Минпромторг РФ подвёл итоги конкурса «Торговля России». В девяти номинациях были рассмотрены около восьмисот заявок, из которых в финал допущены немногим более шестидесяти. Среди победителей – всего два предприятия из Татарстана, в том числе Автозаводский рынок, входящий в холдинговую компанию «Тулпар» из Набережных Челнов. В номинации «Лучший розничный рынок» он оказался одним из немногих, полностью соответствовавших строгим требованиям конкурсной комиссии.
Эта победа примечательна и тем, что в последние два года розничная торговля России особенно остро ощутила на себе последствия пандемии, когда под угрозой оказалась вся сложившаяся за десятилетия глобализации структура торговли и производства. Предприятие смогло адаптироваться к новым условиям и удержать свои позиции в сложных экономических условиях.
О новых перспективах и старых проблемах мы говорим с президентом Союза рынков и торговых предприятий Республики Татарстан, заместителем генерального директора Союза рынков России, официальным представителем Российского совета торговых центров в РТ Наилем Сулеймановым, возглавляющим холдинговую компанию «Тулпар».
– Наиль Наруллинович, насколько конкурентоспособны сегодня оптовые и розничные рынки и насколько эффективны меры государственной поддержки их развития?
– Скажу откровенно: мы не были готовы ни морально, ни материально к резко изменившимся условиям работы. Но торговым центрам и рынкам удалось трансформировать работу с учётом новых требований контрольных органов и потребителей. Это касалось и обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, и неформального подхода к соблюдению санитарных правил, и даже графиков работы.
Однако последствия новых решений, обозначенных в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан РТ №960 от 7.10.2021 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 №208 «О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции», будут сопоставимы для торговых центров с локдауном 2020 года. Только за эти дни потребительский трафик в торговых центрах резко сократился, что приведёт к банкротству многих арендаторов, едва оправившихся после локдауна прошлого года. Многие вновь балансируют на грани разорения. Но ведь за каждым предприятием – сотни и тысячи людей, которых торговля обеспечивает работой!
Мы обратились к руководству республики с просьбой рассмотреть возможность деятельности в период пандемии торговых предприятий, обозначенных в постановлении, по установленному Минпромторгом РФ регламенту безопасной работы. В прошлом году такое письмо Министерства промышленности и торговли РФ (от 20 ноября 2020 г. №89468/15) было направлено всем региональным властям.
Анализируя с коллегами ситуацию в регионах страны, отмечу, что Татарстан еще раз продемонстрировал, насколько аграрный сектор важен для жизни республики
Есть и другая проблема. Если, к примеру, прежде в Татарстане стояла задача обеспечить баланс региональных и федеральных торговых сетей, то сейчас и те и другие находятся под угрозой из-за трансформации отрасли работой сервисов по доставке и интернет-торговли. Идут колоссальные изменения. Напомню: это сектор, в котором заняты 150 тысяч татарстанцев! Мы наблюдали тенденцию сокращения в этой сфере, поскольку одновременно растет численность курьеров и сотрудников распределительных центров интернет-компаний. На фоне ограничений и перехода многих покупателей к интернет-заказам больше всего выгоды на розничном рынке получил именно онлайн-ретейл. Кроме того, тенденция покупать онлайн сохранится и после пандемии, так как многие клиенты оценили удобство удалённых покупок.
Профессионалы торговой сферы возлагают свои надежды на новую Стратегию развития торговли на 2020–2025 годы, которая должна стать основанием для стимулирования отрасли. Собственно, цель стратегии – создать комфортную потребительскую среду как для граждан нашей страны, так и для субъектов предпринимательской деятельности, стимулируя рост любых форм бизнес-активности. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, государство должно «сохранять баланс между торговыми сетями и малым торговым бизнесом, устраняя административные барьеры и бюрократические препятствия».
Мы с коллегами из регионов страны убеждены в том, что скорейшее развитие системы оптовых и розничных рынков сегодня более чем актуально, ведь по большому счёту речь идёт об обеспечении продовольственной безопасности страны.
– Реально ли сегодня говорить о новой стратегии развития внутренней торговли и торгово-экономической политики в изменившихся экономических условиях?
– Скорее, мы будем говорить о тактических шагах к формированию такой стратегии. На одной из наших видеоконференций в прошлом году я уже как-то сказал, что нам с вами «повезло» жить в совершенно новую эпоху, которую я назвал бы экономикой самоизоляции. Тогда она делала лишь первые шаги, и нам нужно прежде всего переосмыслить свою позицию на рынке. Под угрозой оказалась вся сложившаяся за десятилетия глобализации структура торговли и производства. Фактически у нас на глазах на многих рынках разрушались спрос и предложение в том виде, в каком они сложились за много лет. Наши позиции были подточены и вступлением в ВТО, о негативных последствиях которого мы говорили еще десять лет назад.
Серьёзным испытанием для всех стал период противодействия эпидемии коронавирусной инфекции, связанный с существенными ограничениями предпринимательской деятельности. Это повлекло за собой снижение крепко завязанного на зарубежных поставках продуктов питания товарооборота и необходимость пересматривать подходы к работе, развивать новые форматы. При этом возникающие проблемы решались практически в ручном режиме, ведь отрасль не была готова к неожиданному испытанию: повсеместно закрыли торговые центры, возникли проблемы с арендаторами. Приобретение нового опыта доставалось немалой ценой, вплоть до полной потери годами создаваемого бизнеса.
| Наиль СУЛЕЙМАНОВ, президент Союза рынков и торговых предприятий Республики Татарстан: |
Серьёзным испытанием для всех стал период противодействия эпидемии коронавирусной инфекции, связанный с существенными ограничениями предпринимательской деятельности. Это повлекло за собой снижение крепко завязанного на зарубежных поставках продуктов питания товарооборота и необходимость пересматривать подходы к работе, развивать новые форматы |
Что мы увидели только за последний год? Как ни странно, ужесточение требований, не поддающиеся объяснению налоговые нагрузки, непродуманную сплошную цифровизацию всего и вся в торговле. Здесь вам надо понять, что выручка – это не прибыль. Она уходит на заработную плату при неработающих предприятиях, из неё мы платим те же налоги, те же пени, те же штрафы на неуплату пени. Не скрою: бизнес, особенно малый, в отчаянии. Мы говорим о направлениях развития рынков в ситуации, когда рынки на основании скандального Федерального закона №271-ФЗ «О розничных рынках…» планомерно уничтожались на протяжении последних десяти лет.
Или же на ровном месте образовавшаяся проблема по вывозу мусора, когда монополист ООО «Гринта», что называется, от фонаря резко меняет условия сбора, вывоза, утилизации и оплаты твёрдых коммунальных отходов. При этом не принимаются во внимание существующие законодательные акты и нормативы, позволяющие без существенного ухудшения экономического положения предприятий и предпринимателей РТ проводить реформы в сфере обращения ТКО. На примере того же «Тулпара» – это ущерб в несколько миллионов рублей! При этом ни одно наше предложение по урегулированию вопроса монополистом во внимание не принимается.
Вот так в новых, изменившихся экономических условиях, которые не склонны к стабилизации, мы остаёмся в оболочке старых проблем.
– И в этих условиях мы пытаемся говорить об особенностях и тенденциях развития оптовых и розничных рынков в Российской Федерации?
– Руки опускать – не дело. В любом случае не устану повторять: единственное поражение в жизни – отказ от сражения. Будем работать, искать решения, торить новые дороги.
Собственно, вся ситуация с коронавирусом в очередной раз напомнила о том, что последняя волна глобализации была полной перестройкой традиционного уклада жизни людей, при котором большая часть населения планеты жила в сельской местности. Скопление миллионов людей в мегаполисах сделало обеспечение их продовольствием одной из главных проблем национальной безопасности почти во всех странах. А появление коронавируса продемонстрировало, насколько хрупкими могут оказаться сложившиеся связи между городом и деревней. В Китае, напомню, в разгар эпидемии были серьёзные проблемы с продовольственной логистикой. Даже при том, что в этой стране рынок продовольствия гораздо более гибкий в сравнении с Россией.
Эти проблемы до сих пор не устранены, даже несмотря на то, что мы пережили одну за другой волны эпидемии. Как человек, имеющий прямое отношение к агробизнесу, подчеркну: Россия по-прежнему зависит от импорта в ряде компонентов производства продовольствия, в частности от поставок генетического и семенного материала и различных ингредиентов.
Вместе с тем, анализируя с коллегами ситуацию в регионах страны, отмечу, что Татарстан ещё раз продемонстрировал, насколько аграрный сектор важен для жизни республики. Об этом сами за себя говорят цифры финансирования госпрограммы. И это обнадёживает, ведь прогнозы не самые бодрые. Так, исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков на днях отметил: «Мониторинг цен и осложнение коррекции отпускных цен уже привели к отсутствию прибыли у многих производителей продуктов питания. Если в 2020 году обанкротилось каждое шестое предприятие в России, то 2021 год может показать значительное сокращение предприятий пищевой промышленности…»
Радует понимание важности проблемы в Правительстве Республики Татарстан. Наша система – живое, действующее вопреки всем нелепым законам связующее звено в продвижении продукции фермеров, личных подсобных хозяйств, потребительской кооперации, в развитии производства органической продукции.
На примере экобазара в Набережных Челнах могу сказать, насколько востребована продукция подобного рода у потребителя. Первый в регионе рынок, где широко торгуют экологически чистой продукцией, уже высоко оценили покупатели. Да и сами производители с удовольствием поставляют сюда свой товар. Очереди выстраиваются за молочной продукцией ООО «Усадьба Касакина», заранее записываются на покупку халяльных мясных изделий от СХСПК «НИВА» или же за птицей из крестьянского хозяйства Гузель Хусаиновой. И необходимость в такой форме реализации продукции очевидна. Хотелось бы, чтобы каждый из форматов торговли имел свою достойную нишу, развиваясь не в ущерб, а дополняя друг друга во благо потребителя.