(слоган из фильма «Сёстры»)
На большие экраны выходит новый российский триллер «Сёстры». Фильм стал первой полнометражной работой режиссёра из Зеленодольска Ивана Петухова, который известен как сценарист нескольких «Ёлок» и сериала «Взаперти».
Сюжет картины разворачивается вокруг молодой женщины по имени Анна, отчаянно пытающейся разорвать отношения с мужем-абьюзером. Оказавшись в безвыходной ситуации, героиня узнаёт, что существуют мистические силы, готовые спасти её и сына из беды. С помощью особого обряда Аня призывает их на помощь.
Любопытно, что главную женскую роль в картине исполнила Ирина Старшенбаум. В одном из интервью актриса призналась, что часто сталкивалась с открытой агрессией со стороны мужчин. Компанию Ирине составил Никита Ефремов. Известный продолжатель актёрской династии получил роль главного злодея.
Авторы ленты сосредоточились в первую очередь на психологическом состоянии главной героини, избегая при этом сцен запредельной жестокости и насилия. Анна почти смиряется с ролью жертвы, пытаясь убедить себя в том, что с деспотом можно построить нормальные отношения. И только в конце киноленты женщина решается на отчаянный шаг – убийство…
Фильм снят на стыке жанров хоррора и психологической драмы. Привлекают хорошая актёрская игра и продуманные диалоги. Сама же история довольно банальна, и кинематографических откровений ждать не приходится. Зрителю ещё раз напомнили: наше благополучие во многом определяется тем, с кем мы вступаем в брак.
На протяжении фильма обстановка действия практически не меняется, что вызывает малоприятные ощущения. Практически всё разворачивается в одном пространстве – тёмной и мрачной квартире со множеством закрытых дверей. За окном туман – как символ безнадёжности и тоски. Напряжённая фоновая музыка, похожая на скрежет металла, не отпускает зрителей до самой последней сцены. В фильме есть место и для полной апатии, и для всепоглощающего ужаса. А некоторые моменты можно смело назвать психоделическими.
Однако у зрителя остаётся послевкусие недосказанности. Всё дело в том, что фильму не хватает истории. Жизнь семейной четы будто вырвали из контекста, обрубив прошлое. Да, есть несколько флешбэков, которые показывают главных героев юными и не по возрасту серьёзными. Из этих вставок мы узнаём, что родители Анны погибли в пожаре, и женщина винит себя в их смерти. Тем не менее ретроспективы не дают ответов на главные вопросы: были ли супруги когда-то счастливы вместе, как и почему муж Ани стал абьюзером. Соответственно, немного невнятным выглядит и образ самого истязателя. Режиссёру так и не удалось вылепить из героя Никиты Ефремова настоящего душегуба. Получился довольно предсказуемый персонаж, самая интересная особенность которого – таинственная полуулыбка.
Безусловно, в фильме есть сильные сцены, которые передают травмирующие чувства жертвы насилия. Идея картины прозрачна: женщина абсолютно беззащитна перед мужской агрессией. Но, увы, абьюз остаётся большой проблемой, с которой многие сталкиваются ежедневно. Затрагивается тема равнодушия в современном обществе. Ни соседи, ни свекровь Анны не желали слышать её криков о помощи. Одиночество среди людей становится, пожалуй, главной трагедией молодой женщины.
Создателей фильма всё же хочется поблагодарить за остросоциальность и отказ от утомительных штампов, встречающихся в фильмах ужасов. С учётом глубокого смысла и всех упущений режиссёра я бы поставила «Сёстрам» твёрдую четвёрку.