Бакалавров – за борт: в вузах Татарстана начнут учить по-новому

Глобальная реформа в скором времени ожидает вузы всей страны. Там не останется  бакалавриата и магистратуры, которые мы переняли у европейской Болонской системы.

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: flectone.ru

Студенты в России будут получать «высшее образование» и «специализированное высшее образование». «РТ» узнала, в чем отличие новых ступеней от уже привычных и когда вузы Татарстана начнут учить по-новому.

ПРОЙДЕННЫЙ ЭТАП

Напомним: Болонская система образования была создана в 1999 году по инициативе ряда европейских стран с целью принятия единых стандартов высшего образования. То есть, чтобы дипломы вуза в одной стране признавались всеми странами – участницами Болонского процесса (сейчас их 48), а студенты и преподаватели могли без проблем переводиться из одного вуза в другой и переезжать из страны в страну.

Россия подключилась к Болонской системе в 2003 году, а в 2007-м Президент страны Владимир Путин подписал закон о введении в российских вузах бакалавриата и магистратуры. Первая ступень предусматривает четыре года обучения, вторая, последующая – два. Ранее большинство советских вузов имели пятилетнюю программу обучения и вместо бакалавров с магистрами выпускали специалистов.

После начала СВО и обострения отношений с Западом Путин предложил отказаться от Болонской системы и создать свою, основанную на «всем лучшем, что было в советской системе образования» и «опыте последних десятилетий».

О том, что Болонская система – пройденный этап и Россия будет разрабатывать собственную «уникальную» модель высшего образования, также неоднократно заявлял министр науки  и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Недавно Фальков, сохранивший должность в новом Правительстве РФ, сообщил, что перейти повсеместно на  новую систему, состоящую из двух ступеней  – «высшее образование» и «специализированное высшее образование», планируется уже в 2025 году.

МОСТЫ НЕ СЖИГАЛИ

– Несмотря на то, что мы находились в Болонской системе и выдавали дипломы бакалавриата и магистратуры, от специалитета полностью не отказались: эта форма оставалась в технических университетах, в том числе у нас в КАИ, при обучении сложным специальностям, таким, как «Ракетостроение», «Авиастроение», «Радиоэлектронные системы и комплексы», а также на медицинских специальностях. То есть полностью мы мосты не сжигали.

Тем не менее, процентов 90 студентов по всей России учились и продолжают учиться по системе бакалавриата и магистратуры, – обрисовал ситуацию проректор по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Роман Моисеев. – До последнего момента говорилось, что новые ступени образования будут называться «базовое высшее образование» и «специализированное высшее образование». Сейчас решено, что первая ступень будет называться просто «высшее образование». В этом учебном году новую систему отрабатывали на себе шесть пилотных вузов. В их числе Московский авиационный институт и Санкт-Петербургский горный университет, на опыт которых смотрят в нашем КАИ.

– И каков опыт ваших коллег? – поинтересовалась у проректора корреспондент «РТ»

– Если МАИ апробирует модель на 24 укрупненных группах, в которые входят обучающиеся нескольким специальностям, то горный университет подошел кардинально и перевел сразу всех на новую модель. Сейчас у них абитуриент поступает не на какую-то конкретную специальность, а просто на «высшее образование».  Два года ребята учатся фундаментальным наукам, а на третий разделяются по специальностям. Думаю, у нас будет так же.

По инсайдерской информации из Минобрнауки РФ, срок получения высшего образования одинаковым не будет. Вуз сам определит его вместе с профильным работодателем. Например, для IT-специальностей пять лет – это очень долго, здесь важна быстрая смена кадров, поэтому их правильно было бы оставить на четырехлетнем сроке обучения. А такие сложные специальности, как авиастроение, требуют пяти лет обучения и больше. Но в обоих случаях это будет «высшее образование».

Бакалавров – за борт: в вузах Татарстана начнут учить по-новому

«ЭТО БУДЕТ ЭЛИТАРНАЯ ИСТОРИЯ»

–  С «высшим образованием» более-менее понятно, а «специализированное высшее образование» сроком один год – это что? Бывшая магистратура?

– Скорее всего, это будет технологическая «магистратура», фактически годовая стажировка на предприятии, максимум практики. Возможно и открытие исследовательской «магистратуры», которая станет годичной подготовкой к аспирантуре. Но в любом случае «специализированное высшее образование» будет элитарным и поступить туда будет крайне непросто. Например, у нас в КАИ в магистратуру поступали процентов 60 студентов. В этом году мы имеем около 900 мест, а по новым правилам могут оставить всего 90-100 мест.

– Ваш вуз готов зачислять и учить студентов по-новому с 2025 года?

Я думаю, повсеместное внедрение новой системы все же отложат до 2026 года – слишком много документов надо будет переделать. Когда выпустят документы на федеральном уровне, вузы должны будут на своем уровне разработать методическую документацию, а это тысячи документов.  В этом году мы получили бюджетные места по-старому. Сбор заявок от вузов на бюджетные места в 2025 году Минобрнауки РФ начнет в октябре-ноябре. И, скорее всего, они тоже будут выделяться еще на программы бакалавриата и магистратуры.

ИНОСТРАНЦЫ НЕ ПОЙМУТ?

– Видите ли вы какие-нибудь риски в предстоящей реформе?

Я очень переживаю за возможное уменьшение притока иностранных студентов. Владимир Путин в майском Указе о национальных целях обозначил, что число иностранных студентов в России должно вырасти к 2030 году до 500 тысяч человек (сейчас в российских вузах учатся 355 тыс. иностранцев – «РТ»). Достичь этой цели будет сложно. Во всем мире принята система бакалавриата и магистратуры. Она действует и в дружественном нам Китае, хотя он не является участником Болонского процесса. Да, медицинские вузы ничего не потеряют. К ним и раньше приезжали на программы специалитета. Например, много индусов у них учится. А по инженерно-техническим специальностям первые годы, думаю, отток иностранцев будет большой.

– У вас в КАИ сейчас сколько иностранцев?

17,5 процента от общего числа студентов, включая платников. За последний год прирост был ощутимый – пять процентов. Стало больше студентов из Китая и стран СНГ и меньше из стран Африки.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще