Человек модерна Баки Урманче

В Буинске появится музей Баки Урманче, для которого будет построено здание в стиле модерн. Сюда же переедет краеведческий музей.

Автор статьи: Белла АХАТОВА

Фото: tatar-inform.ru; vk.com; archi.ru

«Проект музея Баки Урманче одобрен, – написал в своем телеграм-канале глава Буинского района Ранис Камартдинов. – На сегодняшний день работы известного художника и скульптора, нашего земляка хранятся в разных местах. Поэтому мы выступили с инициативой увековечить память живописца и создать музей в его честь».

Проект буинского музея был представлен на первом в этом году заседании межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях и получил одобрение Раиса Татарстана. При этом Рустам Минниханов подчеркнул, что новые объекты не должны нарушать уже сложившийся исторический облик города.

Автор проекта – заслуженный архитектор России и Татарстана Герман Бакулин. «Герман Алексеевич – опытный архитектор, поэтому проанализировал все буинские памятники и сделал так, чтобы новый объект вписывался в историческую среду», – отметила в ходе обсуждения проекта помощник Раиса РТ Олеся Балтусова. По ее словам, Баки Урманче был модернистом, поэтому зданию музея архитектор тоже придал черты модерна. Например, украшением фасадов станут витражи.

Новое трехэтажное здание будет возведено в Буинске на пересечении улиц Розы Люксембург и Красноармейской. Общая площадь музея составит почти 1 тыс. кв.м. Строительство объекта оценили в 227,3 млн рублей, которые поступят из бюджета республики.

 

 

К слову, в Буинском районе, в селе Черки-Гришино, откуда родом Баки Урманче, уже есть небольшой музей его имени, где выставлены мемориальные вещи художника. Часть из них хранится также в краеведческом музее Буинска, который тоже переедет в новое здание.

Творческое наследие Баки Урманче насчитывает около 300 живописных полотен, более 150 скульптурных композиций и свыше 4000 графических листов. Но сегодня большая часть этого богатства рассредоточена по разным локациям, и ни одна из имеющихся музейных экспозиций не передает истинный масштаб дарования и личности художника. Например, в Казани есть только два места, где можно в любое время приобщиться к многогранному творчеству Баки Урманче: это крошечный с точки зрения выставочных площадей музей художника на улице Щапова и небольшая постоянная экспозиция в галерее «Хазине». Нельзя сказать, что в столице республики мало делается для увековечения памяти художника, и все-таки этого явно недостаточно. По крайней мере, хочется думать, что к предстоящему130-летию со дня рождения Баки Урманче полноценный музей его имени появится не только в Буинске, но и в Казани.

Возможно, это излишне, но все-таки напомним, что Баки Урманче – абсолютно уникальная личность: живописец, скульптор, график, сценограф, а также полиглот, музыкант, поэт, философ… Художник прожил 93 года и был очевидцем всех социальных катаклизмов XX века. Многое коснулось его лично. Лишениями и долгими скитаниями заплатил Урманче за свое право творить. В среде художников он не примыкал ни к «левым», ни к «правым», счастливо избежал увлечения крайностями модернизма и в то же время не принимал ортодоксального, ангажированного реализма. В творчестве Баки Урманче в первую очередь утолял собственную духовную жажду, жажду истины…

 


между тем

«Шкатулка» на берегу озера Кабан

 

 

В Казани стартовала реновация здания бывшей конторы завода братьев Крестовниковых. Объект расположен  на берегу озера Кабан. Двухэтажное здание из красного кирпича 1853 года постройки является объектом культурного наследия, но после пожара в апреле 2017 года лишилось кровли и перекрытий.

В настоящее время в здании ведутся противоаварийные работы, в реестр которых входит усиление кирпичной кладки и фундамента, инъецирование подземной части здания и гидроизоляция. Их выполнение может занять примерно пять месяцев, сообщили в группе компаний «СМУ-88», которая занимается реконструкцией.

После завершения комплекса противоаварийных работ будет реализован проект приспособления здания, предложенный московским архитектурным бюро Wall. По мнению проектировщиков, не обязательно восстанавливать строение до новодельного блеска, историческую архитектуру можно дополнить современной, не уничтожая память места. Авторы проекта предлагают зафиксировать «ощущение руин» и, по принципу шкатулки, спрятать внутри нее современный объем из бетона и стекла, где, помимо апартаментов и термального комплекса, расположатся крытая и открытая галереи, небольшие кафе, бутики и т.д. В музее под стеклянной крышей разместится, в частности, «археологический парк» с артефактами, найденными здесь же в ходе подготовительных работ (огромные дубовые бочки, колодец, чугунные ступени и др.).

Концепция «шкатулки» получила высокую оценку профессионального сообщества. Не исключено, что в случае успешной ее реализации будет положено начало преобразованию всего района, в котором сохранилось немало памятников промышленной архитектуры.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще