Делать людей счастливыми

В Чебоксарах прошла научно-практическая конференция, посвящённая памяти заслуженного работника культуры Республики Татарстан и Чувашской Республики Фарита Гибатдинова.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Фото: Вячеслав ЗАГИТОВ

 

Ансамбль-МИШАР
Ансамбль «Мишар» – детище Фарита Гибатдинова, теперь и продолжатель его наследия.

Первая научно-практическая конференция, посвящённая памяти заслуженного работника культуры Республики Татарстан и Чувашской Республики, основателя и руководителя национально-культурной автономии татар Чувашии Фарита Гибатдинова, прошла в Чебоксарах.

 

– Символично, что местом проведения этого мероприятия стал Дом дружбы народов, – заметил народный поэт Чувашии Валерий Тургай. – Безвременно ушедший в этом году из жизни наш друг Фарит, вся жизнь которого прошла на моих глазах, стал именно таким олицетворением дружбы, умения выстроить добрососедские и уважительные отношения с представителем любого народа, вне зависимости от его религии и обычаев. Он прекрасно владел не только родным языком, но и чувашским. Наши общие мероприятия Фарит всегда начинал с обращения на чаваш челхи, давал обширные интервью на моём языке, подчеркивая любовь к нашей общей родине – Чувашии.

Приветствие министра культуры, по делам национальностей и архивного дела ЧР Светланы Каликовой зачитал начальник отдела министерства Кирилл Павлов. В приветствии отмечено, что теме сохранения культурно-исторического наследия татарского народа Гибатдинов посвятил большую часть своей жизни, а также выражена уверенность в том, что дело, которым жил Фарит Абдуллович, будет продолжено, а научно-практическая конференция станет ежегодной. Новый руководитель татарской автономии Хайдяр Сафиуллин рассказал о совместной работе над социокультурными и научно-исследовательскими проектами, в основу которых легла традиционная культура татар-мишар. Директор Республиканского центра татарской культуры Республики Марий Эл Ильгис Гайсин отметил актуальность той работы, которую на протяжении последних лет проводил его коллега: «Важно продолжить исследовательскую деятельность по сохранению аутентичного наследия, которая знаменует последние годы жизни Фарита Гибатдинова, на основе созданного им фольклорного ансамбля «Мишар». Хотелось бы, чтобы конференция продолжилась в будущем именно в этом этнографическом направлении».

На второй день конференции на родине Гибатдинова в селе Урмаево и в административном центре Комсомольского района Чувашской Республики были установлены мемориальные доски, отметившие этапы его трудовой биографии.

…Архив газеты «Республика Татарстан» напомнил нам: в первый раз повстречались мы с Фаритом Гибатдиновым по поводу безрадостному – в Шыгырдане внезапно, без объяснений, в середине учебного года попытались уволить директора школы. По просьбе исполкома Всемирного конгресса татар группа журналистов, представляющих ведущие издания Татарстана, выехала в это село соседней республики.

Нас встретил Фарит Гибатдинов. Статья, которая вышла в свет в феврале 2007 года, напомнила события того дня. Вот крошечный отрывок, когда впервые в публикациях нашей газеты появилось его имя: «…Именно Шыгырданская татарская средняя школа была рекомендована в качестве базовой для национальных школ республики, – отмечает руководитель Всетатарского общественного центра Чувашской Республики Фарит Гибатдинов. – Директор этой школы – человек, известный далеко за пределами нашей республики. Наиля Минигалиевна Алеева входит в совет директоров татарских школ Всемирного конгресса татар, её труд много раз отмечался наградами на разных уровнях. Но главная оценка труда педагога – это достижения школы, которую она возглавляет вот уже девятнадцать лет». Было заметно, как тяжело переживает Фарит Абдуллович сложившуюся ситуацию.

Признаюсь, украдкой я наблюдала за ним, уже зная, что он работал директором Дома культуры в родном селе, потом инспектором отдела культуры исполкома Комсомольского района Чувашии. А к нашему приезду уже лет двадцать возглавлял районную школу искусств и редактировал республиканскую газету татар Чувашии «Вакыт». Мне было интересно, как себя поведёт человек, с одной стороны искренне болеющий за каждого соплеменника, за каждого, кто несправедливо обижен или унижен, а с другой – связанный должностью районного масштаба, а значит, зависим от властей этого района.

 


Слова одного из самых авторитетных фольклористов Татарстана, ныне профессора Казанского госинститута культуры Алсу Еникеевой стали своеобразным эпиграфом ко всему, что делал на протяжении последних лет Фарит Гибатдинов. Будучи мишарином – плотью от плоти своего народа, он не просто знакомил мир с фольклором мишар, он по крупицам выискивал, хранил, давал вторую жизнь многим забытым даже в родном этносе вещам как материальным, так и духовным


 

И он должен был принять непростое для себя решение. Как часто приходилось видеть, что в такой ситуации решительные на словах люди стараются уйти в тень, боясь лишиться своей должности, не рискуя пойти против власти. Собственно, и для татарской общины Чувашии, если кто помнит, то были не самые лёгкие годы в плане консолидации. И достичь её удалось с приходом Гибатдинова на должность руководителя национально-культурной автономии. Умение выстроить отношения с самыми разными по характеру, по статусу, по интересам и тем более – по национальности людьми, дар народного дипломата позволили ему нащупать верный вектор, в котором следовало двигаться общественной организации. Мне много приходится ездить по регионам страны, продолжая авторскую рубрику «Татарский мир», и состояние дел доводится видеть не с парадного крыльца, как это происходит при приезде официальных делегаций, а изнутри, со всеми проблемами, раздорами, делениями на многочисленные группы. Не зря ходит в народе грустная поговорка, мол, где два татарина, там три организации. И нечасто видишь, что люди с разными по уровню амбициями объединяются вокруг одного лидера. В Чувашии это получилось. Фарит умел объединять. Все, кто так или иначе соприкасался с ним в жизни, быту или творчестве, не оставались прежними.

Та первая встреча стала своего рода отправной точкой наших взаимоотношений. Он умел дружить. Знаете, что в нём было стержнем? То, что, к сожалению, огромная редкость сегодня. Это благородство татарского интеллигента. Он мог показаться вам человеком из глубинки, рубахой-парнем, но был далеко не прост. Поражали его обширные знания и желание знать ещё больше. Вот уж кто точно мог объять необъятное – от тонкостей ведения крестьянского подворья до самых высоких материй. И тут вспоминается один из следующих моих приездов в его родное село, который лёг в основу публикации в нашей газете. Назывался тот материал, где подробно рассказывалось об истории и нынешней жизни чувашских татар, «Делить нам нечего, а поделиться есть чем». Эти слова сказал Фарит Абдуллович во время нашего интервью с кем-то из местных чиновников, и я вынесла их в заголовок потому, что они абсолютно точно отражали суть его устремлений. И снова приведу отрывок из той большой статьи, вышедшей в 2009 году:

«…Местные в шутку именуют село Урмаево татарской столицей Чувашии. В этом есть доля правды. Такие масштабные мероприятия, как здесь, не каждый крупный город осилит. В нынешнем году в двадцать второй раз прошёл Межрегиональный фестиваль татарской эстрадной песни «Урмай моны», открытие которого состоялось в Чебоксарах, а концерты победителей были проведены в селе и соседнем Ульяновске. В нём приняли участие около сорока профессиональных и самодеятельных исполнителей татарских и чувашских эстрадных песен Чувашии, восьми регионов России и Узбекистана. Мне же довелось побывать на другом фестивале, который потряс до глубины души. Это единственный в России фестиваль мусульманской песни ART-MEDHIA, который собрал нынче огромное число участников от Дагестана до Сибири.

– В жанре вокального, хорового, фольклорного пения произведений, касающихся темы этого фестиваля, у татарского народа немного, в основном они отображены в мунаджатах, – говорит заведующая кафедрой этнохудожественного творчества Казанского университета культуры и искусств доцент Алсу Еникеева, которая привезла на этот фестиваль популярный студенческий коллектив «Жомга кон». – И появление такого рода фестивалей, как «Арт-Медхиа», – это требование времени, и радует, что сегодня мы обращаемся к огромному пласту нашей культуры, пока ещё не востребованному в должной мере…»

Слова одного из самых авторитетных фольклористов Татарстана, ныне профессора Казанского госинститута культуры Алсу Еникеевой стали своеобразным эпиграфом ко всему, что делал на протяжении последних лет Фарит Гибатдинов. Будучи мишарином – плотью от плоти своего народа, он не просто знакомил мир с фольклором мишар, он по крупицам выискивал, хранил, давал вторую жизнь многим забытым даже в родном этносе вещам как материальным, так и духовным.

 

Открытие-мемориальной-доски2
Мемориальную доску открыли на здании Комсомольской детской школы искусств, которую более тридцати лет возглавлял Фарит Гибатдинов.

 

В ансамбле «Мишар», который стал его бережно взлелеянным детищем, он смог воплотить многое из своих задумок. Это восстановленное песенное народное творчество, настоящая научно-исследовательская работа в области фольклора. И замечу, что на основе материалов ансамбля «Мишар» была создана вокально-хореографическая композиция, которая включена в репертуар Госансамбля песни и танца Республики Татарстан. А что говорить о прикладном искусстве или возрождённых традиционных костюмах мишар Чувашии?

Тут мне вспомнился один эпизод. Звонит как-то Фарит, смеётся: «Представляешь, шьём новые головные уборы для женской части коллектива. Так вот нашли подобающий мех, рисую мастеру в ателье, как будет выглядеть на голове платок с шапкой, а он мне на полном серьёзе, мол, ты что?! Это же башкиры так носят. А я и говорю: «Салям, приехали! Ты думаешь, что мишарки в морозы в калфаках по улице ходили?» Пришлось с первоисточниками в руках убеждать, что мех испокон веков был в татарских нарядах!»

Много лет назад, представляя мне Фарита Гибатдинова, председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров сказал: «Это настоящий патриот своей нации. В своё время он возглавил детскую школу искусств в селе Комсомольском. И сейчас в районе шесть её филиалов, за последние пять лет появились новые отделения – чувашского и татарского фольклора, дизайна одежды. Ежегодно по три-четыре выпускника школы поступают в профильные среднеспециальные и высшие учебные заведения Чувашии и Татарстана. Благодаря ему школа стала лабораторией народного творчества. Здесь ежегодно проводятся мастер-классы, стажировки, семинары по фольклору для работников культуры республики с привлечением ведущих специалистов республиканских научно-методических центров, государственных ансамблей песни и танца обеих республик».

Вот так, шаг за шагом, по крупицам, прорываясь через непонимание, а иногда и сопротивление, собирая вокруг себя тех, кто на многие годы станут его соратниками и теперь продолжат его дело, создавал Фарит свой «урмайлэнд», как в шутку сказал однажды ему легенда мировой эстрады Бисер Киров, с которым он познакомился на нашем проекте «Алтын майдан». Помню, как долго выспрашивал Бисер Фарита о репертуаре «Мишара», слушая его увлечённый рассказ, вставляя свои реплики. «Фольклор – это основа основ, это истинное богатство народа», – говорил легендарный эстрадный певец, до своей кончины остававшийся президентом нашего проекта и его неизменным председателем жюри.

Это было в 2010 году, когда Гибатдинов впервые привёз свой урмаевский ансамбль на Эльбрус, где мы провели наш первый фестиваль «Алтын майдан». Ансамбль оставил яркое впечатление и потому тогда же получил приглашение на фестиваль, который прошёл в столице Турции Анкаре. Первая заграничная поездка «Мишара» открыла новые горизонты ансамблю, потом их было немало – одна интереснее другой. И с каждым годом так же интереснее и ярче становился ансамбль. Им уже гордились не только Чувашия и Татарстан, но и вся Россия, которую коллектив достойно представлял на самых престижных зарубежных сценах.

Мне всегда было важно, как отреагирует Фарит на ту или иную мою публикацию или тему. Часто, пытаясь составить своё мнение о событии или о ком-то, я звонила ему. Мне было важно услышать его мнение, сравнить со своими ощущениями, мыслями, впечатлениями.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще