Без елки и Деда Мороза, зато с «моржами» и проститутками: как Казань встречала 1925 год

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

Фото: «РТ»

Как справляли Новый год в Казани сто лет назад? Тогда еще не было привычных нам елок для детей с яркими представлениями и обязательными Дедом Морозом и Снегурочкой. Рождество запрещается и даже елки дома осуждаются как пережиток прошлого. Атмосферу того непростого времени прекрасно передают номера нашей газеты, которая век назад называлась «Красная Татария». Так давайте вместе отправимся в прошлое!

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

«ДОЛОЙ ВЕКОВЫЕ ОБМАНЫ!»

В середине 20-х годов прошлого века в молодой Стране Советов велась жесткая антирелигиозная кампания. В «Красной Татарии» регулярно печатались статьи, направленные против религии в целом и религиозных праздников в частности. Так, рабкоры нашей газеты активно выступали против празднования «рождества» (именно так, с маленькой буквы и в кавычках это слово тогда писали в газете) и вели соответствующую пропаганду на своих предприятиях.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

В номере за 25 декабря 1924 года под заголовком «Пролетарии Татарии против празднования «рождества» сообщается, как трудовые коллективы дружно решают не отмечать праздник, «являющийся пережитком гнилых религиозных предрассудков», и выступают против рубки елок для украшения домов. «Долой вековые обманы религии!» – так заканчивается заметка нашего рабочего корреспондента с завода «Красный металлист».

При этом вакуум, возникший после отмены Рождества, еще не был заполнен. Привычный нам добрый волшебник Дед Мороз впервые появился в Советском Союзе только в 1935 году, а его красавица-внучка Снегурочка еще позже – в 1937-м. Так что ни в конце 1924-го, ни в начале 1925 года никаких фотографий с елками и Дедом Морозом в «Красной Татарии» нет.

«МОРЖИ» ЗАЖИГАЮТ

А про что же тогда писали? Например, 1 января 1925 года в газете вышел репортаж про казанских «моржей», которые купаются в проруби даже при минус 30.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

Одним из них оказался работник телеграфа Самарцев, который, как выяснилось, купается в проруби еще с 1908 года. Мужчина рассказал, что от переутомления на работе заболел тяжелой формой туберкулеза. Врачи признали его безнадежным и рекомендовали ехать доживать последние дни на теплое море. Однако приговоренный к смерти Самарцев, которому уже нечего было терять, бросился головой в ледяную прорубь. «Авось это крайнее средство поможет», – подумал он. И не прогадал. Зимнее купанье в течение 17 лет переродило его: тело мужчины стало мускулистым, нервы крепкими, он перестал уставать и всегда был энергичен и бодр. И только на одно неудобство пожаловался «морж»: нельзя надевать пальто – кровь у Самарцева настолько разгорячилась, что в пальто ему становилось жарко даже в трескучие морозы, так что приходится щеголять в пиджаке, что немножко неприлично.

АВАНГАРД? ЕЩЕ КАКОЙ!

1920-е годы в СССР называют эпохой авангарда. Это было время новаторства и экспериментов или, как бы сейчас сказали, креатива в искусстве, литературе, архитектуре и других сферах жизни. Это видно и по верстке газеты «Красная Татария». Название издания могли сместить с его привычного места ради эффектного рисунка или заголовка.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

Вот, например, читатель переворачивает газетную полосу и видит почти белый лист, эта пустота сразу привлекает внимание. По диагонали на полосе размещены небольшие прямоугольники текста. Так была оформлена информация о подписке на ежедневную газету «Красная Татария». Выписать нашу газету на год стоило 10 рублей, 10 копеек в месяц надо было добавить за пересылку по почте, а такса за доставку на дом в Казани была 15 копеек.

Внизу полосы – несколько рисунков, которые символизировали «эволюцию»: от обезьяны, не знающей и не читающей «Красную Татарию», до просвещенного человека, который всегда выписывает и всегда читает газету, поэтому все и всегда знает.

НОЧНАЯ БАБОЧКА, НУ КТО ЖЕ ВИНОВАТ?

«Проституция в Казани» – статья под таким заголовком обличает острую социальную проблему. Как следует из доклада доктора Ротштейна на заседании совета по борьбе с проституцией при Танаркомздраве, главная причина проституции – вытеснение женщин с производства, куда гораздо охотнее принимают мужчин. Отсутствие работы и толкает представительниц прекрасного пола на скользкую дорожку. При этом из 60 проституток, отловленных городским венерологическим диспансером «по следам заражения», 50% оказались неграмотными.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

Единственно верное средство борьбы с женской с проституцией – это дать женщине возможность работать, делает вывод автор статьи.

Середина 20-х годов – это еще и НЭП: в нашей стране строился социализм, но с элементами капитализма. И снова человек взялся эксплуатировать человека. Например, владельцев парикмахерских Зайцева и Степанова поймали на том, что они используют труд подростков, оформив на них документы об опеке в отделе Татнаркомпроса. Первый взял таким образом на работу 17-летнего паренька, второй – 17-летнюю девушку. И такие «усыновление» и «опека» процветали – в других парикмахерских Казани также работали подростки под видом «сыночков» и «дочек».

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

«Мошки в окрошке» – в этой рубрике нашей газеты сообщалось о недостатках на производстве и в быту. Например, казанские рабочие жаловались на то, что утром им подолгу приходится ждать первый трамвай, иногда он появлялся тогда, когда рабочие уже добрались до своих фабрик пешком. Оказалось, задержка происходила в трамвайном парке: вагоновожатые и кондукторы спорили, кому выезжать на линию первым.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

ПЕРВЫЕ АВТОБУСЫ

В начале 1925 года в Казани решался вопрос, быть или не быть автобусному движению в городе, где до сей поры ходили только трамваи. Свое представительство в столице Татарии собиралось открыть акционерное общество «Автопромторг», уже организовавшее пассажирские и грузовые перевозки в разных республиках СССР. В Казань организация, если местные власти дадут ей наладить транспортное дело, собиралась поставить автобусы американской фирмы Ford. «Казань нуждается в хорошем сообщении с окраинами, нуждается и в обновлении механического транспорта, который находится в изношенном состоянии», – доводы в пользу «транспортной реформы» 1925 года звучат по-прежнему актуально.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

В итоге первыми казанскими автобусами стали модели итальянской компании Fiat. Автобусный маршрут №1 запустили по маршруту от Рыбнорядской площади (ныне площадь Тукая) через Большую Проломную улицу (сейчас улица Баумана), Хижицкий мост (теперь Кремлевская дамба), Козью слободу (район улицы Декабристов, прилегающий к территории бывшего парка «Кырлай») до Кизической слободы (слобода получила название от Кизического монастыря, район улицы Декабристов). Таким образом в Казани появился новый вид общественного транспорта – автобус.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
Еще