Близкое сердцу слово «Елабуга»

Первый директор Елабужского музея-заповедника написала книгу о том, как всё начиналось

Елабуга как туристический и культурный центр «выстрелила» в 2000-е. А основы были заложены гораздо раньше – ещё в 70–80-е годы прошлого века. Об этом – книга Доларис Галлямовой, одной из тех, кто стоял у истоков создания государственного музея-заповедника. 

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Фото: ЕГМЗ

Первый директор Елабужского музея-заповедника написала книгу о том, как всё начиналось

 

Галлямова
Доларис Галлямова (слева) и Гульзада Руденко на 30-летии музея-заповедника.

Сейчас кажется, что Елабуга всегда была такой: притягательной для туристов, богатой на события, известной всей стране и за пределами России. Что так сложилось само собой, благодаря богатому историческому наследию. Но Елабуга как туристический и культурный центр «выстрелила» в 2000-е. А основы были заложены гораздо раньше – ещё в 70–80-е годы прошлого века. Об этом – книга Доларис Галлямовой, одной из тех, кто стоял у истоков создания в прикамском городе государственного музея-заповедника. 

 

ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ ГРОМЧЕ

Она почётная елабужанка, сейчас живёт в Казани. Но жизнь её связана с городом на Каме. И название книги – ностальгическое: «Елабуга… Серд­цу близкое звучанье».

Если бы попросили описать Доларис Гайнетдиновну одной фразой, я бы сказала: татарская Коко Шанель. Всегда подчёркнуто элегантная, амбициозная, деятельная, она стала яркой персоной в Елабуге советской эпохи. А её главное детище – Елабужский государственный музей-заповедник, первым директором которого она стала в 1990 году.

«Мне посчастливилось возглавить это принципиально новое учреждение, с первых дней участвовать в его становлении. Благодарю судьбу…» – пишет она в предисловии и отмечает, что эта книга – не просто воспоминания, а повествование о пережитом и сотворённом вместе с людьми – её современниками, наставниками, коллегами. В книге действительно много имён, историй, документов, интереснейших фотографий, на которых запечатлены памятные для города события и лица людей, к ним причастных.

Доларис Галлямова прожила в Елабуге четыре десятка лет. Она уроженка Муслюмовского района. Уже после седьмого класса из-за трудного положения семьи пошла в штукатуры, работала на крупных стройках в Челябинске, стала лучшей среди молодых строителей города. Но было огромное желание поступить в вуз. Выбор пал на Елабугу, ведь о здешнем пединституте она слышала много хорошего. Очарование городом сохранилось с первой встречи на всю жизнь.

Её выбрали председателем студсовета, потом была работа в институтском и городском комитетах комсомола… В 1980-м – новая ступень: предложили стать секретарём по идеологии горкома КПСС. Несмотря на название должности, заниматься предстояло вопросами культуры, образования, медицины… Перед секретарём поставили задачу: громче заявить о Елабуге, показать значение имён известных елабужан, обеспечить публикации в различных изданиях. Всё это должно было помочь созданию в Елабуге музея под открытым небом. Тогда же, в 1980-м, состоялось празднование 200-летия Елабуги – даты, когда село получило статус города.

 

МОГУЧИЙ, КАК НЕСОКРУШИМЫЙ ДУБ

Подготовка велась с размахом, вспоминает Доларис Гайнетдиновна. Юбилей был отмечен установкой памятника Ленину известного скульптора Александра Кибальникова. Автор лично приехал на торжества. После открытия памятника, на которое пришли тысячи елабужан, состоялось яркое театрализованное представление.

С начала 1980-х годов руководство города стало всё яснее понимать, что исторический и культурный потенциал поселения должен использоваться как преимущество Елабуги, пишет Галлямова. Разработали программу по увековечиванию памяти известных людей, живших в городе, составили календарь юбилейных дат. В числе первых оказалось 150-летие уроженца Елабуги, прославленного пейзажиста Ивана Шишкина. Готовясь к этому событию, наладили контакт с Академией художеств и Союзом художников страны. В январе 1982 года на родину живописца приехали его потомки, в том числе правнучка Марина Рыбальская, а также многочисленные гости юбилея.

Была одобрена идея установки памятника живописцу. Скульптор Юрий Орехов сам приехал в Елабугу, чтобы определить место. И выбор сделал очень удачный. Монумент был установлен только через десять лет. Он и по сей день является, пожалуй, самым впечатляющим памятником в Елабуге. «Могучий, как несокрушимый дуб с его же картин», «зоркий взгляд художника устремлён в «дали далече», – так описывает этот памятник Галлямова.

 


С начала 1980-х годов руководство города стало всё яснее понимать, что исторический и культурный потенциал поселения должен использоваться как преимущество Елабуги, пишет Галлямова. Разработали программу по увековечиванию памяти известных людей, живших в городе, составили календарь юбилейных дат


 

Вспоминает она и о том, как возрождался интерес к персоне кавалерист-девицы Надежды Дуровой, которая стала прототипом героини фильма «Гусарская баллада». В Елабуге Дурова прожила много лет после того, как ушла в отставку с военной службы. В 1983 году отметили 200-летний юбилей со дня её рождения. А спустя несколько лет было решено открыть музей-усадьбу. Эти события стали основой для дальнейшей музейной и научной деятельности. С тех пор проделана огромная работа по поиску и объединению потомков кавалерист-девицы, живущих в разных странах. Они не раз собирались в Елабуге, а события, связанные с именем Дуровой, становились яркими праздниками с участием военных реконструкторов. 

Отдельная глава книги рассказывает обо всём, что связано с именем Марины Цветаевой. О ней не принято было говорить в советское время, но уже с 1960-х годов местные филологи начали по крупицам восстанавливать события недолгого пребывания поэта в Елабуге. Только после перестройки всё изменилось, о Цветаевой заговорили громко. Словно символизирует эти перемены архивное фото из книги: Борис Ельцин у могилы Цветаевой, 1990 год. Доларис Галлямова рассказывает ему о судьбе поэта. А через несколько лет начали проектировать музейный комплекс Марины Цветаевой, организовали первые Цветаевские чтения. Всем этим занимался музей-заповедник, находя поддерж­ку у первого Президента Татар­стана Минтимера Шаймиева и местных руководителей. Первые чтения собрали литераторов, переводчиков стихов Цветаевой из Японии, Франции, Италии.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ГОРОДСКОГО МАСШТАБА

Следующие главы книги посвящены истории создания и первым годам работы нового для Елабуги учреждения – государственного музея-заповедника. Доларис Галлямова пишет о том времени с трепетом.

Пакет документов начали готовить ещё в 1980-х, в 1988 году он был одобрен республиканским руководством. Требовалось огромное количество заключений различных комиссий, теперь уже на государственном уровне. Это было время постоянных поездок в Москву, переговоров. Пришлось подключать влиятельных людей столицы. Идея заключалась в том, что в зоне развёрнутого на востоке Татарии промышленного узла Елабуге предназначалось стать туристическим центром, зоной отдыха не только для жителей городов, вошедших в эту группу, но и для республики, а в последующем и для страны в целом.

Шли долгие согласования, а тем временем надвигалось время потрясений. Инициаторы проекта понимали, что нужно торопиться и добиваться принятия официального документа. Способствовал этому бывший первый секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев, работавший в ту пору первым заместителем Председателя Совета Министров РСФСР. Через месяц после встречи Галлямовой с ним вышло постановление Совмина о создании Елабужского государственного музея-заповедника. Был август 1989 года.

Доларис Гайнетдиновна вспоминает, какой была тогда Елабуга: памятники истории и архитектуры всё больше ветшали, оставляли впечатление запущенности. В сохранении и использовании объектов культурного значения не было системности, которая стала появляться с созданием музея-заповедника. Начинать работу новому учреждению пришлось в условиях кризиса политической системы и экономики. Но промедление грозило невосполнимым уроном для облика города, так как стали захватываться или сноситься исторические здания, пишет автор книги.

 


В 2000-х годах Елабуга переживала своеобразный ренессанс. Здесь проводилось множество мероприятий российского и международного уровня, оживилась экономика, завязывались контакты, приезжали самые разные делегации. Всем гостям непременно рассказывали об истории города, приглашали в музеи


 

Музей-заповедник стал под­разделением Министерства культуры РТ. Началась большая работа по реставрации, туристическому освоению Елабуги. Велись работы в музее-усадьбе Дуровой, Доме-музее Шишкина, приводили в порядок купеческие особняки. Шло формирование коллектива, появилась чёткая структура учреждения.

Значимостью дела, за которое взялся музей-заповедник, прониклись руководители городских предприятий. Жители Елабуги стали больше интересоваться историей родного города, гордиться ею. В 1993 году Правительство республики закрепило за музеем-заповедником почти 500 гектаров территории в исторической части города. К 2000 году на учёте состояло 226 памятников федерального, республиканского и местного значения. Несмотря на ограниченное финансирование, были сформированы значительные музейные фонды.

Тогда же были сделаны первые шаги в туристическом бизнесе, начала формироваться необходимая для привлечения туристов инфраструктура. Это стало одним из главных направлений развития, «национальной идеей» в масштабах города.

В 2000-х годах Елабуга переживала своеобразный ренессанс. Здесь проводилось множество мероприятий российского и международного уровня, оживилась экономика, завязывались контакты, приезжали самые разные делегации. Всем гостям непременно рассказывали об истории города, приглашали в музеи. Елабугу посетили послы Франции, Великобритании, Японии и других стран, представители ЮНЕСКО. Елабужский государственный музей-заповедник стал соучредителем Союза музеев России, город посетил президент организации, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

С 2002 года музеем-заповедником руководит Гульзада Руденко. Доларис Галлямова высоко оценивает результаты труда своей преемницы, отмечая, что она «человек, глубоко понимающий миссию современного музея и любящий своё дело». А привычное состояние для коллектива музея-заповедника – работа с горящими глазами, нередко на износ, и полная самоотдача. История и культура Елабужского края находятся в надёжных руках, уверена Доларис Гайнетдиновна. И верит, что о Елабуге будет написано ещё немало книг.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще