В нынешнем году проблема подделок полисов ОСАГО, скорее всего, останется актуальной
Количество заключенных договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) за прошлый год снизилось почти на три миллиона штук. Одна из причин – отказ многих водителей от «автогражданки» и приобретение поддельных полисов.
Статистика Российского союза автостраховщиков (РСА) показывает, что в среднем полис
ОСАГО подорожал на две тысячи рублей при одновременном трехкратном увеличении предельных страховых выплат пострадавшим. С 1 октября минувшего года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, в соответствии с которыми в случае причинения ущерба имуществу при дорожно-транспортном происшествии максимальная компенсация повысилась со 120 тысяч рублей до 400 тысяч. Тем не менее в условиях тяжелой экономической ситуации, падения уровня жизни россиян многие водители рискнули ездить без «автогражданки». По оценкам РСА, на сегодня в стране продано от одного до четырех миллионов фальшивых полисов.
НЕ ДОВЕРЯЙ И ПРОВЕРЯЙ
По мнению начальника отдела методологии автострахования компании «СОГАЗ» Юрия Горцакаляна, переломить ситуацию можно только ужесточив наказание за управление машиной без ОСАГО и внедрив эффективный контроль наличия полисов со стороны полиции.
С 1 октября минувшего года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, в соответствии с которыми в случае причинения ущерба имуществу при дорожно-транспортном происшествии максимальная компенсация повысилась со 120 тысяч рублей до 400 тысяч
– Автомобилисты с фальшивками должны помнить, что им грозит не только штраф за неисполнение требований закона о страховании своей ответственности. Если они станут виновниками в аварии, им придется самостоятельно покрывать ущерб, причиненный имуществу участников ДТП и их здоровью, – комментирует эксперт.
К тому же к владельцам липовых страховок проявляют интерес криминальные структуры, которые устраивают подставные дорожно-транспортные происшествия, а потом с горе-страхователей вымогают деньги, «отжимают» их машины и квартиры.
Юрий ГОРЦАКАЛЯН, начальник отдела методологии автострахования компании «СОГАЗ»: | |
Автомобилисты с фальшивками должны помнить, что им грозит не только штраф за неисполнение требований закона о страховании своей ответственности. Если они станут виновниками в аварии, им придется самостоятельно покрывать ущерб, причиненный имуществу участников ДТП и их здоровью. |
Однако и добросовестные автовладельцы могут стать жертвами мошенников. Поэтому при покупке полиса не в офисе страховщика следует проверить подлинность документа. Бланк ОСАГО имеет установленную форму, печатается на фабрике Гознак и имеет определенное количество степеней защиты. На полисе также должна быть печать выдавшей его страховой организации. Каждый бланк имеет уникальный номер, по которому на сайте РСА можно посмотреть, какой страховой компании и когда этот полис был отгружен, в каком статусе (действующий, завершившийся, испорченный или утраченный бланк) он находится сейчас. Это общедоступная информация.
ФОТО-, ВИДЕОКАМЕРЫ ПРОТИВ ФАЛЬШИВОК
Борясь с подделками, РСА уже заблокировал сотни интернет-ресурсов, предлагавших липовые страховки. Усугубится ли ситуация с фальшивыми полисами, в большой степени зависит от активности правоохранительных органов и сознательности граждан. Госавтоинспекция, РСА и Центробанк (ЦБ) намерены запустить проект по выявлению незастрахованных водителей с помощью камер, фиксирующих нарушения правил дорожного движения. Инспекторы смогут по информационной системе РСА проверить, оформлен ли полис ОСАГО у водителя проехавшего автомобиля. Предполагается, что в эту базу данных внесут все действующие страховки, кроме фальшивок и полисов компаний-банкротов. Пилотными городами для реализации данного проекта выбраны Москва и Казань. Однако, как считают специалисты, важно, чтобы эта система реально работала во всех регионах России.
Правда, заместитель начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин на днях заявил, что внедрение такой системы в ближайшее время пока невозможно по техническим причинам. К тому же инспектор ГИБДД пробивает полис по базе РСА только если у него возникли подозрения в подлинности этого документа. А отличить поддельную страховку от настоящей, как правило, очень сложно.
Директор филиала группы «Ренессанс страхование» в Казани Гульнара Ибрагимова уверена, что вышеназванная мера будет способствовать уменьшению количества случаев, когда автовладельцы сознательно покупают поддельные полисы по более низким ценам по сравнению с тарифами, утвержденными ЦБ.
Бланк ОСАГО имеет установленную форму, печатается на фабрике Гознак и имеет определенное количество степеней защиты
– Гражданин, который намеренно приобрел фальшивку, должен понимать, что он целый год будет находиться под дамокловым мечом, – говорит она. – Однако нередко водители покупают поддельные полисы по цене настоящих, не подозревая, что их обманывают. Система дорожного слежения поможет страхователям, ставшим жертвами мошенников, своевременно выявить подделку, заявить об этом в правоохранительные органы. И купить законный полис ОСАГО. Поэтому советую: приобретайте полисы у агентов, имеющих на руках доверенности надежных страховых компаний, а лучше – в офисах этих организаций. Не стоит покупать документы в «газелях» или у индивидов, которые «пасутся» возле пунктов ГИБДД.
И еще, советует директор фирмы «Согласие» в Татарстане Иниль Габдулхаков, не следует приобретать полисы, зарегистрированные в других регионах.
– К нам обращались клиенты с купленными в Москве фиктивными страховками, которые были настолько высокого качества, что определить их поддельность смогли только эксперты МВД, – признается он.
ЗА ЛИХАЧЕСТВО НАКАЗЫВАТЬ РУБЛЕМ
Президент Союза страховщиков Татарстана (ССТ) Рустэм Сабиров на недавнем круглом столе, организованным агентством «РБК-Татарстан», рассказал об автолюбителе почтенного возраста, который пользуется машиной два раза в год: весной, чтобы отвезти на дачу рассаду и различную утварь, и осенью, дабы вернуться с урожаем домой. Сабирову также известен другой клиент – студент-лихач, умудрившийся за год инициировать аж 36(!) ДТП. А это – 36 страховых случаев, из-за которых страховщики понесли огромные финансовые потери. При этом оба автовладельца платят по ОСАГО по одинаковым тарифам, лишь с небольшой разницей с учетом аварийности.
Система дорожного слежения поможет страхователям, ставшим жертвами мошенников, своевременно выявить подделку, заявить об этом в правоохранительные органы
ССТ стал одним из инициаторов введения повышающего коэффициента ОСАГО злостным нарушителям, для которых стоимость «автогражданки» в текущем году может вырасти в разы. По крайней мере, об этом заявил в начале наступившего года регулятор этого рынка – Центробанк. Более того, все чаще звучат предложения отпустить тарифы на ОСАГО в свободное рыночное плавание. По информации Российского союза автостраховщиков, в конце прошлого года глава ЦБ Эльвира Набиуллина поручила РСА разработать «дорожную карту» по либерализации тарифа на «автогражданку». А это означает, что страховые компании будут сами устанавливать цены на ОСАГО.
– Свободный тариф – единственный выход из сегодняшнего тупика, – считает Рустэм Сабиров. – Это даст возможность страховщикам давать хорошие скидки добросовестным автовладельцам и не нести убытки из-за «аварийщиков». Ведь что происходит? Крупнейшие мировые страховые бренды уходят из России. В 1995 году в стране было зарегистрировано 5,5 тысячи страховых компаний. Только в 2015 году с этого рынка ушло 108 организаций. На сегодня осталось 394, причем не все они берут на себя бремя ОСАГО. На Западе для автолюбителя, попавшего в аварию, на следующий год страховой взнос повышается в два-три раза. Поэтому там как огня боятся ДТП и стараются ездить аккуратно.
Руководитель ССТ отмечает, что по убыточности «автогражданки» регионы России порой отличаются друг от друга в разы.
Свободный тариф даст возможность страховщикам давать хорошие скидки добросовестным автовладельцам и не нести убытки из-за «аварийщиков»
– К сожалению, Татарстан относится к одному из самых убыточных субъектов – по этому показателю занимает четвертое место в стране, – утверждает он. – Почему? Во-первых, из-за дороговизны автотранспорта, который ездит по нашей экономически развитой республике, выплаты по страховым случаям высокие. Во-вторых, в Татарстане по сравнению с большинством регионов страны довольно хорошие дороги, которые позволяют развивать высокие скорости, что в случае ДТП приводит к серьезным повреждениям. В-третьих, у нас низкая культура вождения, особенно среди молодежи. Поэтому многие страховщики закрывают в республике свои филиалы и переезжают в другие субъекты РФ. Показателен пример Зеленодольска, где десять лет назад работало около 40 страховых компаний и все они торговали полисами ОСАГО. Из них на сегодня в этом городе осталось три организации. А может не остаться ни одной…
К слову, в Госдуму внесен законопроект о повышении штрафа за езду без ОСАГО с 800 до 2,5 тысячи рублей. Но эта очередная репрессивная мера вряд ли повлияет на водителей, покупающих поддельные страховки: менее накладно в течение двадцати дней оплатить половину от данного штрафа (нынче это разрешено законодательством), нежели выложить тысяч 10–20, а то и более, за полис ОСАГО.
СОВБЕЗ ПОСТАВИЛ НА ВИД
В августе прошлого года проблеме поддельных полисов ОСАГО даже было посвящено заседание Совета безопасности Татарстана, потому как объемы продаж фальшивок и социально-экономические последствия от этого оказались колоссальными и труднопрогнозируемыми. Руководители МВД, Управления по борьбе с экономическими преступлениями, Прокуратуры РТ серьезно озаботились этим вопросом. И уже в сентябре – октябре был выявлен и арестован ряд организаторов массовых продаж подделок в нашей республике. К примеру, в Набережных Челнах задержаны десять человек, занимавшихся сбытом липовых полисов, изготовлением печатей страховых компаний, лишенных лицензий или находящихся на грани банкротства.
ГИБДД, Российский союз автостраховщиков и Центробанк намерены запустить проект по выявлению водителей, не застрахованных по ОСАГО, с помощью камер, фиксирующих нарушения правил дорожного движения. Пилотными городами для этого выбраны Москва и Казань
То есть был нанесен достаточно серьезный удар по этому подпольному рынку. Одни нарушители закона получили реальные сроки заключения, другие еще находятся под следствием, третьи разбежались, четвертые залегли на дно. По крайней мере, так откровенно, как раньше, – через эсэмэски, объявления на подъездах и заборах – мошенники сообщать о продажах «липы» уже боятся. Однако желающих купить эти бумаги, как утверждают специалисты, меньше не стало: соблазн сэкономить тысячи рублей остается. Там, где имеется спрос, есть и предложение. Купить фальшивки из-под полы не проблема.
А в случае принятия нововведений, касающихся коэффициентов за аварийность и либерализации тарифов на ОСАГО, стоимость полисов для определенного круга населения – молодых лихачей с малым стажем вождения, безответственных водителей, автовладельцев без стабильного трудоустройства и прочих категорий – сильно возрастет. И они на свой страх и риск будут осознанно покупать «кривые» полисы, полагаясь в дальнейшем на «русский авось».
Чтобы усмирить этот рынок, необходимо ужесточить ответственность не только продавцов подделок, но и их покупателей – допустим, помимо финансовых репрессий, лишать их на определенное время водительских прав. Если вас задерживают в банке или магазине с фальшивой купюрой, больших проблем не избежать даже в случае вашей невиновности. Так почему отношение к поддельным полисам ОСАГО не такое же жесткое?