А зори над Тихим Плёсом тихие…

Название старого фильма приходит на ум, когда приезжаешь в верхнеуслонское село Тихий Плёс

Благодаря казанским дачникам, старинное село, в котором сегодня постоянно проживают всего пять человек, в летний период заметно оживает. Хотя ещё совсем недавно в Тихом Плёсе демография и вовсе упала до критической отметки.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Фото: komanda-k.ru; tatmitropolia.ru

 

 

Название именно этого старого фильма – «А зори здесь тихие» приходит на ум, когда приезжаешь в верхнеуслонское село Тихий Плёс на живописные берега Свияги поздней осенью, когда уже разъехались по городским квартирам местные дачники, выкопавшие картошку и морковку, собравшие поздние сорта осенних яблок и срубившие последние капустные кочаны на своих приусадебных «сотках».

 

Именно благодаря им, казанским дачникам, старинное село, в котором сегодня постоянно проживают всего пять человек, в летний период заметно оживает. Хотя ещё совсем недавно в Тихом Плёсе демография и вовсе упала до критической отметки. Тогда согласно документам местного сельсовета здесь числился единственный житель!

 

ВБЛИЗИ  ОТ ЯГОДНОЙ ПОЛЯНЫ

История старинного села начинается в далёком XVI веке, точнее, во второй его половине, в годы правления Ивана Грозного. Совсем недавно царём покорена столица Казанского ханства. Начинается массовое переселение на его земли служилых людей, которым грозный московский владыка жалует завоёванные земли, и их холопов.

Вместе с ними на берегах Свияги оказываются и неугодные царю бояре и опальные дворяне, для которых эти отдалённые земли на тогдашних окраинах молодого Российского государства становятся своего рода местами ссылки в страшные годы разгула кровавой опричнины.

Вполне вероятно, что среди таковых, как свидетельствуют архивные документы, оказался и Гавриил Игнатьевич Елизаров – один из первых жителей Тихого Плёса, в котором к 1565 году насчитывалось шесть дворов. Кем же был этот Елизаров?

К сожалению, мы не знаем о нём почти ничего. Возможно, вскоре он был прощён государем и возвращён в Белокаменную, что нередко случалось в те годы. А возможно, был брошен в царские пыточные подвалы и сгинул на дыбе – такое тоже бывало нередко. Только на территорию Казанского ханства в годы опричнины по указу Ивана Грозного сослали двести служилых людей. Их обширные владения были конфискованы. Взамен этого они получали поместья на новых землях. Разумеется, это была мизерная компенсация за отобранные наследственные вотчины.

Пребывание новых жителей в Свияжском уезде было недолгим. В 1567 году Иван IV простил половину опальных.

Большего о первых хозяевах села уже не сможет рассказать никто. Единичные старожилы вспоминали при общении со мной очень немногое из того, что им когда-то в детстве рассказывали их бабушки и дедушки. Собирать информацию приходилось буквально по крупицам. Но все местные сходились в одном: первоначально их село, возникшее примерно в километре от берега Свияги, имело другое название – Ягодная Поляна или просто Ягодное. И было оно обязано своим именем обширным полянам крупной луговой клубники, в изобилии произраставшей в его окрестностях.

 

ПРИВЕРЖЕНЦЫ СТАРОЙ ВЕРЫ

Семнадцатый век, вошедший в историю России как «бунтарский», принёс в жизнь простых людей немало потрясений. Одним из них стала широко известная церковная реформа патриарха Никона, послужившая причиной раскола православной церкви.

Приверженцы старой веры, храня старинное благочестие, отказывались признавать никонианские новшества – троеперстие и исправления в текстах Святого писания, объявили патриарха чуть ли не предтечей Антихриста. Стремясь избежать погибельной судьбы, они уходили в леса окраинных земель Русского государства и, селясь компактно, основывали скиты и храмы. Так, на живописных берегах свияжского плёса появились первые староверы-раскольники, так называемые староверы-поповцы. Среди прочих многочисленных старообрядческих сект и течений последние отличались тем, что, несмотря на гонения официальных властей, сумели сохранить у себя институт священников и ряд храмов.

 


Деревянная церковь в селе была возведена ещё во второй половине XVIII века, однако за долгие годы сильно обветшала. На пожертвования купца Павла Александровича Прибыткова, отошедшего в мир иной в 1883 году, был сооружён новый храм


 

Надо сказать, старообрядцы чувствовали себя здесь, на новых землях, довольно безопасно. Многие активно занимались торговлей и благодаря строгому воспитанию и целомудренному поведению в старообрядческой среде смогли довольно быстро добиться успеха в делах торговых и разбогатеть. К слову, именно из казанских старообрядцев вышли основатели таких известных купеческих династий, как Оконишниковы, Щетинкины, Маланьичевы, Четверговы и многие другие. Именно они жаловали значительные суммы на строительство храмов и различных богоугодных заведений.

Деревянная церковь в селе была возведена ещё во второй половине XVIII века, однако за долгие годы сильно обветшала. На пожертвования купца Павла Александровича Прибыткова, отошедшего в мир иной в 1883 году, был сооружён новый храм. Купец сразу откликнулся на просьбы местных жителей, не имевших средств даже на ремонт ветхой деревянной церкви, построенной еще в 1779 году.

 

ХРАМ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ГОСПОДНЕЙ

Павел Прибытков был и заказчиком проекта, и основным организатором строительства. Кирпич же для возведения нового каменного храма пожертвовал свияжский купец Фёдор Тихонович Каменев.

Сооружение храма длилось целых пять лет. Зато и возвели его на славу. В 1882 году строительство завершили, и новую церковь освятили в честь православного праздника Ризоположения. Церковь была трёхпрестольной и вмещала большое число богомольцев не только из Тихого Плёса, но и из соседних деревушек.

Даже сегодня, несмотря на долгие десятилетия вероотступничества и забвения (церковь в Тихом Плёсе закрыли перед самым началом войны), здание храма и его колокольня выглядят весьма внушительно. Крупный двусветный храм с высокой четырёхъярусной колокольней заметен издали. В эклектичной, но впечатляющей отделке присутствуют элементы древнерусского зодчества, барокко, позднего классицизма. Приделы освящены в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы и во имя святителя Филиппа митрополита Московского.

В семидесятые годы XVI века Свияжский Успенский монастырь получил село Тихий Плёс в своё распоряжение. Местные крестьяне были объявлены монастырскими.

Начиная с 1996 года храм и его территория принадлежали старообрядческой общине, хотя изначально он не был старообрядческим. (Кстати, казанские церкви на улицах Островского и Петербургская тоже являются старообрядческими.) Однако сейчас, как объяснили мне местные дачники, церковь в Тихом Плёсе вроде бы принадлежит Казанской епархии РПЦ.

 

ПОД РЯСОЙ СВЯЩЕННИКА – ТЕЛЬНЯШКА МОРПЕХА

 

 

А ещё в Тихий Плёс стоит приехать, чтобы послушать историю о священнике, настоятеле местного храма, который добровольно отправился в Донецкую область для духовной поддержки наших бойцов, где погиб во время артобстрела со стороны ВСУ.

Отец Анатолий (в миру – Григорьев) был настоятелем многих храмов нашего края. Улыбчивый, с прекрасным чувством юмора – таким навсегда запомнят знавшие его люди. Он родился в 1977 году в Чувашии. После школы поступил в ПТУ, получил «корочку» тракториста. Как и большинство ребят той поры, отправился в армию – служил в ВМФ в Севастополе. В Казань Анатолий Григорьев приехал в 1998 году. Его пригласил настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы протоиерей Михаил для помощи в восстановлении церкви. Помимо обязанностей настоятеля, отец Анатолий находил время на общественную жизнь – проводил лекции с детьми и подростками. Ребята с интересом слушали рассказы батюшки о службе на флоте, об армейских буднях, о пастырском служении. А в конце беседы отец Анатолий к восторгу мальчишек показывал им приёмы самообороны.

В начале этого года его назначили настоятелем храма в Тихом Плёсе. А в июле он с другими военнослужащими выехал в зону СВО на Украину.

Погиб отец Анатолий 9 сентября. Ему было всего 45 лет. У него остались жена и четверо детей, старшему из которых исполнилось 20 лет, а младшему – всего шесть.

На панихиду по отцу Анатолию пришло немало людей, в том числе его бывшие прихожане, знавшие батюшку лично. По их воспоминаниям, отец Анатолий часто восхищался природой и величественной тишиной над живописными свияжскими берегами. Что и говорить, зори здесь, как в известном военном фильме, действительно тихие…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще