В советское время, было такое, декретный отпуск женщин длился всего три месяца, после чего мама выходила на работу, а ребенок отправлялся либо к бабушкам-дедушкам, либо в ясли. Большинство современных мам сочтет откровенным садизмом отрывать такого кроху в буквальном смысле от материнской груди. Мало того, многие современные мамы считают, что и вовсе не нужно водить ребенка в детсад: и стресс, и болеет постоянно, а заниматься можно и в «развивашках».
Другие, напротив, говорят о важности социализации в детском коллективе. По мнению педагога-психолога и многодетной мамы Анастасии Белобородовой (Анастасия ждет четвертого ребенка, троих старших в детский сад не водила и не водит сознательно), «домашние» дети вовсе не боятся коллектива и адекватно строят отношения с друзьями и одноклассниками.
– Мы с мужем не отдаем детей в детсад, поскольку считаем, что их должна воспитывать мама, а не чужая тетя, – говорит Анастасия. – Воспитание ребенка в семье более естественно, потому что это возможность быть собой, расти в своем природном темпе. В детсаду ведь общий режим, даже на горшок по расписанию. У «домашних» детей, на мой взгляд, больше развито спонтанное творчество. Потому что не надо делать то, что делают все. Если нам не хочется лепить, мы рисуем. И рисуем, чем захотим и что захотим. Свобода творчества – это и есть настоящее творчество. А работа по образцу развивает только умения и навыки определенных действий.
Так ли уж плохо приучать ребенка к дисциплине, к умению слушать взрослого и правильно выполнять именно конкретное задание, работать в группе? Ведь затем последуют школа, вуз, работа, где все эти навыки будут просто необходимы…
О том же говорит и известный русский педагог К.Д.Ушинский: «Как бы ни были рациональны в них (детсадах. – Авт.) занятия и игры детей, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее».
Анастасия Белобородова считает, что любая ответственно подходящая к воспитанию своих детей мама способна сама заниматься с ребенком прикладным творчеством, только в отличие от занятий в детском саду подход у нее будет более индивидуальным, плюс отсутствие насилия и необходимости все делать по расписанию. Однако так ли уж плохо приучать ребенка к дисциплине, к умению слушать взрослого и правильно выполнять именно конкретное задание, работать в группе? Ведь затем последуют школа, вуз, работа, где все эти навыки будут просто необходимы…
По словам Анастасии Белобородовой, «домашние», особенно из многодетных семей, дети более адекватны в поведении и более адаптивны к новым условиям, потому что в семье они играют разные роли: дети, друзья, няньки, помощники в обучении младших и по хозяйству. А в детсаду все дети одного возраста и, как правило, примерно одного уровня развития. Но как быть, если в семье пока только один ребенок и круг общения его довольно ограничен? Мама формирует и ограничивает этот круг, не пуская туда, к примеру, хулиганов или слишком активных детей, норовящих обидеть любимое чадо. В итоге ребенок испытывает шок, когда после нескольких лет такой жизни попадает в коллектив, где все дети разные. Он не знает и не понимает, как ему реагировать на агрессию, подначивания и прочее. Потому что привык, что все вокруг добрые и «пушистые», а если что, мама всегда придет на помощь.
Понятие «детский сад» в XIX веке придумал немецкий педагог Фридрих Фребель. | |
По его замыслу, заведение должно было помочь раскрыть божественный потенциал ребенка. Девиз Фребеля таков: «Любовь, терпение и труд». Он же разработал систему воспитания детей дошкольного возраста в коллективе. Учреждения, следовавшие этому принципу, были открыты в 1837 году, став прообразом нынешних детских садов |
– Только от взрослого ребенок учится жить, – уверена психолог Анастасия Белобородова, – и большинство проблем у современных детей возникает именно из-за отсутствия рядом родителей. Чему дети учатся в детском саду друг у друга? Общаться? Если нет проблем с речью и психических отклонений, они и так это умеют. Учатся решать конфликты и договариваться? Но это происходит среди таких же неумех, которые методом проб и ошибок пытаются что-то понять в отношениях с людьми. Между тем ребенку достаточно просто видеть пример взрослых: если в семье не принято ругаться и драться, то и ребенок не будет этого делать. А в детском саду даже самый чудный и любящий воспитатель не сможет уделить достаточно времени каждому, потому что детей в группе много, бумажной нагрузки еще больше. Другое дело, когда ребенок при тебе, ты улавливаешь малейшие изменения в его настроении и можешь тут же с этим работать. Но, конечно, если ребенок растет до школы в «тепличных» условиях – только мама, папа и бабушка, и все вокруг него, то ему действительно будет сложно в школе. Тогда уж лучше детсад.
По мнению кандидата педагогических наук, директора одного из филиалов сети детских садов «Созвездие» (Казань) Ольги Ефимовой, «домашний» ребенок обычно умеет выстраивать отношения со взрослыми, но не с детьми, и попадая в школьный коллектив, долгое время учится взаимодействовать со сверстниками. Кроме того, такому ребенку сложно подчиняться общим правилам. Ольга обоих своих детей водит в детский сад и считает, что именно общение в детско-взрослом коллективе оказывает на ребенка позитивное влияние.
– В детском саду ребенок учится подчинять свои желания коллективным, соблюдать правила, режим, выстраивать взаимоотношения, – объясняет педагог. – А находиться большую часть времени человеку все равно придется в коллективе. Сегодня способность к коллективному взаимодействию является одним из критериев качества современного образования. Я часто сталкиваюсь с противоположным мнением, например, что детский сад формирует у ребенка «стадное чувство» и не воспитывает лидерские качества, накладывает определенные шаблоны в поведении. Но ведь детсады бывают разные, как и педагоги, и образовательные программы. Поэтому я рекомендую водить детей в детский сад, просто выбирать нужно тщательно, осознанно.
Педагог-психолог Юлия Нургалиева тоже водит детей в детский сад и считает, что держать ребенка дома стоит максимум до трех лет: до этого времени еще очень сильна его связь с мамой. Бывает, что и по достижении этого возраста мама не хочет отпускать от себя ребенка и оттягивает сепарацию (в особо сложных случаях этот процесс затягивается надолго, и ребенок, даже повзрослев, никак не может уйти из родительской семьи и создать собственную). Здесь уже речь идет не столько о заботе о ребенке, сколько о мамином комфорте.
– Если мама настроена к хождению в садик негативно, – говорит Юлия, – ребенку будет передаваться ее настрой. Он будет подолгу плакать или начнет постоянно болеть, у него проявится аллергия или начнутся инциденты со сверстниками. В большинстве случаев, когда у ребенка проблемы с детским садом, разбираться нужно прежде всего с мамой. Что произошло в семье?
Переезд, развод или другой повод для стресса, который передается ребенку.
Маме прежде всего нужно ориентироваться на собственную интуицию и наблюдать за своим ребенком, чтобы понять, на пользу ему нахождение в детском саду или нет
Когда мой ребенок пошел в детсад, я, наслушавшись ужасов, как у одной мамы сынишка упал во время прогулки с горки, а другому ребенку ткнули чем-то в глаз, устроилась работать в среднюю группу того же садика. В соответствии с рекомендациями воспитателей сначала водили сюда ребенка на два часа, потом на три-четыре, потом стали оставлять до обеда, а через месяц – на дневной сон. Первое время, когда подглядывала за ним тайком и видела, как он плачет, с трудом подавляла желание тут же увести его домой. Но внутренний голос подсказывал, что этот важный рубеж, когда ребенок начинает осознавать, что мама не всегда будет рядом и нужно учиться самостоятельности, должен быть пройден. И мы его прошли. Сейчас ребенок вечером не хочет уходить из детского сада. Он научился сам одеваться, есть, в общем приобрел навыки самообслуживания, стал лучше разговаривать, выдавать развернутые фразы. И, кстати, в чем бесспорное преимущество детсадов – это отсутствие всяческих гаджетов, электронных игр и мультиков, от которых дома оградить ребенка сложнее. Единственное, что меня всегда коробило, так это то, что в детском саду детей постоянно стараются усадить на стульчики, не разрешают бегать, прыгать, играть в активные игры. С одной стороны, понятно: если 15–20 человек начнут носиться по группе, они друг друга посшибают, а родители вечером, увидев у них синяки и царапины, предъявят претензии. Но ведь можно организовать подвижные игры в группе. Ну не способен маленький ребенок постоянно сидеть на стульчике! Это насилие над его активной, познающей мир, жизнелюбивой природой. Маме прежде всего нужно ориентироваться на собственную интуицию и наблюдать за своим ребенком, чтобы понять, на пользу ему нахождение в детском саду или нет. А также необходимо подумать, готова ли она пожертвовать любимой работой и временем, чтобы полностью посвятить себя воспитанию ребенка.