В КАЗАНЬ ВЕДУТ ГАЗ И СТРОЯТ РЕЧНОЙ ПОРТ
«Наш тост — за дружбу вековую, наш тост — за звезды на Кремле, наш тост — за партию родную, наш тост — за мир на всей земле!» – таким поздравительным стихотворением и изображением Спасской башни Московского кремля открывался номер «Советской Татарии» (так тогда называлась наша газета) за 1 января 1953 года.
На пороге нового года главный архитектор Казани Семен Копец рассказал, какие изменения ждут Казань, шагающую, как и вся страна, к победе коммунизма.
В 1953 году планировались масштабные работы по инженерной защите Казани от вод Куйбышевского моря, которое должно было образоваться после запуска Куйбышевской ГЭС. От Казанского Кремля до территории речного порта (который еще предстояло построить) собирались протянуть защитную дамбу (она же – Казанская набережная). А дамбы через реку Казанку предстояло расширить до 30 метров, чтобы улучшить транспортное сообщение центра города с отдаленными районами — Ленинским и Кировским.
Весь год в нашей газете печаталась хроника строительства Казанского речного порта. Рядом со стройкой в Сталинском районе (ныне Приволжский) вырос целый городок площадью шесть гектаров. Там разместились бытовки строителей, техника, склады горючих и смазочных материалов, кузница. От конечной остановки трамвайного маршрута №7 до городка потребовалось проложить новую дорогу протяженностью около 800 метров, что и было сделано.
Еще одна важная задача, которую ставили перед собой тогда градостроители – газификация Казани (в 1953 году началось строительство первого в республике магистрального газопровода «Миннибаево-Казань», но в первые дома столицы республики голубое топливо поступило только в 1954 году — Авт.).
Наряду с репортажами об успехах строителей, преображении Казани и всей республики, наша газета публиковала и критические материалы об «отдельных недостатках», в том числе на основе читательских писем.
Например, казанец А.Афанасьев сообщил, что купил своему семилетнему сыну две пары туфель казанской фабрики «Спартак». Одна пара развалилась через неделю, другая — через две. Претензии к работникам комбината результатов не дали. И тогда Афанасьев написал стихи о наболевшем: «Наша фабрика «Спартак» выпускает часто брак. Посмотрите, в самом деле, туфли носятся неделю…»
А жители поселка Константиновка Столбищенского района (ныне упразднен) пожаловались, что у них в магазине нет соли, поскольку начальник местного сельпо считает ее слишком дешевым и неприбыльным товаром и завозить отказывается.
СМЕРТЬ ВОЖДЯ И СНИЖЕНИЕ ЦЕН
30 января «Советская Татария» сообщила, что Иосиф Виссарионович Сталин дал согласие баллотироваться в депутаты Казанского городского совета депутатов трудящихся по избирательному округу № 520: «Это известие с молниеносной быстротой облетело все фабрики и заводы, учреждения и учебные заведения Казани. Горячей любовью к великому организатору и вдохновителю всех наших побед наполнены сердца советских людей».
Тут надо пояснить, что Сталина тогда выдвигали кандидатом на выборах во многие местные Советы по всей стране — такая была традиция. Выборы прошли в воскресенье, 22 февраля и товарищ Сталин, конечно же, прошел в депутаты Казанского горсовета.
А вскоре грянул гром. Сначала СМИ публиковали бюллетени о состоянии здоровья И.В.Сталина, а 5 марта врачи констатировали, что сердце соратника и гениального продолжателя дела Ленина, мудрого вождя и учителя Коммунистической партии и советского народа Иосифа Виссарионовича Сталина перестало биться.
9 марта тысячи людей собрались на площади Свободы в Казани, чтобы послушать трансляцию траурного митинга с Красной площади. Делегация ТАССР выехала в Москву для участия в церемонии прощания, которая прошла в Колонном зале Дома Союзов.
В дни всенародного траура миллионы людей из разных концов нашей страны посетили выставку подарков Сталину от народов СССР и зарубежных друзей.
С 1947 года цены на товары народного потребления в Советском Союзе снижали ежегодно. Самое серьезное снижение – на 5-50 процентов произошло уже после смерти вождя – 1 апреля 1953 года.
На фотографии в нашей газете запечатлен первый день торговли по сниженным ценам в магазине «Гастроном №2» на улице Комлева в Казани. Прилавки полны, две продавщицы бойко торгуют колбасой, консервами и другими продуктами.
ПЛОТ-ГИГАНТ НА ВОЛГЕ
Гигантский плот длиной более 500 м и шириной более 200 м прошел по Волге в 1953 году. И не пустой, а груженый 100 тыс. кубометров строительной древесины. По кубатуре это был самый большой плот за всю историю лесосплава на великой русской реке. Если весь этот лес перевозить по железной дороге, потребовалось бы 5000 вагонов. Путь плота-гиганта был далек. Он вышел из Козьмодемьянска и должен был доставить две трети леса в Сталинград, остальное — в Астрахань.
Примечательно, что вел плот наш земляк Александр Григорьев, капитан парохода «Валерий Чкалов», который и до того водил большегрузные плоты. «Мне удалось впервые на Волге провести за одним пароходом спаренный плот в 60 тысяч кубометров древесины, затем строенный плот в 84 тысячи кубометров», – вспоминал он на страницах нашей газеты.
Когда плот-рекордсмен добрался до Казани, возникли трудности с его прохождением под железнодорожным мостом через Волгу. Гигантский караван разделили на три самостоятельных плота, из которых он был сформирован перед выходов в плавание. Каждую часть капитан парохода «Валерий Чкалов» мастерски провел под мостом, а затем плот снова соединили в одно целое. В целом эта техническая операция заняла сутки — намного меньше, чем положено по нормам.
О том, как стахановцы Страны Советов соединили рукотворным каналом Волгу и Дон, мы уже рассказывали в публикации, посвященной 1952-му году. Волго-Донской судоходный канал им. В.И.Ленина — первенец великих строек коммунизма. А 18 мая 1953 года к казанскому пассажирскому дебаркадеру причалил пароход «Марксист», следовавший из Москвы в Ростов. Вместе с теплоходом «Сергей Киров», шедшим из Ростова в столицу (прибыл в Казань 19 мая), эти два судна открыли пассажирское движение на линии Москва — Ростов.
«Вслед за нами идут на Волго-Дон и другие паротеплоходы. Нынче на этой линии начнут работать и дизель-электропароходы новейшей конструкции», – рассказала корреспонденту нашей газеты капитан парохода «Марксист» Мария Попова.
С 1953 года до наших дней по Волге прошло много судов. Будем надеяться, что созданная недавно в республике компания «Флот РТ» возродит речные перевозки и впишет в историю татарстанского флота новые славные страницы. Но это уже совсем другая история…