Будем ездить на «Жигулях» по цене «Мерседеса»: утильсбор перепишет ценники на авто в Татарстане

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

Сразу на треть подорожают автомобили из-за очередного повышения утильсбора. Платеж планируется поднять дважды – в октябре и январе, в итоге ставка вырастет больше чем вдвое. Из-за этого, опасаются автоэксперты, дилеры могут остаться без клиентов, ведь покупка авто вкупе с неподъемными кредитами станет для многих недоступной роскошью. А уже сейчас цены на большинство машин сравнялись со стоимостью однокомнатной хрущевки в Казани. В ситуации разбирался корреспондент «РТ».

Будем ездить на «Жигулях» по цене «Мерседеса»: утильсбор перепишет ценники на авто в Татарстане

ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ С МАСШТАБНОЙ БОРЬБЫ С «СЕРЫМ» ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ИМПОРТОМ

Масштабную борьбу с «серым» параллельным импортом Правительство РФ развернуло осенью 2023 года. Тогда вышло постановление, увеличивающее ставку утилизационного сбора на ввезенные машины в сотни раз – с нескольких тысяч рублей до миллиона и более. Предполагалось, что физлиц, которые привозят из стран Евразийского экономического союза авто для себя, повышение не коснется, а лишь уберет с рынка перекупщиков. Но по факту в ловушке оказались тысячи обычных людей, которым при регистрации машины выставили огромные счета. Как оказалось, дело в таможенных декларациях: зачастую машины из дальнего зарубежья посредники растаможивали в Киргизии, но делали это по товарной декларации (для юрлиц и ИП), а не по пассажирской для обычных физлиц. И большое количество покупателей, не знающих эти тонкости, попало на большие деньги.

С 1 апреля гайки для перекупщиков закрутили еще сильнее, выпустив постановление, которое уравняло стоимость растаможки авто в России и странах ЕАЭС. Теперь нет смысла растаможивать машины в Киргизии по заниженной стоимости, ведь разницу этого самого занижения в России приплюсуют к ставке утильсбора. Как итог – машины заходят на территорию России по одинаковым ценам. А перекупщикам осталось зарабатывать только на эксклюзивности и задорого привозить европейские машины, которые пока не представлены в салонах.

НА ГРАНИЦАХ ОЧЕРЕДИ – ДИЛЕРЫ И ЧАСТНИКИ ПЫТАЮТСЯ МАКСИМАЛЬНО ВВЕЗТИ МАШИНЫ

Недавно дилеров и будущих покупателей снова «обрадовали»: утильсбор будет дорожать. С 1 октября его проиндексируют на 70-85% в рамках долгосрочной шкалы до 2030 года. С 1 января каждого последующего года ставка утильсбора будет индексироваться на 10-20%. «Утверждена долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также для некоторых видов дорожно-строительной техники», – сообщили в Минпромторге РФ.

В итоге ввезти машину станет как минимум вдвое дороже. Исполнительный директор Ассоциации автомобильных дилеров РФ Игорь Чикин в беседе с «РТ» отметил, что цены на авто могут взлететь на треть. Масло в огонь подливают и проблемы с платежами.

«Китайские банки из-за санкций США боятся принимать платежи от компаний из РФ. Платежи проходят долго, ведь они идут через страны-посредники с комиссионным вознаграждением и могут зависнуть где-то месяца на два. Бывает, что в итоге банк в Китае отказывает в приеме средств. Автодилеры не могут оплатить заказы на автомобили и запчасти», – рассказывает он и добавляет, что из-за этих простоев возможно повышение стоимости, «ведь время – это кредитные ресурсы».

«Думаю, что вкупе с влиянием повышенного утильсбора с октября по январь все машины подорожают примерно на треть. Сейчас на границах большие очереди. И дилеры, и частники пытаются максимально ввезти машины, так как боятся, что с новыми ценами продажи упадут. С увеличением утильсбора новые машины станут покупать всё меньше и меньше, ведь платежеспособность населения не увеличится. Может дойти до того, что дилеры будут разоряться», – опасается Чикин.

БУДЕМ КОПИТЬ НА МАШИНУ ВСЮ ЖИЗНЬ

Отвечая на вопрос корреспондента «РТ» о том, почему дилеры постоянно говорят о росте продаж, Чикин привел данные статистики. Так, в 2014 году по стране было продано 2,7 млн новых авто, а в 2023-м – 1,3 млн. «По нашим расчетам, если утильсбор так и будет расти, то к 2030 году (до 2030 года его планируется повышать ежегодно на 10-20%. – Прим. ред.) будет продаваться 600-700 тысяч автомобилей», – поделился он. При этом речь о развитии производства, по словам исполнительного директора ассоциации, не идет.

«Один завод с полным циклом производства рентабелен, когда производится больше 300 тысяч машин в год. “АВТОВАЗ” уже производит 500 тысяч машин в год, а общая мощность производства автомобилей в России – 1,8 миллиона штук. Получается, что у нас уже производственные мощности превышают потребление. С экспортом сложности, в другие страны уходит очень мало. На кредиты ставки тоже огромные, у нас нет людей, которые могут выплачивать такие проценты. Так что всё идет к тому, что будем копить на машину всю жизнь и ездить на “Жигулях” по цене “Мерседеса”», – нарисовал перспективы Игорь Чикин.

ЦЕНЫ НА БОЛЬШИНСТВО МАШИН УЖЕ СРАВНЯЛИСЬ СО СТОИМОСТЬЮ ОДНОКОМНАТНОЙ ХРУЩЕВКИ

Руководитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов в беседе с корреспондентом «РТ» отметил, что изменения цен стоит ждать не раньше нового года. В 2025-м машины действительно могут подорожать на треть: «Сейчас, осенью, все будут стараться продать то, что есть в наличии и было завезено по старым тарифам, чтобы закрыть год. Возможны даже скидки, акции, поэтому продажи сейчас увеличатся. Им в этом году надо продать машины 2024 года. Даже если авто и подорожают, продавцы будут держать цены, получать минимальную прибыль или выходить в ноль, лишь бы это всё продать. А после Нового года продавцы будут закупаться по новым ставкам утильсбора и, конечно, повысят цены», – считает Золотов.

Ажиотажа на авторынке эксперт не видит, потому что цены на машины запредельные. Единственное, те, кто привез европейские автомобили по параллельному импорту, сейчас торопятся растаможить их по старым тарифам, чтобы не попасть в ловушку, как это было в прошлом году.

«Если раньше бюджет 2,5 миллиона рублей на машину считался очень хорошим, было из чего выбрать, то сейчас эта сумма – минимум, за который можно хоть что-то купить. Цены на большинство машин уже сравнялись со стоимостью однокомнатной хрущевки в Казани. Та же «Лада» в ОАЭ или Белоруссии стоит дешевле, чем у нас. На экспорт машины уходят с низкой стоимостью, а для внутреннего рынка производитель ставит максимальную цену. Рост цен на наши машины происходит еще и из-за удорожания логистики и запчастей – большинство деталей привозные», – подчеркивает эксперт.

КОЛИЧЕСТВО ОБЪЯВЛЕНИЙ О ПРОДАЖЕ НОВЫХ «КИТАЙЦЕВ» ВЫРОСЛО В ТРИ РАЗА

В свою очередь аналитик данных «Авито Авто» Артём Соколов на пресс-конференции в Казани рассказал журналистам, что по ПФО (как и по Татарстану) за год число объявлений о продаже новых авто увеличилось более чем в два раза. В основном это заслуга китайских брендов. Сейчас этих предложений почти 70% среди всех объявлений. А за последние пару лет количество объявлений о продаже новых китайских машин выросло в три раза. На вторичном рынке же их пока нет, так как обычно на время гарантийного срока (три-пять лет) собственники машины не продают. Здесь в топе традиционно «Лада»,  Kia и Hyndai.

«Мы эту историю уже проходили, это то же самое, как было в начале 2000-х, когда на рынок заходили корейские автомобили. Тоже изначально с опаской, осторожненько на них смотрели, думали, что старенькая, проверенная Toyota 1985 года выпуска, где уже каждый болтик знаком, всё же надежнее. Но времена идут, доверие завоевывается, и сейчас корейские автомобили у нас уверенно занимают свою нишу. С китайскими, думаю, будет так же и на вторичном рынке», – считает Соколов.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ ОСТАЛИСЬ ТЕ ЖЕ

На вопрос корреспондента «РТ», видят ли аналитики изменения на рынке из-за грядущего повышения утильсбора, спикер ответил: нет. «В прошлом году эта новость была более масштабная, и как раз рост спроса пришелся на это время, все спешили купить. А где ажиотаж, там и рост цен, сейчас пока мы не видим ни того, ни другого», – сказал Соколов.

Нет пока и изменений на вторичном рынке, говорит руководитель татарстанской компании «Твой Автоэксперт» Павел Кузнецов. Цены не идут ни вверх, ни вниз. Предпочтения покупателей остались те же: премиальные BMW, Mersedes, Porshe 2015-2020 годов выпуска и более бюджетные Hyndai, Kia, Mazda.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
3
Еще