В Татарстане реализуются новые форматы профессиональной поддержки молодых педагогов
Встречи в формате TeachMeet (в переводе с английского – «обучающие встречи») в уходящем учебном году стали регулярными для молодых педагогов Татарстана. Они призваны помочь начинающим учителям, ведь на таких встречах можно делиться проблемами и разными вариантами их решений, рассказывать о своих педагогических ноу-хау, обмениваться новыми идеями.
В рамках V Международного форума по педагогическому образованию, который проходил в Казанском федеральном университете в последние дни мая, уже пятый TeachMeet организовали в стенах Института психологии и образования КФУ.
Профессиональные требования к педагогам сегодня предъявляют серьёзные. Одна из так называемых элитных московских школ как-то опубликовала список того, что они хотят видеть в своих учителях. Список длинный. Но основной упор делается на том, что педагог должен постоянно учиться, повышать квалификацию, проходить через множественные стажировки и онлайн-курсы…
Рустам КАРИМОВ, руководитель Совета молодых педагогов Татарстана: | |
Встречи в формате TeachMeet помогают решить многие из этих вопросов, призваны показать молодому учителю, что его профессия нужна и интересна. |
От этого всего и у опытного-то педагога может голова пойти кругом, а молодым и подавно нелегко. Как рассказал на встрече руководитель Совета молодых педагогов республики, директор казанской школы №1 Рустам Каримов, статистика свидетельствует, что только две трети выпускников педвузов идут работать по специальности, треть из них уходит из школы в первые три года, а еще треть – в последующие пять-десять лет. Слишком много вызовов ждёт молодого учителя, а отвечать на них он часто совсем не готов. Он может быть отлично подкован теоретически, но не владеть нужной методикой преподавания предмета. Он не умеет выстраивать стратегию общения со всеми участниками процесса – учениками, родителями, коллегами, руководством… Он не справляется с валом бумажной работы, которая сегодня, увы, стала неотъемлемой частью учительства. Ну и так далее – перечислять можно долго.
Между тем в наших школах не слишком развит институт наставничества, когда за молодым педагогом закрепляется опытный коллега, который и подскажет, и научит, и выслушает, и даже посочувствует – иногда и это нужно.
– Встречи в формате TeachMeet помогают решить многие из этих вопросов, призваны показать молодому учителю, что его профессия нужна и интересна, – говорит Рустам Каримов.
Встречи проходят не только в столице республики, но и в других городах – Альметьевске, Набережных Челнах… Проводит их Совет молодых педагогов при поддержке Института развития образования (ИРО) РТ, который в этом учебном году начал реализацию проекта «Учитель 2.0». О нём участникам встречи рассказал представитель ИРО Марат Шаехов. В проекте предусмотрены и различные тренинги; и педагогическая олимпиада, в которой участвуют командами, развивая навыки сотрудничества; учтена и потребность в наставничестве. Причём делятся опытом с молодыми и опытные коллеги, и те педагоги, кто сам сравнительно недавно пришёл в школу, но уже достиг хороших результатов, и к тому же для обмена опытом предусмотрены не только очные встречи типа TeachMeet, но и разные онлайн-площадки.
Молодым педагогам, говорит Рустам Каримов, очень интересны такие новые форматы повышения квалификации и профессионального общения. Ну а в Институте развития образования надеются, что всё это поможет привлечь в школы больше талантливой молодёжи, которую не испугает необходимость постоянно учиться и отвечать всё на новые вызовы, диктуемые современному учителю временем стремительных перемен.