Воспользоваться «гаражной амнистией» и бесплатно оформить в собственность землю под гаражом и сам «дом для машины» имеют татарстанцы до 1 сентября 2026 года. Однако с начала действия закона в сентябре 2021 года узаконить свои строения удалось далеко не всем желающим. «Республика Татарстан» узнала, какие гаражи не попадают под «амнистию» и что может стать помехой в оформлении земли в собственность.
ВЫГОДНО И ХОЗЯИНУ, И ГОСУДАРСТВУ
Напомним, Президент РФ Владимир Путин подписал закон о «гаражной амнистии» 5 апреля 2021 года, а 1 сентября 2021-го закон вступил в силу. По аналогии с «дачной амнистией» он ввел упрощенный порядок оформления в собственность земли под гаражами и самих гаражей. Будет у человека официальный документ – появится и право продавать, дарить, завещать недвижимость, брать кредит под ее залог. А в случае, если земля под гаражом понадобится государству, например, для строительства дороги, собственник получит компенсацию. Ведь были прецеденты, когда власти изымали землю гаражных кооперативов и отдельных гаражей под застройку без всяких компенсаций, поскольку у фактических владельцев таких объектов не было документов, доказывающих право собственности.
Казалось бы, выгода для владельца очевидна. Да и государство не внакладе – если миллионы неузаконенных объектов поставить на учет, можно будет начислять налоги на землю и имущество.
Однако «гаражная амнистия» в Татарстане буксует.
По данным Управления Росреестра по РТ, с 1 сентября 2021 года в рамках «гаражной амнистии» зарегистрировано чуть более 5,5 тыс. земельных участков и около 4,9 тыс. гаражей. В том числе за семь месяцев 2023 года – 2,6 тыс. и 1,6 тыс. соответственно. Не густо, если учесть, что таких объектов в республике в разы больше.
СТАРЫЕ И КАПИТАЛЬНЫЕ
Дело в том, что под действие закона о «гаражной амнистии» попадают не все гаражные постройки. Основное условие – гараж должен быть объектом капитального строительства (то есть иметь фундамент), построенным до 30 декабря 2004 года – после этой даты вступил в силу Градостроительный кодекс РФ, предписывающий оформлять вновь построенные гаражи в собственность.
При этом «амнистируемый» гараж может быть как отдельно стоящим, так и иметь общие стены, крышу и фундамент с другими гаражами.
А участок под гаражом должен быть предоставлен пользователю если не органом власти, то какой-то организацией, к примеру, выделен тем же гаражным кооперативом. На самовольные постройки амнистия не распространяется.
| Алина ФАТХУЛЛИНА, заместитель руководителя Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ РТ: |
«Гаражная амнистия» предусматривает оформление земельного участка в собственность под некапитальным объектом, но лишь в том случае, если он расположен на территории гаражно-строительного кооператива и если эта земля предоставлена ГСК в собственность, а не в аренду. |
Например, в Казани сейчас массово сносят такие гаражи во время ремонта дворовых территорий, поскольку старые постройки портят вид благоустроенных дворов. Как пояснили в пресс-службе казанской мэрии, демонтируют гаражи, на которые нет правоустанавливающих документов. Владельцев заранее просят в течение определенного срока освободить объекты от личных вещей и не мешать операции по ликвидации.
В столичной мэрии дополнили: в основном под снос подпадают металлические гаражи, которые не являются капитальными строениями, значит, не защищены гаражной амнистией.
– На сам гараж, который не является капитальным строением, зарегистрировать право собственности нельзя. При этом «гаражная амнистия» предусматривает оформление земельного участка в собственность под некапитальным объектом, но лишь в том случае, если он расположен на территории гаражно-строительного кооператива, и если эта земля предоставлена ГСК предоставлена в собственность, а не в аренду, – уточнила заместитель руководителя Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ РТ Алина Фатхуллина.
По ее словам, вам однозначно откажут в регистрации права собственности на землю, если участок под гаражом находится на территории природоохранной, санитарно-зашитной зоны, в границах водных объектов
– Такие наделы могут предоставляться лишь в аренду, плата за которую устанавливается в размере, не превышающем сумму земельного налога, – отметила Фатхуллина.
По информации БТИ РТ, нередко возникают споры в отношении полуподземных гаражей, когда одна часть гаражного комплекса находится под землей, а другая – над ней. Если местные власти выяснят, что в свое время было дано разрешение на строительство только подземной парковки (в основном так и происходит), то в праве регистрации собственности на земельный участок гражданину откажут.
ТОЛЬКО В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ
Есть и другие причины для отказа в регистрации собственности на гараж или землю под ним.
К примеру, казанец Руслан Г., имеющий гараж на два автомобиля, хотел оформить в собственность земельный участок и строение. Для подготовки технического плана объекта на место прибыл кадастровый инженер, который обнаружил, что в гараже оборудована автомойка. В итоге Руслану отказали в регистрации.
Под закону нельзя «амнистировать» гаражи, которые используются для предпринимательской деятельности по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автомобилей. Объект может использоваться только в личных целях – для парковки своего «железного коня» и ухода за ним.
С момента, когда заработал закон о «гаражной амнистии», Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ РТ ввело для граждан новую услугу – «Гараж под ключ», помогая им подготовить необходимые документы и оформить в собственность гаражи и участки.
– Гаражной амнистией могут воспользоваться сам владелец капитального гаража, возведенного до 30 декабря 2004 года, его наследник или гражданин, который приобрел у другого лица объект, подпадающий под действие соответствующего закона, – отметила Алина Фатхуллина. – Можно одновременно зарегистрировать в собственность и сам гараж, что экономит время его хозяина.
Однако даже с помощью специалистов «амнистировать» свой гараж не всегда удается. Нередко граждане не могут доказать дату постройки старых объектов (что неудивительно), поэтому предоставляют заведомо ложные документы о том, что гаражи были построены до 30 декабря 2004 года. Подделки разоблачают и хозяева гаражей получают отказ.