Без елки и Деда Мороза, зато с «моржами» и проститутками: как Казань встречала 1925 год

Как справляли Новый год в Казани сто лет назад? Тогда еще не было привычных нам елок для детей с яркими представлениями и обязательными Дедом Морозом и Снегурочкой. Рождество запрещается и даже елки дома осуждаются как пережиток прошлого. Атмосферу того непростого времени прекрасно передают номера нашей газеты, которая век назад называлась «Красная Татария». Так давайте вместе отправимся в прошлое!

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

«ДОЛОЙ ВЕКОВЫЕ ОБМАНЫ!»

В середине 20-х годов прошлого века в молодой Стране Советов велась жесткая антирелигиозная кампания. В «Красной Татарии» регулярно печатались статьи, направленные против религии в целом и религиозных праздников в частности. Так, рабкоры нашей газеты активно выступали против празднования «рождества» (именно так, с маленькой буквы и в кавычках это слово тогда писали в газете) и вели соответствующую пропаганду на своих предприятиях.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

В номере за 25 декабря 1924 года под заголовком «Пролетарии Татарии против празднования «рождества» сообщается, как трудовые коллективы дружно решают не отмечать праздник, «являющийся пережитком гнилых религиозных предрассудков», и выступают против рубки елок для украшения домов. «Долой вековые обманы религии!» – так заканчивается заметка нашего рабочего корреспондента с завода «Красный металлист».

При этом вакуум, возникший после отмены Рождества, еще не был заполнен. Привычный нам добрый волшебник Дед Мороз впервые появился в Советском Союзе только в 1935 году, а его красавица-внучка Снегурочка еще позже – в 1937-м. Так что ни в конце 1924-го, ни в начале 1925 года никаких фотографий с елками и Дедом Морозом в «Красной Татарии» нет.

«МОРЖИ» ЗАЖИГАЮТ

А про что же тогда писали? Например, 1 января 1925 года в газете вышел репортаж про казанских «моржей», которые купаются в проруби даже при минус 30.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

Одним из них оказался работник телеграфа Самарцев, который, как выяснилось, купается в проруби еще с 1908 года. Мужчина рассказал, что от переутомления на работе заболел тяжелой формой туберкулеза. Врачи признали его безнадежным и рекомендовали ехать доживать последние дни на теплое море. Однако приговоренный к смерти Самарцев, которому уже нечего было терять, бросился головой в ледяную прорубь. «Авось это крайнее средство поможет», – подумал он. И не прогадал. Зимнее купанье в течение 17 лет переродило его: тело мужчины стало мускулистым, нервы крепкими, он перестал уставать и всегда был энергичен и бодр. И только на одно неудобство пожаловался «морж»: нельзя надевать пальто – кровь у Самарцева настолько разгорячилась, что в пальто ему становилось жарко даже в трескучие морозы, так что приходится щеголять в пиджаке, что немножко неприлично.

АВАНГАРД? ЕЩЕ КАКОЙ!

1920-е годы в СССР называют эпохой авангарда. Это было время новаторства и экспериментов или, как бы сейчас сказали, креатива в искусстве, литературе, архитектуре и других сферах жизни. Это видно и по верстке газеты «Красная Татария». Название издания могли сместить с его привычного места ради эффектного рисунка или заголовка.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

Вот, например, читатель переворачивает газетную полосу и видит почти белый лист, эта пустота сразу привлекает внимание. По диагонали на полосе размещены небольшие прямоугольники текста. Так была оформлена информация о подписке на ежедневную газету «Красная Татария». Выписать нашу газету на год стоило 10 рублей, 10 копеек в месяц надо было добавить за пересылку по почте, а такса за доставку на дом в Казани была 15 копеек.

Внизу полосы – несколько рисунков, которые символизировали «эволюцию»: от обезьяны, не знающей и не читающей «Красную Татарию», до просвещенного человека, который всегда выписывает и всегда читает газету, поэтому все и всегда знает.

 

НОЧНАЯ БАБОЧКА, НУ КТО ЖЕ ВИНОВАТ?

«Проституция в Казани» – статья под таким заголовком обличает острую социальную проблему. Как следует из доклада доктора Ротштейна на заседании совета по борьбе с проституцией при Танаркомздраве, главная причина проституции – вытеснение женщин с производства, куда гораздо охотнее принимают мужчин. Отсутствие работы и толкает представительниц прекрасного пола на скользкую дорожку. При этом из 60 проституток, отловленных городским венерологическим диспансером «по следам заражения», 50% оказались неграмотными.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

Единственно верное средство борьбы с женской с проституцией – это дать женщине возможность работать, делает вывод автор статьи.

Середина 20-х годов – это еще и НЭП: в нашей стране строился социализм, но с элементами капитализма. И снова человек взялся эксплуатировать человека. Например, владельцев парикмахерских Зайцева и Степанова поймали на том, что они используют труд подростков, оформив на них документы об опеке в отделе Татнаркомпроса. Первый взял таким образом на работу 17-летнего паренька, второй – 17-летнюю девушку. И такие «усыновление» и «опека» процветали – в других парикмахерских Казани также работали подростки под видом «сыночков» и «дочек».

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

«Мошки в окрошке» – в этой рубрике нашей газеты сообщалось о недостатках на производстве и в быту. Например, казанские рабочие жаловались на то, что утром им подолгу приходится ждать первый трамвай, иногда он появлялся тогда, когда рабочие уже добрались до своих фабрик пешком. Оказалось, задержка происходила в трамвайном парке: вагоновожатые и кондукторы спорили, кому выезжать на линию первым.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

ПЕРВЫЕ АВТОБУСЫ

В начале 1925 года в Казани решался вопрос, быть или не быть автобусному движению в городе, где до сей поры ходили только трамваи. Свое представительство в столице Татарии собиралось открыть акционерное общество «Автопромторг», уже организовавшее пассажирские и грузовые перевозки в разных республиках СССР. В Казань организация, если местные власти дадут ей наладить транспортное дело, собиралась поставить автобусы американской фирмы Ford. «Казань нуждается в хорошем сообщении с окраинами, нуждается и в обновлении механического транспорта, который находится в изношенном состоянии», – доводы в пользу «транспортной реформы» 1925 года звучат по-прежнему актуально.

Без елки и Деда Мороза, зато с моржами и проститутками: как Казань встречала 1925 год

В итоге первыми казанскими автобусами стали модели итальянской компании Fiat. Автобусный маршрут №1 запустили по маршруту от Рыбнорядской площади (ныне площадь Тукая) через Большую Проломную улицу (сейчас улица Баумана), Хижицкий мост (теперь Кремлевская дамба), Козью слободу (район улицы Декабристов, прилегающий к территории бывшего парка «Кырлай») до Кизической слободы (слобода получила название от Кизического монастыря, район улицы Декабристов). Таким образом в Казани появился новый вид общественного транспорта – автобус.

 

новый год религия газеты проституция Рождество Дед Мороз автобусы архив общественный транспорт Снегурочка новости Казани елки красная татария трамваи татарстан 100 лет назад заводы Советская власть
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости