Почему так важен этнографический диктант
Как мы уже сообщали, 3 ноября по всей России и во многих странах СНГ пройдет Большой этнографический диктант (см. «РТ» от 27.10.2017 г.).
О том, чем значима эта акция, проводимая накануне Дня народного единства, что показал диктант прошлого года и как обстоят у нас дела с этнографической грамотностью населения, мы говорили с одним из региональных кураторов диктанта, доцентом кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Казанского федерального университета Еленой Фроловой.
– Елена Валерьевна, в чем вы, как этнограф, видите смысл этой акции?
– Здесь есть несколько аспектов – политический, научный, культурно-просветительский. У нас традиционно многонациональная страна, здесь проживают 193 народа. И в Конституции у нас записано – «Мы, многонациональный народ Российской Федерации». Хотя специалисты-этнологи предпочитают термин «многонародная нация». То есть народов много, нация одна. И вообще, сейчас очень много говорят о формировании российской нации. В то же время мы отмечаем недостаточную информированность населения в том, что касается культуры, традиций, психологических, антропологических особенностей народов России. Потому что мы изучаем историю своей страны, язык, но почему-то не изучаем культуру народов, ее населяющих. А ведь знание всего этого является неотъемлемой частью формируемой сейчас гражданской идентичности. И все межэтнические конфликты – от недостатка информированности. Вот как раз эта акция и информирует людей, и пробуждает у них интерес к тому, чем отличаются обычаи живущих по соседству людей другой национальности. То есть тут и политика, и культурно-просветительский эффект.
Цель акции не столько получить какой-то цифровой результат – на какое количество вопросов ты ответил, сколько стимулировать интерес населения к этнографическим вопроса
Другой аспект я вижу в том, что таким образом популяризируется наша наука – этнология и этнография. Популяризация науки – это тоже очень важно. Вот когда в Америке говоришь, что ты антрополог, все, не надо никому ничего больше объяснять! Ты уважаемый человек. У нас спрашивают: а кто это? Что это за наука? В лучшем случае возникают ассоциации с физической антропологией – с черепами, скелетами… Даже для студентов, поступивших на нашу специальность (многие ведь поступают, потому что просто прошли по баллам), тоже бывает открытием, что есть такая наука. И с помощью таких акций люди узнают о науке, которая занимается в том числе культурными особенностями разных народов.
– В прошлом году Татарстан показал на этнографическом диктанте лучшие результаты в России – при среднем балле по стране 54 наши участники получили в среднем 81,3. На ваш взгляд, с чем это связано?
– Большую роль, считаю, играет наш Казанский университет, где есть кафедра, направление «Антропология и этнология». Наши студенты приняли активное участие в диктанте. Ну и, наверное, активный пиар этой акции у нас был, поэтому население заинтересовалось, и площадки для участников даже не справлялись с наплывом желающих.
Елена ФРОЛОВА, доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ: | |
Все межэтнические конфликты – от недостатка информированности. Вот как раз эта акция и информирует людей, и пробуждает у них интерес к тому, чем отличаются обычаи живущих по соседству людей другой национальности. |
– Почему в этом году решено добавить в диктант региональный блок – вопросы, связанные с тем регионом, где живет пишущий?
– В том-то и проблема, что даже о своем регионе, как выясняется, люди знают не много. Но есть другой момент. У нас, ученых, были претензии к некоторым прошлогодним вопросам, которые даже специалистам-этнографам оказались не по силам. Без специальной подготовки я вам тоже не скажу, например, какие праздники существуют у хантов или у манси. Видимо, в этом году решили сделать все же акцент на местные особенности, посмотреть, как люди ориентируются в жизни тех народов, которые их исторически окружают, посчитав, что соседи нам интереснее. Мы, например, всегда говорим, что у нас в республике господствуют традиции добрососедства, что у нас благоприятный межэтнический климат. А на чем он основан? Вот как раз на исторически сложившемся взаимодействии разных народов, в том числе на интересе к культурным особенностям тех, кто живет рядом.
– Проводился ли анализ по Татарстану – каков был контингент участников прошлой акции? Некоторые считают: раз у нас высокие баллы, значит, участвовали в основном пенсионеры, которые в целом грамотнее молодежи…
– Я могу сказать по Казани, поскольку курировала площадку именно здесь, – было очень много молодых людей. Но это опять же связано с тем, что у нас университетский город и на диктант пришли много студентов.
– В прошлом году (наверняка так же будет и нынче) на площадках не разрешалось пользоваться гаджетами. Но если человек отвечает на вопросы в Интернете, ему ведь никто не запретит тут же, в параллельном окне, залезть в Google…
– В Интернете не всегда можно сразу найти однозначный ответ на все вопросы. На это уйдет время, а на диктант отводится всего 45 минут. Ну и потом, цель акции не столько получить какой-то цифровой результат – на какое количество вопросов ты ответил, сколько стимулировать интерес населения к этнографическим вопросам. Поэтому даже неплохо, если человек залезет в Интернет и узнает, что это за народы, о которых у него спрашивают, какие у них праздники…
– Когда в прошлом году анонсировали акцию, организаторы заявляли, что по ее итогам будут вноситься коррективы в учебные программы. В этом году тоже об этом говорят. Что-то уже сделано или пока это только планы?
– Насколько я знаю, действительно, была мысль включить этнологию, этнографию в школьную программу. Пока об этом ничего не слышно. Но мы, ученые, если надо, готовы разработать соответствующий курс.