Цирковое фэнтези, сцены на охоте и все о сиртаки

Казанская «первомайская» афиша – прекрасная альтернатива шашлыкам на природе. В особенности для ценителей эстетического послевкусия. Думается, многие из них рады будут вслушаться, например, в такой диалог: «Тукая не видели?» – «Нет, а он в Казани?» – «Да, вернулся…»

Автор статьи: Белла АХАТОВА

Фото: mavink.com; moscultura.ru; tatarstan.ru

СТРАСТИ ПО ТУКАЮ

В театре имени Камала идут последние приготовления к премьере, которая состоится 2 мая и, как можно заранее предположить, будет встречена неоднозначно, по крайней мере в среде блюстителей канонического образа “солнца татарской поэзии”. Речь о новом спектакле режиссера Айдара Заббарова «Возвращение Тукая» («Казанга Тукай кайткан») по пьесе Резеды Губаевой, в которой художественный вымысел соседствует с документом. Пьеса, конечно же, о легендарной личности, но не только. Авторами спектакля движет желание показать поэта живым человеком со сложной судьбой. Для зрителей картина, которая развернется на сцене, станет неким личным опытом взаимодействия здесь и сейчас с личностью Тукая, в роли которого на сцену выйдет харизматичный Эмиль Талипов.

Тем временем в Казанском цирке 1, 4 и 5 мая продолжатся показы еще одного спектакля, посвященного Тукаю, – театрально-циркового фэнтези «На Сенном базаре», премьера которого состоялась 26 апреля, в День родного языка. И это совершенно другая история. «Мы погружаем нашего поэта в цирковой сон, где он встречается со всеми персонажами, которых создал, – приоткрывает нехитрую сюжетную интригу режиссер-постановщик спектакля Ильгиз Зайниев. Нетрудно догадаться, что литературной основой спектакля послужила поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Цирковая же часть состоит из номеров в исполнении артистов трех цирков – казанского, московского и минского.

Ну а потенциальным зрителям остается только выбрать, какой Тукай им ближе, и определиться с местом встречи.

ИММЕРСИВНАЯ ГРИШАЕВА

Еще одна премьера состоится 2 мая в Казанском татарском ТЮЗе им. Г.Кариева. Здесь пройдет показ иммерсивного музыкального спектакля-импровизации «Лучший город Земли».

«За два часа вам предстоит понять что-то очень важное – про себя, про свой город, про жизнь», – обещают его создатели. По сюжету зрители попадают на съемки популярного телешоу, идущего в прямом эфире, который оказывается под угрозой срыва. А спасти положение могут все те же зрители с помощью своих творческих талантов. «Лучший город Земли» –  это совместный проект Казанского ТЮЗа и Московского театра РОСТА под руководством Нонны Гришаевой. Известная актриса театра и кино выступит в роли ведущей телешоу и будет наблюдать за происходящим по ту сторону большого экрана.

ПИСЬМА НА БЕРЕСТЕ

В Национальном музее РТ впервые представляет свою выставку Всероссийский историко-этнографический музей, расположенный в Тверской области, в старинном городе Торжке. Его коллекция берестяных грамот – третья по величине в России. Напомним, что берестяные грамоты – это памятники древнерусской письменности, дающие нам представление о повседневной жизни, быте, моральных и деловых качествах наших предков. Это их реальность, запечатленная на коре дерева, их слово, дошедшее до нас через века.

Выставочный проект «Ваше письмо получено. Откровения берестяных грамот» знакомит с артефактами конца XI – XIII веков, найденными на территории Торжка. Рассказ о каждой берестяной грамоте сопровождается комментариями археологов и реставраторов. Дополняют выставку экспонаты из собрания Национального музея РТ, изготовленные из бересты. Среди них – короба, туеса, шкатулки и т.д.

О ЧЕМ МОЛЧАТ ПОРТРЕТЫ

Не секрет, что особо ценную часть коллекции живописи Музея изобразительных искусств РТ составляют произведения портретного жанра. При создании выставки «Нефотография. Портрет XVIII – начала XX веков», открывшейся на днях в главном здании ГМИИ РТ, предпочтение отдавалось произведениям, редко покидающим запасники. В экспозиции представлены полотна выдающихся русских художников-портретистов – Д.Левицкого, В.Тропинина, К.Брюллова, И.Крамского, И.Репина, а также мастеров кисти, чье творчество было тесно связано с Казанью. Но выставка любопытна не только именами. В каком-то смысле по ней можно изучать историю казанского края. Здесь собраны портреты представителей известных фамилий, некогда свивших здесь свои «дворянские гнезда». Среди них Молоствовы, Толстые, Мусины-Пушкины, Александровы-Гейнс и многие другие. В состав экспозиции включены также произведения бытового жанра, дополняющие представление о жизни разных сословий того времени. Например, присутствует тема охоты как одного из любимых занятий мелкопоместного провинциального дворянства.

На выставке можно проследить историю и самого портрета – от парсуны (переходный жанр между иконописью и светским портретом) до портретной миниатюры, соединившей в себе материальную ценность оправы и драгоценность живописи.

НУРИЕВСКИЙ С ГРЕЧЕСКИМ АКЦЕНТОМ

По традиции в первой половине мая в столице республики стартуют два крупных музыкальных фестиваля – классического балета имени Рудольфа Нуриева и «Белая сирень» имени Сергея Рахманинова.

Нуриевский фестиваль нынче пройдет с 12 по 29 мая и откроется премьерой балета «Грек Зорба» на музыку Микиса Теодоракиса в постановке итальянского хореографа с русскими корнями и испанским именем Лорки Мясина. Он сын выдающегося хореографа Леонида Мясина, танцовщика и постановщика знаменитых в начале ХХ века «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

В основе либретто «Грека Зорба» – одноименный роман Никоса Казандзакиса. Действие спектакля происходит в небольшом городке на одном из греческих островов, где судьба сводит  рафинированного американца Джона и бедного крестьянина Зорбу. Последний  становится не просто проводником Джона в новую для него культуру, но через дух танца учит его самой сути жизни… Музыку написал композитор Микис Теодоракис, автор знаменитой мелодии «Сиртаки», ставшей одним из символов Греции.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще