Чем будет удивлять театральный «Науруз»

Открывающийся 27 мая в Казани VIII Международный театрально-образовательный форум «Науруз», помимо традиционных мастер-классов для профессионалов, пройдет также под знаком «Больших гастролей».

Автор статьи: Белла АХАТОВА

Фото: kamalteatr.ru

Для тех, кто посвятил свою жизнь театру, самое страшное – это рутина, штампы, отсутствие творческого азарта. А образовательный форум «Науруз» – как раз то место, где деятелям театра предлагают встряхнуться и попробовать что-то новое, повысить свои компетенции, которые необходимы для общения со зрителем.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

С 27 мая по 1 июня в Казани в рамках театрального «Науруза» состоятся мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи, пластике, режиссуре, сценографии, менеджменту и PR, художественно-постановочной части и театральной критике. Педагогами выступят ведущие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Дорогого стоит, например, участие в нынешнем форуме легендарного театрального педагога Вениамина Фильштинского (Санкт-Петербург), в числе учеников которого такие актеры, как Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт. В этом году добавились также два новых образовательных направления: «Музыкальный театр» и «Музей и архив театра».

Каждый раз организаторы форума объявляют главную тему, которая будет задавать вектор будущих поисков. В предыдущие годы педагоги и участники «Науруза» творчески размышляли на такие темы, как «Текст», «Театр в эпоху ограничений», «Время», а в этом году точкой отсчета станет такое понятие, как предлагаемые обстоятельства. Оно является ключевым для всех без исключения сфер театральной деятельности. «В предлагаемых обстоятельствах произведения работают режиссеры, актеры, художники, композиторы. В предлагаемых обстоятельствах времени, места и целевой аудитории работают менеджеры и пиарщики. В определенных предлагаемых обстоятельствах жизни и зритель выбирает театр вместо сериала по телевизору или похода в ресторан…», – поясняют в театре им.Г.Камала, который неизменно выступает организатором образовательного форума. Также его площадками станут Казанский федеральный университет, театр «Экият», комплекс «Шарык клубы», Дом актера, творческая лаборатория «Угол», музей имени Г.Тукая и другие. Работа творческих секций будет проходить в том числе и в режиме онлайн, который впервые был опробован еще в период ковидных ограничений и доказал свою актуальность и востребованность.

Помимо собственно образовательной программы, своеобразным бонусом для участников форума станет возможность увидеть спектакли казанских театров и приглашенных коллективов.

МАЛЫЙ ТЕАТР УЖЕ ТУТ

Хедлайнер нынешнего форума – Малый театр России. В Казани в рамках «Науруза» завершится почти двухнедельное гастрольное турне прославленной труппы по городам Татарстана. «Благодаря федеральной программе «Большие гастроли» и поддержке Росконцерта мы сможем представить наши спектакли «Пиковая дама» и «На всякого мудреца довольно простоты» в трех городах, и это целых 12 показов», –  отметила директор Государственного академического Малого театра Тамара Михайлова.

Старт «большим гастролям» был дан 21 мая в Набережных Челнах на сцене Русского драматического театра «Мастеровые», а с 26 мая они продолжатся в Альметьевске. Здесь столичный театр сыграет свои спектакли во Дворце культуры «Нефтьче». Ну и далее по курсу – Казань. Лицезреть нынешних звезд Малого театра участники форума «Науруз» и жители столицы Татарстана будут на камаловской сцене четыре вечера подряд – с 31 мая по 3 июня.

«С театром имени Камала нас связывает давняя теплая дружба. Кроме того, в труппе этого театра служат выпускники нашего Щепкинского училища», – напомнила директор Малого театра.

Гастроли в Казани откроются спектаклем «Пиковая дама», который идет на исторической сцене Дома Островского с 2012 года. Режиссер Андрей Житинкин предложил свою версию повести Пушкина, в которой любовная драма переплетается с мистическим триллером, а знаменитая история про три карты, несмотря на строгую классическую форму, обретает невероятно современное звучание. Костюмы для спектакля придумал знаменитый кутюрье Вячеслав Зайцев. В сценической фантазии по пушкинской драме заняты народные артисты России Людмила Титова (Графиня), Валерий Бабятинский, Александр Вершинин и другие ведущие актеры театра.

Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского впервые была поставлена на знаменитой сцене в 1868 году. В советское время Малый театр обращался к ней трижды,  а в спектакле Владимира Бейлиса 2002 года, который поныне остается в репертуаре, играла легендарная Элина Быстрицкая. А сейчас в колоритной роли Клеопатры Львовны Мамаевой на сцену выходит народная артистка России Ирина Муравьева. Постановку отличают великолепная сценография, легкая, запоминающаяся музыка Шандора Каллоша и слаженный актерский ансамбль. Не говоря уже о том, что это одна из тех пьес, которые во все времена звучат остро и злободневно.

БРОДЯЧИЕ АКТЕРЫ И ТАНЦУЮЩИЕ ДЕРВИШИ

Гостями предстоящего театрального форума станут также два творческих коллектива из Турции – Государственный театр Анкары и Ансамбль кружащихся дервишей (г.Конья).

Турецкий государственный театр покажет свою недавнюю премьеру – спектакль «Убийство Гонзаго» в постановке Фарида Бикчантаева. Пьеса написана по мотивам «Гамлета», ее автор – болгарский драматург Недялко Йорданов. Действие в ней происходит в Эльсиноре, в числе персонажей – Полоний, Офелия, Горацио. Но главные действующие лица не они, а группа бродячих актеров, которые по просьбе Гамлета разыгрывают пьесу под названием «Убийство Гонзаго». Словом, на этот раз зрителям предстоит увидеть историю Гамлета глазами странствующих лицедеев.

Тому, кто хотя бы раз видел танцующих дервишей, не надо объяснять, насколько это завораживающее зрелище. Ритуальный танец последователей суфийской традиции называется «Сема» и, к слову, он внесен в Список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Это не просто медативное кружение в пространстве – каждое движение отточено и несет глубокий сакральный смысл. Увидеть  танцующих дервишей, что называется, вживую – редкая удача и ни с чем несравнимый опыт присутствия при таинстве рождения божественных вибраций. Разве не за этим же мы приходим в театр?..

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще