19 февраля 2019  5:39
Распечатать

Учитель для поколения Z

Школьные педагоги сверили часы в Елабуге на своем ежегодном международном форуме

 

kpfu1

 

2019 год: микрокомпьютеры будут встраиваться повсеместно – в одежду, ювелирные изделия, мебель и стены. 2025 год: электронику начнут имплантировать. 2031 год: 3D-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в больницах любого уровня, многие люди добровольно станут киборгами!

 

Ну а к 2038 году появятся роботизированные люди, оборудованные разнообразными опциями, – от глаз-камер до дополнительных рук-протезов.

Такую картину будущего представили организаторы Международного фестиваля учителей в Елабуге на тему «Цифровое поколение России». И подчеркнули, что готовить людей, которые все это воплотят в жизнь, – задача и сегодняшних учителей в том числе.

 


Исследуя генезис профессиональных проблем, татарстанские учителя искали на елабужском форуме ответы, открывали для себя новое более трехсот педагогов и десятки исследователей, специалистов в сфере образования из разных стран. Фестиваль состоялся в городе на Каме уже в девятый раз. Его проводит КФУ на базе Елабужского института ежегодно в августе, в преддверии нового учебного года. Образовательный форум завоевал авторитет как в учительской, так и в вузовской среде


 

С другой стороны, в ходе форума признали не слишком гармонирующий с картиной будущего факт: немало учителей, которые могут уверенно только… включить и выключить компьютер. А в остальном уверенности при использовании цифровых технологий не имеют.

Да и в целом заявленная тема содержит много противоречий. Впрочем, как и современная школа сама по себе. Исследуя генезис профессиональных проблем, искали ответы, открывали для себя новое более трехсот учителей и десятки исследователей, специалистов в сфере образования из разных стран. Фестиваль состоялся в Елабуге уже в девятый раз. Его проводит КФУ на базе Елабужского института ежегодно в августе, в преддверии нового учебного года. Образовательный форум завоевал авторитет как в учительской, так и в вузовской среде.

 

ОТ ДЕТСКОГО САДА ДО КЛИНИКИ

«Наверное, люди помоложе спокойно восприняли все, что нам сейчас показали. А мы все-таки привыкли общаться, ходить в гости, пить чай… Может, нам и еду в будущем станут в виртуальном режиме подавать?» Ильшат Гафуров, ректор КФУ, своей шуткой снял некоторое напряжение, возникшее в зале от невероятных перспектив технического прогресса, только что показанных на экране. Но тут же снова заговорил о цифровых технологиях – тех, которые уже сегодня применяются в обучении студентов, в том числе будущих педагогов.

«В КФУ созданы площадки для трансфера технологий. У нас есть инжиниринговый центр, нефтяные полигоны, опытные производства. Для подготовки врачей базой является наша собственная большая клиника. Цифровые технологии присутствуют везде. Мы тренируем будущих хирургов: сначала операция делается на симуляторе, при этом студент ощущает даже запах операционной. Уже есть симуляторы для «стандартных» моделей болезни, а следующий шаг – индивидуализация. Человека будут всесторонне обследовать, загружать данные в симулятор, и операцию врач вначале будет делать на нем, а затем уже – пациенту».

 

  В России запущен проект «Цифровая школа».
Решено создать единую цифровую информационно-образовательную среду для общего образования. К 2020 году планируется ввести электронные учебники практически по всем школьным предметам. Это позволит каждому ребенку выстраивать собственную образовательную траекторию.

Что касается образования, то площадками для отработки инновационных методик являются центр переподготовки учительских кадров, лицеи КФУ, а теперь открывается и свой детский сад.

Ильшат Гафуров отметил, что подготовка учителей нового поколения – одно из приоритетных направлений развития университета. Педагогическое образование занимает 17 процентов в общей структуре подготовки специалистов. «Профессия учителя будет востребованной и завтра, и послезавтра, поскольку каждый хочет получить образование. Школы будут всегда. Другое дело, как они будут выглядеть? Как и чему станут учиться наши дети? Это будет меняться в зависимости от вызовов времени», – подытожил ректор.

 

РАЗВЕ БЕЗ ИНТЕРНЕТА ЕСТЬ ЖИЗНЬ?

Действительно, какой будет школа? Выросли дети, которые не знают, что такое жизнь без Интернета. В России запущен проект «Цифровая школа». Решено создать единую цифровую информационно-образовательную среду для общего образования. К 2020 году планируется ввести электронные учебники практически по всем школьным предметам. Это позволит каждому ребенку выстраивать собственную образовательную траекторию.

Целая школа уместится в маленьком планшете. Но хорошо это или плохо? Ведь уже сейчас немало образованных людей запрещают своим детям использовать гаджеты, видя негативное влияние на когнитивные процессы. С одной стороны, дети уходят в гаджеты с головой. С другой, информационные технологии помогают сделать учебу интереснее, эффективнее. Вот и еще одно противоречие, которое обсуждали на фестивале.

Во Франции, к примеру, с 1 сентября нельзя будет пользоваться телефонами в школе, а родителям дошкольников правительство рекомендует ограничить время нахождения ребенка перед экранами гаджетов.

О германском опыте рассказала модератор фестиваля из Технического университета Дрездена Юлия Койнова-Цельнер: «У нас мобильные телефоны в школе не разрешаются. С приходом в школу ребенок должен закрыть телефон в своем шкафчике. В противном случае следуют штрафные санкции». Несмотря на огромные возможности для дистанционного обучения, каждый ребенок обязан посещать школу. «Домашнего обучения, как в России, нет. По закону обязательно посещение школы, даже если ребенок «инклюзивщик». Учитель необходим – кроме всего прочего, он готовит ребенка общаться с миром».

К слову, когда участникам фестиваля предложили проголосовать «за» и «против» использования телефона на уроке, голоса распределились примерно поровну. Мнение же юного поколения представили учащиеся IT-лицея КФУ – они присутствовали на фестивале виртуально, на экране. Так, Ангелина Кириллова была категорична: «Жизнь без гаджетов невозможна». А Артур Камалов отметил, что телефоны помогают на уроке – с их помощью ученики делают презентации. «Гаджеты – вещь полезная и вредная одновременно. Мы слишком на них надеемся и через какое-то время, я полагаю, не сможем без них жить, если не одумаемся вовремя», – рассудил юноша.

 

ВПЕРЕД, К СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ?

Однако для многих школ эти проблемы не очень-то актуальны. Например, для малых школ в сельской глубинке, где нет современных компьютеров и перебои с Интернетом. Этот вопрос прокомментировал вице-премьер – министр образования и науки Рафис Бурганов. «Конечно, школа школе рознь. Столичная, большая школа оснащена гораздо лучше, чем школа в дальней деревне. Но мы каждый год эту разницу стараемся сокращать и проводим много мероприятий в этом направлении. Думаю, такой разрыв не очень сильно сказывается на результатах сельских учеников. А мы работу динамично продолжаем».

 

kpfu2

 

Пока почетные гости фестиваля беседовали с журналистами, обозначился еще один противоречивый вопрос. Министра спросили, какие нововведения ждут школы республики в наступающем учебном году. Оказалось, при всей необходимости держать руку на пульсе современности и быстро меняться вслед за миром, делать это нужно очень осмотрительно.

«К сожалению, мы постоянно требуем от образования нововведений, причем даже не ежегодно, а каждую четверть, чуть ли не каждый месяц. И не всегда думаем о том, что образование – это во многом консервативный процесс. Чтобы методику отладить и увидеть результат, нужен не месяц, не два, а годы. Поэтому мы очень осторожно относимся к новым методикам, советуясь с экспертным сообществом», – отметил Рафис Бурганов.

Ильшат Гафуров его поддержал: «Может быть, нужно возвращаться к тому, что имела советская школа? Технологии развиваются очень бурно, девяносто процентов новых знаний появились за последние два года. Как можно научить детей всему этому? Никак. Человеческий мозг не способен переработать такой массив информации. Самое главное – уметь использовать полученные знания и компетенции. Мы должны давать базисные знания, а далее выпускники сами адаптируются к изменяющемуся миру. Наверное, этот тезис уже всем надоел, но мы должны учиться в течение всей нашей жизни».

 

СЛОЖНЕЕ С КАЖДЫМ ДНЕМ

Публичная лекция Раиса Шайхелисламова, директора Приволжского центра повышения квалификации и переподготовки работников образования, вернула к реалиям дня сегодняшнего: «Опыт показывает, что мы до сих пор не можем получить учителя, уверенно владеющего информационными технологиями. А уже столько лет прошло! Ведь с этими компетенциями надо идти к детям. С каждым днем сложность возрастает. И как тяжело сегодня учителю погружаться в эти цифровые технологии! Я по себе знаю».

Дети поколения Z совсем другие, иначе мыслят, действуют. Да, пришла пора нам всем самим серьезно учиться, сказал Раис Шайхелисламов, обращаясь к педагогам. При этом он отметил, что российский учитель заслуживает огромного уважения.

 


Во Франции, к примеру, с 1 сентября нельзя будет пользоваться телефонами в школе, а родителям дошкольников правительство рекомендует ограничить время нахождения ребенка перед экранами гаджетов


 

На фестиваль приехали представители издательств, их внимание директор центра обратил на необходимость модернизации пособий для учителя. Эти пособия не отвечают современным требованиям.

Например, мало методик и рекомендаций по междисциплинарной кооперации на уроках. «Мы по-прежнему занимаемся чисто математикой, физикой, химией, но трудно найти предметную область, где они встречаются. А ведь мир целостный. Нам надо учиться у западных коллег, которым удается объединять предметы», – отметил Раис Шайхелисламов. И даже собственно применение цифровых технологий пока в пособиях можно найти с большим трудом. А ведь это инструкция, к которой учитель обращается каждый день.

«Нужно двигаться вперед вместе, и успех обязательно будет. Передовые страны уже лет двадцать идут в этом направлении и не прекращают деятельность по реформированию системы своего образования. Так что успех придет, только надо понять наши проблемы», – заключил директор центра повышения квалификации.

 

РОБОТЫ ПОМОГАЮТ УЧИТЬСЯ

Новшеством нынешнего фестиваля стало участие в нем поставщиков товаров и услуг в сфере образования. Действовала выставка учебных роботов. Так, компания «Роботрек» привезла готовые наборы для изучения робототехники и нейротехнологий.

Дети могут, например, собрать модель кассового аппарата, который считывает коды. Или создать систему, которая силой мысли запускает какие-то механизмы. На основе этой технологии можно обустроить «умный дом»: сконцентрировались – свет включился. «Технологии вокруг везде, даже дома. И дети должны не только уметь ими пользоваться, но и понимать, как это устроено, чтобы потом при желании стать разработчиками. Также мы развиваем интерес в игровой форме, доступно объясняем основы физики. Дошколята уже знают, что такое, например, зубчатая передача. У них появляется огонек в глазах, интерес к инженерному делу и технологиям», – пояснила представитель проекта Екатерина Петровская.

 

kpfu3

 

А другая компания представила трехмерный российский конструктор «Фанкластик». Он формирует полноценное пространственное воображение. Из квадратиков и линеечек можно создать шар, точную копию Эйфелевой башни – что угодно!

«Стадию формирования 3D-мышления при обучении ребенка часто пропускают – сразу сажают его за компьютер. А человек с плоскостным воображением угробит всю отечественную промышленность и инженерию в том числе», – уверены представители компании. Свою разработку они называют уникальной и отмечают, что конструкторы успешно продаются на экспорт. «Это сайнс-арт, современное искусство на стыке творческого и технологического. Таких программ в образовании всего 0,2 процента в мире!» – отмечают разработчики.

 

ДОМОЙ С ДРАЙВОМ

Главным наполнением Фестиваля школьных учителей стали десятки мастер-классов и тренингов на разные темы – от преподавания конкретных предметов до сохранения здоровья школьников. Проводились и различные конкурсы. Абсолютной победительницей фестиваля признали учителя русского языка и литературы Нижнекамской гимназии №22 Динару Котляр. Ей вручили путевку в санаторий от Республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки.

В соответствии с духом времени и заявленной темой фестиваль широко освещался в социальных сетях. С их помощью многие участники продолжат общаться и делиться опытом. А восторженными отзывами уже поделились – эмоции зашкаливают, голова кипит, а полученный драйв очень кстати накануне 1 сентября!

 


Фото: kpfu.ru
Дата:23.08.2018
Выпуск: №122 (28504)


Открытая лабораторная 14.02.2019

Нервные клетки – восстанавливаются!

Дмитрий Менделеев не изобретал рецепта водки, нервные клетки восстанавливаются, человек вполне может жить с одним полушарием мозга. Эти и ряд других любопытных научных фактов смогли узнать участники «Открытой лабораторной», которая прошла 9 февраля....
2100
встреча-президента-с-ректорами 08.02.2019

Задачи с подсказками

Как поддержать молодых учёных и сделать из них настоящих патриотов? Какие сферы вузовской жизни требуют усиления? Об этом и многом другом говорили в День российской науки на встрече Президента Рустама Минниханова с ректорами вузов и руководителями научных учреждений республики....
4250
открытая-лабораторная 07.02.2019

К выносу мозга готовы?

«Эти вопросы вынесут вам мозг», - обещают организаторы международной акции по проверке научной грамотности «Открытая лабораторная», которая пройдёт на 300 площадках в 30 странах 9 февраля и будет приурочена ко Дню российской науки....
3570
минтимер-шаймиев 06.02.2019

Такой должна стать современная школа

Государственный Советник РТ, председатель попечительского совета Республиканского фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев провёл совещание по концепции полилингвального образовательного комплекса в Казани....
4680
Аркадий-Курамшин-стал-лауреатом-Всероссийской-премии-«За-верность-науке» 06.02.2019

Казанского учёного наградили за верность химии

Доцент Химического института им.А.М.Бутлерова Казанского федерального университета Аркадий Курамшин стал лауреатом Всероссийской премии «За верность науке»....
4441

Мнение

Наталия ФИШМАН, помощник Президента РТ:

наталия-фишман

Благоустройство российских городов должно проходить под руководством грамотных специалистов. Я полностью согласна с тем, что координировать их работу по всей стране могло бы специальное федеральное бюро, расположенное в Казани. Именно столица Татарстана будет наилучшей площадкой для реализации проекта.

Все мнения
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    19 февраля

    Роза Шарифулловна Заббарова, управляющая казанским трестом «Горводзеленхоз», депутат Госсовета РТ.

    Рафик Мухаметшович Мухаметшин (1955), ректор Болгарской исламской академии, член-корреспондент АН РТ, лауреат Госпремии РТ в области науки и техники.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров