Деловой центр с национальной начинкой

Ново-Татарскую слободу ждет трансформация

Возрожденный район обещает стать очередным центром притяжения туристов, а также татар, которые потеряли ментальную связь с предками в многонациональном мегаполисе.

766

Автор статьи: Лидия ЕРМОЛАЕВА

Фото: info.tatcenter.ru; top50.kzn.sobaka.ru

 

info-tatcenter-ru
Так, по мнению архитекторов, будет выглядеть Ново-Татарская слобода.

 

Что ждет Ново-Татарскую слободу: трансформация в экономический центр или восстановление исторической местности?

 

О возрождении Ново-Татарской слободы заговорили давно. Ровно год назад казанские СМИ сообщали о разработке малайзийской компанией APUDG проекта, который был представлен Президенту Рустаму Минниханову. А вскоре должен был появиться и план превращения почти забытого микрорайона на берегу Волги в бизнес-сердце татарстанской столицы, а то и всей республики.

Презентация проекта постоянно откладывалась, но вроде бы ожидается в текущем месяце. Как сообщалось, на территории слободы вырастут Исламский финансовый центр, торговая площадка «Восточный базар» и многоэтажная застройка. Поговаривали даже о переносе производств на городскую окраину, подальше от исторической территории.

 


В XIX – начале XX века жизнь в Ново-Татарской слободе кипела. Ныне здесь есть места «компактного» проживания людей, где все друг друга знают, а есть длинные безжизненные улицы…


 

Детали реновации еще не утверждены и официально не оглашены, так что остается лишь предугадывать замыслы архитекторов из Малайзии. Несмотря на это, впереди паровоза бегут казанские активисты, разработавшие целую программу по развитию – отнюдь не архитектурному, а культурному – Ново-Татарской слободы под названием «Бистэ 2.0».

На днях общественники из Форума татарской молодежи и Центра прикладной урбанистики выразили опасение, что за будущими изменениями слобода может потерять свою оригинальную историю и культурные коды. Ведь территория богата своей дореволюционной, духовной и промышленной историей.

 

 Марья ЛЕОНТЬЕВА, координатор Центра прикладной урбанистики:

origin

Задача нашей группы – развить «депрессивную» территорию в центре города, максимально раскрыть историю и представить социально-культурную инициативу.

 

В XIX – начале XX века жизнь в слободе кипела. Строились мечети, возникали татарские общины, развивалась просветительская деятельность. Октябрьская революция превратила слободу в промышленный район, каким он и оставался до недавнего времени. Ныне здесь есть места «компактного» проживания горожан, где все друг друга знают, а есть длинные безжизненные улицы…

О судьбе забытых казанских улиц говорили на прошедшей в «Татар-информе» пресс-конференции. И пока журналисты ждали неожиданных подробностей будущей застройки, приглашенные спикеры охладили интерес намерениями превратить слободу в очередную культурно-туристическую Мекку.

– Сегодня территория выглядит разорванной и напоминает гетто, – поясняет координатор Центра прикладной урбанистики Марья Леонтьева. – К организации пространства слободы казанские активисты отношения не имеют. Задача нашей группы – развить «депрессивную» территорию в центре города, максимально раскрыть историю и представить социально-культурную инициативу. Скажем, есть идея создания совета старожилов, как в Старо-Татарской слободе, потребность в котором уже выразили и местные жители.

То есть градостроители намерены превратить Ново-Татарскую слободу в экономически развивающийся центр, при этом сохранив его историческую самобытность. Как это сделать?

По словам советника председателя Всемирного форума татарской молодежи Радифа Кашапова, в планах активистов – учредить так называемый День слободы, которая есть во многих крупных городах России и с которой человек может себя ассоциировать по национальному признаку, а также открыть сайт, посвященный слободам.

Коллега Радифа, его заместитель по общественной организации Айрат Файзрахманов ратует за восстановление зданий, некогда принадлежавших известным семьям, к примеру, Амирхановым. В их доме собирался цвет татарской интеллигенции, но здание было снесено в 1990-х годах.

– Ново-Татарская слобода – очень многослойное пространство, – свидетельствует Марья Леонтьева. – Мы обсуждали судьбу слободы с татарской молодежью, и активисты изъявили желание видеть город с истинно татарской культурой начала XX века. Для большинства молодых людей Фатых Амирхан, Хади Такташ, Каюм Насыри – это названия улиц, а кто были эти люди в действительности – им не совсем понятно. Хотелось бы видеть пространство слободы гармоничным, последовательно развить территорию, сохраняя ее своеобразие.

 


За всеми будущими изменениями Ново-Татарская слобода может потерять свою оригинальную историю и культурные коды, считают активисты. Ведь территория богата своей дореволюционной, духовной и промышленной историей


 

Если говорить предметно, то все эти идеи и проекты воплотятся в организацию фестивалей, туристических маршрутов и музейных проектов. По крайней мере, таков замысел общественников. В частности, планируется сохранить и реставрировать местные мечети (Белую, Розовую и Иске-Таш), а также придать статус исторического памятника домам Мазута и Козлова. Возрожденный район обещает стать очередным центром притяжения туристов, а также татар, которые потеряли ментальную связь с предками в многонациональном мегаполисе.

Как обновленная слобода будет выглядеть после вмешательства азиатских архитекторов, пока не раскрывается. Но программа ее культурного развития уже вовсю разрабатывается молодыми общественниками, а предложения направлены в Управление архитектуры и градостроительства Казани. Что из этого выйдет – казанцы увидят позже.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще