О том, как в Казани создавали первый вертолет «Ансат», как промышленным предприятиям Татарстана утолить кадровый голод и за что Михаил Мишустин поблагодарил Ассоциацию предприятий и промышленников Татарстана, в эксклюзивном интервью «РТ» рассказал экс-гендиректор Казанского вертолетного завода, а ныне президент республиканской АПП Александр Лаврентьев.
ПРО ЧУБАЙСА И «КРАСНЫХ ДИРЕКТОРОВ»
– Александр Петрович, вы проработали на Казанском вертолетном 45 лет, из которых 23 года (с 1984-го по 2007-й) возглавляли завод. Интересует ваше авторитетное мнение о проблеме кадрового голода, от которого сейчас страдают многие предприятия. Можно ли во всем винить демографический кризис?
– Демография демографией, но чтобы привлечь на промышленные предприятия высококвалифицированные кадры, необходимо сделать заводы привлекательными для потенциальных работников. Долгие годы Россия, получавшая огромные деньги от деятельности отечественных предприятий, вкладывала их не в развитие своей экономики, а в западные банки. Бывший министр финансов Алексей Кудрин (занимал пост в 2000-2011 годах. – Прим. ред.) считал, что нужно делать запасы на «черный день». В итоге Запад, как известно, заморозил российские активы на 300 миллиардов евро. И сейчас страна вкладывает уже другие огромные деньги в реконструкцию предприятий, приобретение нового оборудования, его импортозамещение. Хотя это все это можно было сделать давно на те самые 300 миллиардов евро.
– Тогда нам много говорили про интеграцию в мировую экономику…
– Что хочу рассказать насчет интеграции. В марте 1992 года, когда я был гендиректором КВЗ, нас – производителей самолетов, вертолетов, паровозов, пароходов, – собрал председатель Госкомимущества Анатолий Чубайс и заявил: мол, мы у вас, предприятий оборонно-промышленного комплекса, ничего заказывать не будем, живите, как хотите, а гражданскую и военную технику будем закупать за рубежом, потому что интегрируемся в мировую экономику.
Один из маститых директоров на это возразил: «Анатолий Борисович, но если Запад не поставит для приобретенной техники комплектующие, что вы будете делать?». «А вы нас не пугайте, красные директора, у нас нефти много, мы все купим», – парировал Чубайс. Тогда мы впервые услышали по отношению к себе определение «красные директора». Понятно, что для Чубайса, у которого в качестве советников были американские эксперты, мы были «красными».
Без госзаказа радиоэлектронная, авиационная, станкостроительная и другие отрасли почти перестали существовать. Полностью рухнула отраслевая наука. Осознанное решение тогдашнего правительства – аннулировать отечественную гражданскую авиацию, заменив свои самолеты «Боингами» и «Эйрбасами».
В итоге Анатолий Чубайс сбежал за границу, а Президент России Владимир Путин теперь разгребает последствия действий руководства страны начала 90-х годов. Сейчас мы напрягаемся, чтобы наладить серийное производство Ту-204, Ту-214, МС-21.
НЕ ЗАХОТЕЛИ ВЫПУСКАТЬ КАСТРЮЛИ
– В этом году исполняется 25 лет с первого полета вертолета «Ансат». Как получилось, что проектированием этого летательного аппарата занимался КВЗ, ведь раньше это было прерогативой московских проектировщиков?
– После того, как советской власти пришел конец, завод пару лет жил по инерции – нашу продукцию (вертолеты Ми-8/17) брали в большом количестве, но потом продажи начали резко падать. И ребром встал вопрос: чем будет заниматься предприятие в дальнейшем? Переквалифицируется на выпуск кастрюль или останется производителем авиационной техники?
Тогда в России, кроме Ми-8, способного перевозить грузы в четыре тонны, не было других винтокрылов. Вот и гоняли Ми-8 на дальние расстояния с грузами по 200-500 килограммов. Нерентабельно, но во времена Советского Союза никто деньги не считал.
Рыночная экономика внесла коррективы. Перед нами встал вопрос: какой вертолет делать, чтобы он был востребован в новых условиях? Одному из институтов заказали технико-экономическое обоснование. Нам выдали результат – нужна легкая машина, способная перевозить груз до 1,1 тонны. Обратились к разработчикам Московского вертолетного завода. И там нам заявили: чтобы создать вертолет с такими характеристиками, нам нужен миллиард долларов. Мы подумали, что они пошутили, но нет!
И тогда мы с коллегами решили создать свое опытно-конструкторское бюро и разработать вертолет самостоятельно. К нам перешли несколько разработчиков с МВЗ, в их числе заместитель главного конструктора Алексей Иванович Степанов, талантливейший специалист.
С большим трудом получив необходимые лицензии и сертификаты, в 1997 году мы создали первый прототип вертолета «Ансат». Хотя москвичи, которые не хотели в нашем лице иметь конкурентов, противодействовали – пытались закрыть наше КБ, забрать вертолет. Пришлось обратиться за помощью к тогдашнему Президенту РТ Минтимеру Шаймиеву, который добился, чтобы у нас не отбирали лицензию и дали возможность производить вертолет.
Затраты на разработку «Ансата» составили 4,5 милиарда рублей. Деньги нам никто не выделял. То есть, по сути, вертолет создавался на средства работников завода. Правда, 70 миллионов нам выделил тогдашний мэр Казани Камиль Исхаков.
На сегодня в России летают уже около 200 разных «Ансатов» – от пассажирских и поисково-спасательных до медицинских.
РОДИТЕЛИ СОВЕТУЮТ НЕ СДАВАТЬ ФИЗИКУ
– Многие руководители предприятий жалуются не только на недостаточное количество, но и на качество подготовки молодых специалистов, которые приходят к ним на работу…
– Все начинается со школы. В этом году всего 36 процентов выпускников школ республики сдавали ЕГЭ по физике и профильной математике. При этом далеко не все сдавшие экзамены по этим предметам и поступившие в технические вузы доходят до конца обучения – их отчисляют за неуспеваемость. Обучение естественно-научным предметам в школах страдает. К слову, зачастую родители, желая добра своим чадам, советуют им не напрягаться и не сдавать ЕГЭ по физике или углубленной математике. Дескать, выбери лучше обществоведение, и пойдешь учиться на экономиста или юриста.
В советские годы за каждым предприятием были закреплены подшефные школы, которым мы помогали с оснащением, рассказывали, что происходит на заводах. И у детей появлялся интерес получить соответствующее образование, а потом прийти на предприятия. Сейчас в Татарстане также есть предприятия, которые создают в школах технические классы, но их единицы. Например, Завод им. Серго в Зеленодольске и Казанский вертолетный завод. А нужно, чтобы в процесс включились все, чтобы лет через пять экзамены по физике и математике выбирали как минимум 50 процентов выпускников.
Если говорить о вузах, то я рад тому, что Россия отказывается от Болонской системы высшего образования. Как инженер со стажем уверен, что за 4 года бакалавриата невозможно получить необходимые знания для того, чтобы затем, к примеру, проектировать сложнейшую авиационную технику. Сегодня говорится о возвращении специалитета, при котором мы учились в вузах 5-6 лет.
ДЕЙСТВУЮТ, КАК ПЫЛЕСОС
– Зарубежные компании сталкиваются с дефицитом квалифицированных специалистов?
– Нехватка специалистов с техническим образованием – мировая проблема, характерная для Франции, Германии, даже суперблагополучного Сингапура. Все решают ее по-своему. США, например, действуют, как пылесос – собирают отовсюду талантливых молодых людей с хорошим образованием.
Я был свидетелем, как американский медиамагнат, создатель сети Facebook (запрещена в России. – Прим. ред.) Марк Цукерберг выступал в Московском государственном университете перед студентами факультетов, связанных с высшей математикой, кибернетикой и информатикой. Он заявил, что готов принять в свою компанию любого выпускника этих факультетов: «Мы знаем ваш уровень образования, и нас это абсолютно устраивает. Проблем с жильем в Америке нет. Зарплата высокая. Подавайте заявки, грин-картами мы вас обеспечим».
В Германии мы посещали Лейпцигский университет. Встретили там много русских студентов, чехов, поляков и так далее. Обучение бесплатное, проживание в общежития стоит евро в месяц. Любой каприз – только приезжайте. Молодых людей учат там немецкому языку, в итоге 90 процентов из них остаются в Германии.
Россия, к сожалению, не может себе позволить создавать такие условия молодым иностранцам.
ПОДНЯЛИ ВОПРОС – ПОВЫСИЛИ ЗАРПЛАТУ
– Чем занимается Ассоциация предприятий и промышленников Татарстана, которую вы возглавляете?
– АПП РТ аккумулирует все проблемы, с которыми сталкивается промышленность Татарстана, доводит информацию до республиканских и федеральных властей, предлагает решения. Например, в прошлом году мы будировали на всех уровнях тему о том, что заработная плата в ОПК абсолютно неадекватна знаниям, квалификации людей, работающих в этой отрасли, и тому вкладу, который они вносят в обороноспособность и экономику страны. В конце 2023 года наша Ассоциация получила от Премьер-министра России Михаила Мишустина письмо с благодарностью, что мы подняли этот вопрос. Глава Правительства РФ сообщил о решении повысить уровень зарплаты на предприятиях ОПК.
Фото Владимир Васильев / «Татар-информ»