!  В такой дом и глава сельского поселения заходит часто и интересуется: «Каковы планы? Чем помочь – поддержать?». 

 

– А что для вас является наградой?

– Мы дали пример всему миру, как воспроизводить настоящую творческую элиту. Я упёрся и создал идеальный оазис счастья, гармонии власти и гражданского общества, не претендуя ни на какие дивиденды.

Большой наградой для меня была статья, вышедшая в 2002 году, в которой Сакина Шакировна Шаймиева, говоря о впечатлении, которое произвел на её супруга концерт «Созвездия-Йолдызлык», призналась: «Мой муж помолодел на 10 лет». И высочайшим признанием верности выбранного мною пути стали слова народного поэта, общественного и политического деятеля Разиля Валеева, сказанные о нашем спектакле «Свет далекой звезды»: «Этот спектакль должно увидеть молодое поколение, ведь если мы будем воспитывать его на примере таких фигур, как Хасан Туфан, Хади Такташ, Муса Джалиль – в нашей республике будет взращена здоровая нация».

Когда все чисто и светло, это действительно божественная история.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще